Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности в нетрадиционной технике.
статья
Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития – это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно- двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению – память.
Развитие творческих способностей ребёнка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.
Занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной техники способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками, получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала и т.д. Таким образом развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие точности и быстроты движений как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И.Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребёнка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету. Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развивается навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека». Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности в нетрадиционной технике.
Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития – это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно- двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению – память.
Развитие творческих способностей ребёнка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.
Занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной техники способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками, получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала и т.д. Таким образом развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие точности и быстроты движений как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И.Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребёнка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету. Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развивается навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека». Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630174-1430904845.jpg)
Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-319911-1382253385.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-725593-1605022665.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-949945-1505889899.jpg)
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...