Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
картотека (средняя группа)

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактических игр по развитию речи в средней группе

1

Назови одним словом Цель: формировать умение обобщать предметы одним

словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

2

Разговор по телефону Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка.

Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

3

Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

  • дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
  • голова, туловище, лапы, крылья (птица)

4

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные

Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – …

по смыслу слова

Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …

5

Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

6

Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

7

Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

  • тарелка, стакан, корова, чашка
  • чашка, стакан, тарелка, кружка

8

Драматизация сказки

«Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

  • Дай нам работу
  • А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

9

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный

материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок:

«У коровы теленок, а у козы козленок»

10

Узнай по описанию Цель: продолжать формировать умение составлять описательные

рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

дети объясняют свой выбор

роль водящего выполняет ребенок

11

Что из чего сделано? Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и

прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

12

Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный

материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю

Что он делает? Хрюкает

Как подает голос котенок? Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

13

Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка Шапка – шапочка Снег – снежок

И т.д.

14

Где мишка искал свой мяч? Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами,

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

Что делает мишка? (спит) Где спит мишка? (на кровати)

Что сейчас делает мишка? (встал)

активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

Где он сидит? (на кровати)

Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

15

Что за предмет?

Цель: формировать умение называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

16

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2

признака. Если дети затрудняются 3-4.

17

Кто больше увидит и назовёт

Цель: формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

18

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

  • К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

  • Что это? (Это ноги)
  • Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

19

Скажи, какой?

Цель: формировать умение детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

20

«Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

21

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных

Ход.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг.

Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

22

«Кто больше действий назовёт»

Ход.

Приходит Неумейка и приносит

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:

  • Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
  • Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
  • Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

23

«Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

  • Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
  • Зевают, отдыхают, спят…
  • Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

  • приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
  • обедают, благодарят…
  • одеваются, прощаются…
  • лепят снежную бабу, катаются на санках

24

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились не прошенные гости.

Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на

поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

1Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их пом

25

"Подбери рифму"

Цель: развивать фонематический слух

Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже.

Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

26

Угадай, кто мой друг. Цель: упражнять в составлении описательного рассказа.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.

Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.

Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее.

Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

27

Отвечай быстро!

Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства

Ход игры:

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

28

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Кем или чем раньше был: цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью),

рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой),

велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

29

Где мы были , мы не скажем.."

Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа.

Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим.

30

"Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений

  • Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
  • Папа принёс конфеты и положил их ...

куда? (в конфетницу)

  • Марина не пошла сегодня в школу,

потому что... (заболела)

  • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

31

"Зоопарк"

Цель: развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

32

Что из чего сделано?

Цель: формировать умение детей определять материал из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная                баночка, металлический        колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

33

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова        громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша... Ро-ро-ро — у нас новое вед... Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.. Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги... Ар-ар-ар — кипит наш само.... Ры-ры-ры — детей много у го...

34

Наоборот

Цель: формировать умение

Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький

подбирать противоположные по смыслу слова

Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …

35

Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

36

Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

  • тарелка, стакан, корова, чашка
  • чашка, стакан, тарелка, кружка

37

Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

38

Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный

материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю

Что он делает? Хрюкает

Как подает голос котенок? Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

39

Что за предмет?

Цель: формировать умение называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

40

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки:

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Например:

  • Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
  • Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
  • Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

41

Отвечай быстро!

Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства

Ход игры:

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

42

Где мы были , мы не скажем.."

Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа.

Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим.

43

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет,

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а

ориентируясь на его основные признаки, описание.

задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2

признака. Если дети затрудняются 3-4.

44

«Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

  • Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
  • Зевают, отдыхают, спят…
  • Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

  • приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
  • обедают, благодарят…
  • одеваются, прощаются…
  • лепят снежную бабу, катаются на санках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.

В картотеке представлен материал по ознакомлению детей средней группы по развитию речи посредством дидактических игр....

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №57 «Одуванчик» Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе  Подготовила воспитатель:Чап...

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя....

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы....