Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
картотека (средняя группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактических игр по развитию речи в средней группе
1 | Назови одним словом Цель: формировать умение обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас. Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д. | Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение | |
2 | Разговор по телефону Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО. | Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил? | |
3 | Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. | Ход игры:
| |
4 | Наоборот Цель: формировать умение подбирать противоположные | Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … |
по смыслу слова | Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … | ||
5 | Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный | |
6 | Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует… | |
7 | Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную | Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
| |
8 | Драматизация сказки «Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи. | Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом Курицы – нести яйца Петушок – рано утром всех будить. | |
9 | Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами | Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок» Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок» |
10 | Узнай по описанию Цель: продолжать формировать умение составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде | Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение: дети объясняют свой выбор роль водящего выполняет ребенок | |
11 | Что из чего сделано? Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе | Ход игры: Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - … Сковорода из чугуна - … | |
12 | Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов. Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур. | Ход игры: Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю Что он делает? Хрюкает Как подает голос котенок? Мяукает? Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница» | |
13 | Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных | Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка Шапка – шапочка Снег – снежок И т.д. | |
14 | Где мишка искал свой мяч? Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, | Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают Что делает мишка? (спит) Где спит мишка? (на кровати) Что сейчас делает мишка? (встал) |
активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов. | Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит) Где он сидит? (на кровати) Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…) | ||
15 | Что за предмет? Цель: формировать умение называть предмет и его описывать. | Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» | |
16 | Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. | Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4. | |
17 | Кто больше увидит и назовёт Цель: формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. | Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки. | |
18 | Олины помощники Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. Материал: кукла Оля. | Ход.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
|
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) | |||
19 | Скажи, какой? Цель: формировать умение детей выделять признаки предмета. | Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» | |
20 | «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. | Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. Метель — метет, вьюжит, пуржит. Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, … Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д. | |
21 | «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. Материал. Элементы костюма животных | Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается. | |
22 | «Кто больше действий назовёт» | Ход. Приходит Неумейка и приносит |
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:
| ||
23 | «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. | Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
Был Буратино в детском саду, когда дети:
| |
24 | «Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) Материал. Мелкие игрушки. | Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились не прошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на |
поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом 1Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их пом | |||
25 | "Подбери рифму" Цель: развивать фонематический слух | Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве ... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. | |
26 | Угадай, кто мой друг. Цель: упражнять в составлении описательного рассказа. Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. | Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного. | |
27 | Отвечай быстро! Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства | Ход игры: Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: |
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | |||
28 | "Кто кем был или что чем было" Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем | Кем или чем раньше был: цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? | |
29 | Где мы были , мы не скажем.." Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием. | Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим. | |
30 | "Закончи предложение" Цель: употребление сложноподчинённых предложений |
куда? (в конфетницу)
|
потому что... (заболела)
| |||
31 | "Зоопарк" Цель: развитие связной речи | Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. | |
32 | Что из чего сделано? Цель: формировать умение детей определять материал из которого сделан предмет. Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д. | Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. | |
33 | «Доскажи слово» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша... Ро-ро-ро — у нас новое вед... Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.. Ре-ре-ре — стоит дом на го... Ри-ри-ри — на ветках снеги... Ар-ар-ар — кипит наш само.... Ры-ры-ры — детей много у го... | |
34 | Наоборот Цель: формировать умение | Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький |
подбирать противоположные по смыслу слова | Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … | ||
35 | Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный | |
36 | Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную | Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
| |
37 | Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует… | |
38 | Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов. Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур. | Ход игры: Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю Что он делает? Хрюкает Как подает голос котенок? Мяукает? Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница» | |
39 | Что за предмет? Цель: формировать умение называть предмет и его описывать. | Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» | |
40 | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: | Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. |
предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | Например:
| ||
41 | Отвечай быстро! Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства | Ход игры: Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | |
42 | Где мы были , мы не скажем.." Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием. | Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим. | |
43 | Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, | Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а |
ориентируясь на его основные признаки, описание. | задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4. | ||
44 | «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. | Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
Был Буратино в детском саду, когда дети:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.
Дидактические игры....
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы
Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...
Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе
Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе...
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.
В картотеке представлен материал по ознакомлению детей средней группы по развитию речи посредством дидактических игр....
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №57 «Одуванчик» Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе Подготовила воспитатель:Чап...
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя....
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы....