Педагогический опыт
материал (младшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Педагогический опыт я пишу по теме самообразования "Развитие мелкой моторики через дидактические игры в младшем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_.docx46.45 КБ
Файл prilozhenie_k_ped_opytu.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Теремок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников

Городского округа закрытое административно-территориальное

образование Комаровский Оренбургской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Выполнила: Лялина Елена Алексеевна

      Воспитатель

 1  квалификационной категории

ЗАТО Комаровский

2024 год

Содержание

Модуль 1. Актуальность и перспектива опыта______________________3

Модуль 2. Теоретическая база опыта______________________________5

Модуль 3. Технология опыта____________________________________11

Модуль 4. Результативность опыта_______________________________15

ЛИТЕРАТУРА_______________________________________________  16

ПРИЛОЖЕНИЯ______________________________________________  17

Модуль 1. Актуальность и перспектива опыта

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский.

         На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

        Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных

действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Учѐные пришли к выводу, что формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребѐнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на общее развитие ребѐнка.

          Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года

жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Именно в младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

                Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Заучивание информации с применением такой гимнастики способствует улучшению внимательности, мышления и воображения.

Поэтому мероприятия по развитию мелкой моторики рук с помощью

дидактических игр и упражнений обязательно должны быть включены в программу по развитию речи, подготовке к письму и формирования способностей к самообслуживанию у дошколят. От того, как ловко дети смогут научиться манипулировать собственными пальчиками, зависит их последующее развитие.

Модуль 2. Теоретическая база опыта

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук.

Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной

координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Тонкая (мелкая) моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с ЦНС (центральной нервной системой), способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности ребѐнка к школьному обучению. Самая первая игрушка у любого ребенка – это его руки. С их помощью он

начинает познавать мир, который его окружает. Первый тактильный контакт

происходит еще не совсем осознанно, но по мере взросления ребенок начинает сознательно выбирать движения пальчиков и рук. От ловкости управления пальчиками зависит последующее развитие дошкольника.

Развитие мелкой моторики включает в себя:

- формирование хватательных движений – захват вещей разных размеров 1 или 2 руками (мячики, погремушки и т.д.);

-захват веществ или предметов щепотью (3 пальчиками);

- формирование соотносящих действий – умения правильно комбинировать 2 вещи или 2 части одной вещи (пирамидки, вкладыши, матрешки и т.д.);

- развитие навыков управления пальцами рук.

            В первое время движения руками и пальчиками неуклюжие, но потом они становятся более четкими и верными. Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять

точные движения руками и пальцами:

- брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком;

-открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

          Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребѐнка.

3. Малыш учится концентрировать своѐ внимание и правильно его распределять.

4. Если ребѐнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворениями, то его речь станет более чѐткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребѐнка, так как он учится запоминать определѐнные

положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Дидактические игры и игровые упражнения – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей.

                   Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

                  В результате проведения дидактических игр и игровых упражнений на развитие мелкой моторики кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три

группы.

Первая группа.      Упражнения для кистей рук

- Развивают подражательную способность;

- Учат напрягать и расслаблять мышцы;

- Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа.     Упражнения для пальцев условно статические

- Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более

точных движений.

Третья группа.       Упражнения для пальцев динамические

  • Развивают точную координацию движений;
  • Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • Учат противопоставлять большой палец остальным. 

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии

речи или какими-либо еѐ нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

- Игровые задания должны постепенно усложняться.

- Начинать игру можно только, когда ребѐнок хочет играть.

- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребѐнок неважно себя чувствует.

- Недопустимо переутомление ребѐнка в игре.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и

длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Традиционные:

- Самомассаж кистей и пальцев рук;

- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

-Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки

Предметная деятельность:

-игры с бумагой, глиной, пластилином, песком,

водой, рисование мелками, углѐм;

-Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

-Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

-Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,

массажными щѐтками;

-Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый,

природный, хозяйственно-бытовой.

Основные направления работы с детьми в ходе организованной деятельности:

  •  Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ѐжики, скалочки, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застѐгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров)
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание

Существует несколько эффективных упражнений для дошколят.

 «Делай как я»: взрослый (родитель или воспитатель) должен изобразить

какую-нибудь фигурку своими пальцами. Малыш должен повторять движения за взрослым.

 «Повторяй за мной»: для этого упражнения используются пуговки

разных цветов. Взрослый раскладывает на столе определенный узор. Малыш

должен изобразить такую же фигуру, взяв пуговицы своими маленькими

пальчиками. Если с первого раза у ребенка не получится, фигуру необходимо

упростить и попытаться снова. Если и в таком случае не получается, то ребенок сам должен придумать узор, а взрослый – повторяет за ним.

 «Золушка»: это упражнение способствует эффективному развитию

тонкой моторики. Необходимо смешать на ровной поверхности 2 разновидности крупы, например, рис и горошек. После этого необходимо отобрать горох от риса. Чтобы игра получилась максимально увлекательной, можно попытаться посоревноваться с ребенком.

 «Дорожка из бельевых прищепок»: разноцветные прищепки для белья

тоже могут оказать посильную помощь в развитии моторных функций. Нужно взять 10-15 разноцветных изделий и поделить их ровно на 2 части. Одна из частей будет использоваться ребенком, а другая – взрослым. После этого в духе соревнования малышу необходимо предложить смастерить из прищепок дорожку. Для этой цели прищепка цепляется за хвостик одна к другой.

 «Колобок улыбается»: сначала на 2 листах формата А4 необходимо

изобразить 2 колобка с носиком и глазками (улыбку изображать пока не нужно). Затем малышу нужно дать 2 кусочка пластичной массы (тесто или пластилин) и попросить его, чтобы он сделал улыбки для нарисованных колобков. Для этой цели кусочки раскатываются, чтобы из них получилась длинная колбаска. Их нужно закрепить на рисунках, чтобы у колобков получилась грустная или веселая улыбка. Со временем задание можно усложнить. Например, можно делать сразу 2 колбаски из пластилина, используя обе руки. Также можно раскатывать пластилин одним

пальцем.

«Найди предмет»: в детской песочнице (либо в контейнере с крупой)

следует спрятать несколько игрушек. Ребенок должен их попытаться найти,

перерывая песок (крупу). Это упражнение нацелено на развитие моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Кроме того, нежелательно для таких игр пользоваться мягкими игрушками, т.к. они быстро загрязнятся.

Чем же еще можно позаниматься с детьми для развития мелкой моторики рук?

1.Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – цветок (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся).

2. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто и лепить из них задуманные фигурки.

3. Запускать пальцами мелкие волчки.

4. Катать по очереди каждым пальцем шарики, камешки, мелкие бусинки .

5. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводиться сначала правой, а потом левой рукой.

6. Показать отдельно только один палец – большой, указательный, затем два

(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

7. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

8. Махать в воздухе только пальцами.

9. Кистями рук делать «фонарики».

10. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе

11. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

12. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

13. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

14. Застѐгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить  механические игрушки ключиками.

15. Закручивать шурупы, гайки.

16. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, пазлами.

17. Складывание матрѐшек.

18. Игры с вкладышами.

19. Рисование пальчиками в воздухе.

20. Игры с крупами, песком, водой.

21. Мять руками поролоновые шарики, губку.

22. Рисовать, раскрашивать, штриховать. Рисовать различными материалами (ручкой,  карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углѐм и т. д.)

23. Игры-шнуровки.

Но при выполнении любых упражнений необходимо учитывать, что они

должны проводиться исключительно под наблюдением взрослого. Это поможет исключить вероятность попадания маленьких вещей в нос или рот малыша. Кроме того, для игры запрещается применять колкие, острые и другие предметы, которые могут стать причиной травматизации.

        Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребѐнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

       Одним из главных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

 Родители совместно с работниками дошкольных учреждений должны активно заинтересовывать ребенка, превращать обучение в интересную игру, поощрять и хвалить ребенка не только за то, что он делает, но и за то, что он пытается и старается сделать.

        Следует помнить, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он научится логически рассуждать, у него лучше будут развиваться память, внимание, связная речь.

 В то же время дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро

утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Модуль 3. Технология опыта

           Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и

систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных

способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению

психического и физического развития  ребенка.

В своей работе по развитию мелкой моторики у младших дошкольников я

применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные

принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений: не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением;

• Последовательность – (от простого к сложному): сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход: подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Работа по развитию мелкой моторики проводилась с детьми  младшей

группы. В группу приходят дети  домашние, у них не были сформированы

навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием

воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

            В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений. Диагностику проводила с помощью следующих упражнений:

1.Упражнение «Фонарики»

2. сжимание и разжимание кулачков

3. потирание кулачков

4. сминание бумаги в кулаке

5.поочередное поднятие (отрывание от стола) пальчиков:  кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

Критерии оценки выполнения детьми упражнений можно разделить на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей (14 детей) имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30%

  1. детей) – средний уровень, исходя из того, что в группе было 20 детей Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила

провести с детьми более углубленную работу в этом направлении, работая в

сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

1. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

2. Усовершенствована предметно-развивающая среда;

Условия для развития мелкой моторики

Для успешного решения этих задач провела анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)  среди родителей воспитанников по данной теме, подобрала и изучила методическую литературу, статьи в Интернет-ресурсах по этой теме.

На основе результатов анкетирования и изучения данной литературы:

- разработала перспективный план по развитию мелкой моторики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1),

 - дополнила предметно-развивающую среду развивающими дидактическими играми;

 - оформила  примерную  картотеку  дидактических игр  (с карандашами, крупами,  бросовым материалом,  конструктором, мозаикой, счетными палочками и т.д.) по развитию  мелкой  моторики  для младших дошкольников  (ПРИЛОЖЕНИЕ  3),  которую можно использовать и в домашних условиях.

 Система работы с детьми по развитию мелкой моторики.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми и с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

• пальчиковые игры,

• игры с предметами,

• дидактические игры и упражнения.

          Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального

подъема, положительных эмоций и радости. Особое внимание уделялось

дидактическим играм и упражнениям.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки

оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,

разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые

бассейны с различными наполнителями.

-«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих

элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

-«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному

развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из

мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно

манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

-Игры с бусинками («Разноцветные бусы», «Сделаем бусы куклам (маме)») -

помогают скоординировать движения обеих рук. Ребѐнку предлагаются для

нанизывания на верѐвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

-Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию,  мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений,  гибкости кисти и раскованности движений вообще.

-Пальчиковые (сенсорные) дорожки, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук, а также на координацию речи с движением.

- Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное

воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также

становлению речи.

               Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

-игры с пластилином или тестом: детские ручки усердно трудятся с такими

материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

-рисование карандашами: именно карандаши, а не краски или фломастеры,

«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя

решить без участия родителей. С родителями воспитанников  младшей

группы провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и

значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего

дошкольного возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

• специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

• формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

            Кроме того, с родителями был проведён  мастер-класс на тему:

«Конструктор Велькрошка» (умный конструктор своими руками)

(Приложение 4), консультация  «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития младших дошкольников».

          В родительском уголке регулярно помещаю информацию (папки-передвижки и рекомендации) по развитию мелкой моторики дошкольников в быту, различные памятки по данной теме.

         Также родители участвовали в пополнении предметно-развивающей среды по данной теме и в изготовлении некоторых дидактических пособий.

                       Модуль 4. Результативность опыта

          Обогащение в группе необходимой предметно-развивающей среды,

способствующей развитию мелкой моторики, учет возрастных особенностей детей, поддержка и помощь родителей помогают добиваться поставленной цели.

-Через дидактические игры и упражнения дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов.

-У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы.

-Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни.

-Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают

дружеские отношения.

         Таким образом, в результате уже  проделанной работы пришла к заключению, что только планомерная и систематическая работа по развитию мелкой моторики с детьми, имеющими нарушения речи, увеличился объѐм и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились более свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

Список литературы

1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Mеждунар.

науч. конф.(г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара, издательство

АСГАРД, 2016.// Молодой ученый — 82 с.

2. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. – ТЦ Сфера.

М., 2017 г.

3. Бардакова, Н. И. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в

дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 — С. 7-9.

4. Ветрова В.В. «Во что играть с ребѐнком до 3 лет». - ТЦ М., 2011.

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ.// Автор-составитель Е. Н. Панова.

– Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.

6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» - ТЦ М., 2011.

7. Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребѐнком. – М.: Обруч, 2012.

 8. Носачева Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через

игры и игровые упражнения// Молодой ученый. – 2017. – с.44-47

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика –

Синтез, 2011.

10.Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План по самообразованию

Сентябрь

-Проведение диагностического

исследования (первичное)

-Изучать литературу и опыты работ по данной теме. (в течение года)

-Создание картотеки пальчиковых игр, дидактических игр и упражнений

-Самомассаж

-Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной,

познавательной, физической и т.д.)

-Повышение своего уровня знаний, профессионального.

- Обогащение развивающей среды.

-Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

-Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Октябрь

-Дид/игры с прищепками

-Заучивание пальчиковых игр:

«Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!"

-Дид/игры «Шнуровки»

-Учить детей пользоваться

прищепками «дождик для тучки»,

«иголочки для ѐжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.

Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать

Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

-Развитие мелкой моторики рук. .

Улучшить координацию и точность

движений руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность;

-Учить детей соприкасаться

поочередно пальчики одной ладони с

другой, начиная с большого пальчика.

-Развитие сенсомоторной

координации, мелкой моторики рук;

развивают пространственное

ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости  и терпения.

Ноябрь

-Анкетирование родителей по мелкой моторике

-Анализ анкетирования.

-Дид/игры с сыпучими

материалами («сухой

бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

-Создание разнообразного

«Пальчикового театра»

-Заучивание пальчиковых игр: «Осень, осень, листопад»,

«Дождик», «Деревья» и др

-Выявить степень осведомленности

родителей о том, что такое «мелкая

моторика».

-Определить степень

осведомленности о том, как развивать

мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

-Укрепление и развитие мелкой

моторики пальцев рук, повышение

чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и

терпеливости в работе; снятие

эмоционального напряжения.

-Создание игровой среды для

самостоятельной театрализованной

деятельности детей.

-Развивать мелкую

моторику рук с использование

пальчикового театра.

-Продолжать учить детей выполнять

действия рук в соответствии словам;

развитие мелкой моторики

Декабрь

-Дид/игры: «Массажный мячик»

-Создание картотеки игр с массажными мячиками.

-Дид/игры «Веселые упражнения с карандашами»

-Заучивание пальчиковых игр:

"Новогодние игрушки",

«Снежок», «Дедушка Мороз»

-Развивать сгибательные и

разгибательные мышцы кистей рук.

 -Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

-Развивать координацию движений

-Учить раскатывать карандаш между

ладошками. Улучшать координацию

движений кисти, активизировать речевые центры мозга, движения пальцев рук.

-Учить детей поочередно соединять

большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе.

-Развивать переключаемость общих и мелких движений

Январь

-Консультация для

воспитателей «Игры на

развитие мелкой моторики рук»

-Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

-Настольная игра «Мозаика»

-Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши

ручки?», «Тили - бом»

-Повысить компетентность

воспитателей и сотрудников дома ребенка в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

-Развитие координации движений

пальцев ведущей руки;

-Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

-Продолжать учить детей выполнять

действия рук в соответствии со словами

Февраль

-Создание пособия «Сенсомоторные дорожки»
 

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин, макарон на

шнурок, проволоку

-Заучивание пальчиков.

игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»

-развивают моторику, зрительное

восприятие, внимание, память,

усидчивость, интуицию, помогают

познакомиться со свойствами разных

предметов и поверхностей.

- Развивать соотносящие действия,

координацию действий обеих рук,

эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

- развивать моторику рук, выполняя

имитационные движения в сопровождении

стихотворного текста

Март

-Консультация для педагогов «Использование дидактических игр как средства развития мелкой

моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

-Создание пособия «Радуга замочков»

-Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы»,«Тесто», «Компот»

-Выставка для педагогов дидактических пособий и картотеки

дидактических игр на развитие мелкой

моторики дошкольников

развитие и совершенствование

движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя

имитационные движения в сопровождении

стихотворного текста

Апрель

-Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

-Дид/игра "Чудесный мешочек" (определи игрушки на ощупь)

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

-Презентация для родителей по теме

Выставка для родителей дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

-Учить детей определять на ощупь

предметы, развивать тактильные

ощущения.

- Развивать речь ребенка.

Активизировать движения пальцев

рук

Май

-Дид/игры «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Выставка дидактических игр и

пособий по развитию мелкой моторики рук

детей.

Диагностика уровня

развития мелкой моторики

-Развивать пространственные

представления, мелкую моторику;

закреплять счѐтные навыки; развивать

фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей

на значимости их помощи. Отметить

успехи активных родителей,

занимающихся с детьми пальчиковыми играми

Проведение контрольного

диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить положительные

результаты проделанной работы,

проанализировать недостатки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

"Развитие мелкой моторики у дошкольников»

1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребѐнка? (подчеркнуть)

- Да.

- Затрудняюсь ответить.

- Нет.

2. В каком возрасте нужно начинать еѐ развивать? (подчеркнуть)

- В младенчестве

- 3-4 года

- 7 лет.

3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?

_________________________________________________________

4.Какой нетрадиционный материал используется в работе? (подчеркнуть)

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки.

- Конструктор, мозаика.

- Кубики, пирамидки, матрѐшки.

5. Где берѐте информацию о видах развития мелкой моторики? (подчеркнуть)

- В детском саду.

- В ТВ.

- В интернете.

- Подсказывает своя интуиция.

6.Как ребѐнок выполняет задания игры? (подчеркнуть)

- Пассивно

- Активно

7. Как ребѐнок воспринимает установку к игре? (подчеркнуть)

- С первого раза.

- Требуется многократное объяснение.

- Требуется объяснение и показ действий.

8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. Если да, то откуда? (подчеркнуть)

- Нет, не знаю

- Нет, не знаю, но что-то слышал от ребѐнка.

- Знаю, рассказал ребѐнок, играем вместе.

- Знаю, поинтересовался у воспитателей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по развитию мелкой моторики

для детей младшего дошкольного возраста.

Цели:

 -стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

- развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

- развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

- подготовка кисти руки к письму;

- развитие сенсомоторной координации рук;

 -влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

- формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

 -развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию

понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- развитие внимания, восприятия, мышления;

 -развитие творческих способностей.

ИГРЫ с КРЫШКАМИ

1.Дидактическая игра «Разноцветные квадратики»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.

Дидактические задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать навыки порядкового счета;

• Формировать навык совместного выполнения задания;

Развивающие:

• Развивать зрительное восприятие и внимание;

• Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.

Активизация словаря: ступеньки, крышка, закрутить, открутить, синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый.

Дидактический материал: панно с прикрепленными винтами для крышек разных цветов.

Описание игры. Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук. Работу проводим индивидуально. Перед ребенком панно, на котором в виде квадратиков прикреплены винты с крышками разных цветов. В конце игры можно посчитать крышки. Ответить каких крышек больше, а каких меньше.

2.Игровое пособие из бросового материала «Сухой бассейн».

Цели: сохранять и укреплять физическое здоровье детей. Совершенствовать закаливающие умения и навыки. Закреплять сенсорно – моторные умения.

Отрабатывать навыки счѐта в прямом и обратном порядке.

Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.

Способы использования:

1 способ. Массаж рук. Дети отпускают руки в ѐмкость с пробками и выполняют различные движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.

2 способ. Сенсорика. Здесь можно предложить множество вариантов использования пособия. Всѐ будет зависеть от фантазии педагога. Например: детям раздают листы картона различного цвета и предлагают выбрать и разложить на нѐм пробки, соответствующего цвета.

3.Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей нанизывать бусы в определенной последовательности (желтый, желтый. красный). Развивать мелкую моторику рук.

Правила игры: На карточках изображены бусы, детям дается образец.

Воспитатель: Ребята посмотрите на карточке изображена кукла с бусами но она затрудняется собрать бусы для своих друзей, давайте поможем кукле?

Дети по образцу заполняют пустые кружочки.

ИГРЫ с КАРАНДАШОМ

Оборудование: карандаш

1. Детям раздаются гранѐные карандаши.  Ребѐнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Дидактическая игра «Веселые карандаши»

Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Девочки и мальчики,

разминаем пальчики.

Карандашиком потрѐм

и ладошки разомнѐм!

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу!

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу!

Правила проведения упражнений с карандашами:

- Вначале движения делают медленно.

- С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей.

- Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение этих упражнений.

- Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев. Вначале движения делают медленно.

Упражнения с карандашом

-«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

-«Поставь точку»

 Ребенок держит карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и

указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и скользит пальцами вниз к грифелю. И так несколько раз.

РАБОТА с РЕЗИНКОЙ

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребѐнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях»

Игра «Чудесные превращения»

Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, альбом к игре.

Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.

Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус. Дети рассказывают, во что превратилась фигура.

Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Игра «Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребѐнок развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребѐнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребѐнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

ИГРЫ с ШАРАМИ

1.Дидактическая игра «Разноцветные шарики»

Оборудование: разнообразные шарики

- Попасть шариком в цель (в игрушку).

-Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

-Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

- «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерѐдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками

2.Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

Оборудование: бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребѐнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определѐнном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

3.Дидактическая игра "Выложи узор"

Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

Ход.

1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

4.Дидактическая игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

ИГРЫ с ПРИЩЕПКАМИ

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 1.Развитие мелкой моторики.

2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. развитие чувства ритма;

4. развитие конструктивного мышления;

5. формирование положительного настроя на работу

ИГРЫ со ШНУРКАМИ

1. Разместить на столе верѐвочку, шнурок зигзагом и предложить ребѐнку:

• перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

• «прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху – на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики,  инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Задачи:

Образовательные:

-повышать уровень развития ребѐнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-закреплять знания о цветовой гамме.

Развивающие:

-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

Воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

Ход игры.

Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).

Вариант игры:

1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

Методические указания к игре:

Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребѐнку овладеть пространственным ориентированием,

освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.

ИГРЫ со СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Дидактическая игра «Волшебные палочки»

Описание:

игра предназначена детям младшего дошкольного возраста.

- Для игры подобраны счѐтные палочки разных цветов.

- 3 набора карточек: 1 – цветные карточки с недорисованным сюжетом, 2 – белые карточки сосхематичным изображением предмета, 3 - маленькие карточки, с изображением узора.

Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Задачи:

Образовательные:

-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счѐт (один много).

Развивающие:

- развивать сенсорные способности;

- развивать конструктивные навыки, координацию движений;

- развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

Варианты игры:

1. Расскажи, что изображено на картинке, какого цвета палочки составляют предмет (картинку).

2. Придумывание историй по картинкам.

РАБОТА с МОЗАИКОЙ

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

ИГРЫ по РАЗВИТИЮ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Игра «Потрогаем»

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Дидактическое пособие «Волшебные коврики»

Цель: способствовать развитию сенсорного опыта.

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук

- формировать активный словарь детей

- развивать речь

- логическое мышление

- цветовое восприятие

- формировать представление об окружающем мире

- умение играть в коллективе.

Описание.

Дидактическое пособие «Волшебные коврики» изготовлен из таких материалов, как фетр, ситец, синтепон. А дополнением к картинкам служат съемные детали, снабженные кнопками разных размеров, бусинами, пуговицами, «липучками», молнией, крючками и т. д.

«Что на что похоже»

Предложить ребѐнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и

попытаться сказать, что напоминает еѐ поверхность.

 «Кто какой на ощупь»

Попросить ребѐнка сказать, какого человека напоминает та или иная

карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

 «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая

неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

 «Золушка»

 насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же

емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Месим тесто»

 Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку. А."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком.

ЗАКРУЧИВАНИЕ ПРОБОК

«Бусы для любимой бабушки»

 Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

 «Покорми Куклу».

Под пробкой-шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Дидактическая игра «Найди приз»

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения,

игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком

разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и

аккуратно сложить фантики.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

«Забавная змейка»

Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Пуговки-застежки».

На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

 Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

 Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

 Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

ИГРА с КИНДЕРАМИ

Дидактическая игра «Курочка»

 (Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри)

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

 Ход игры: (рассмотреть курочку, у которой много яичек)

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Консультации для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым

соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление

пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование

головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори

косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

 Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости

предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление

движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребѐнка заставлять.

 Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушекшнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее,

выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

 Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в

особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь

на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20

лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать

крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

 Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность

большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке,

это наверняка проблемы с моторикой.

 Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется

со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения,

а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей

пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой

моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается

форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще

учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование

физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям

для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки,

связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то

она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей.

Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы

ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной,

а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме,

позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие

пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику,

играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

1. Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что

положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.

29

3. Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

Например: Ак - ак - ак, вырос в поле мак, Ук - ук - ук, вот ползет паук.

Убегаем от паука домой, а там висит "Замок" (упражнение для развития мелкой моторики).

В подготовительной группе учим с детьми буквы. Дети любят контур каждой буквы

выложить из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков, т.п.) из камешков,

пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит),

вылеплять из пластилина (алфавитное печенье). Это ли не развитие моторики?

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало

статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей

рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии.

Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования

полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи,

координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных

компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются

навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не

произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти

звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности

ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.

Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо

для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное

становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации

движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего

школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и

прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так

называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих

детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная

неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж

рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют

мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе

важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки,

подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус,

что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи

и мышления ребенка Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной

группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их

проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным

средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие

мышления ребенка.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами

в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо

и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.

Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной

гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством

повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная

тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от

мышц и суставов, поступает информация. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных

ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание,

вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

30

Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает

положительное воздействие на головной мозг.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

 ―Погладим котѐнка‖ – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие,

выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

 ―Весѐлые маляры‖ – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с

одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

 Задания на удержание позы кисти руки:

 ―Зайчик‖ – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны

указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

 ―Кольцо‖ – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные

пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

 Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:

 «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Строим забор, дом,

дерево и т.п. – из счетных палочек

 Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

 Кто спрятался в комочке.

 Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие

предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

 Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох

 Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.

 «Застегни одежду»

 Шнуровки

 Найди фигурки в сухом бассейне

 Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты

 Выложи из геометрических фигур медведя или других семян

 Выкладывание букв из различных материалов

 Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра

 Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.

 Собирание разрезных картинок

 Собери пирамидку

 Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки, одежду

 Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу

 Игры со шнурочком – выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или

выкладывание контура птицы

 Обведи и раскрась

 Сматывание толстых ниток в клубок

 Украшение новогодней елки

 Обведение трафаретов

 Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н–р: дерева (зимний пейзаж)

 Работа с водой и пипеткой

 Плетение коврика из полосок цветной бумаги

 Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи

 Аппликации, складывание оригами

 Цепочки – из конструктора

 «Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы

 Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином

 Кляксография, рисование

 Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.

31

Консультация для родителей:

«Дидактические игры и упражнения для развития

мелкой моторики рук и пальцев».

 В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем

появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе

проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей

была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев

соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же

развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и

качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к

письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию

неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими

формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше –

меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение

коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в

младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на

активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно

выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например,

―Сорока‖), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:

застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и

упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как

и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения

программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее

проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и

т.д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

 перемотка ниток;

 завязывание и развязывание узелков;

 уход за срезанными и живыми цветами;

 чистка металла;

 водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду,

предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье

(объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание,

перетирание, полоскание, отжимание);

 собирание разрезных картинок;

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию

представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Преимущества использования конструктора:

 с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя

испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут

быть пригодны для организации игры;

32

 при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и

привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков.

Ребенок уже испытывает чувство успеха;

 поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на

ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую

позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

 конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно

легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: ―Дом‖, ―Аэропорт‖, ―Зоопарк‖,

―Семья‖ и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.

Игры с мелкими предметами

1. ―Кто запомнит?‖

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы,

нарисованные на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен

внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый

убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он

только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

2. ―Волшебный куб‖

Оборудование: ―волшебный куб‖ – их сейчас продается великое множество с различной

тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить

самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по

выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать

соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом

этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в

другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно

предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что

нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из

картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод

рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны,

сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета

(или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов).

Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие

бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого

задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок,

но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество,

углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются

элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости,

освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и

осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура

руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом,

33

акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких

мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму

специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения

линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные

материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо

также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце,

собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки

для приготовления кексов;

2. рисование по опорным точкам;

3. дорисовывание второй половины рисунка;

4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку

(графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять

такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием.

Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и

красивее.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой

мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию

воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным

результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить

волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной

работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и

подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Советы родителям:

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить

другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не

стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу!

Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если

что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт

неудач).

Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи,

походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и

оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня

ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....