«Развитие логико-математического мышления с опорой на двигательную активность детей»
материал

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko_matem.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Теремок»

Представление опыта работы

по теме:

«Развитие логико-математического мышления с опорой на двигательную активность детей»

                                     Подготовила и провела:

Воспитатель, по совместительству инструктор по ФК

                                     Смирнова Ирина Алексеевна

Слайд 1

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Слайд 2

 В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Общеизвестно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому не следует ограничивать непосредственно образовательную деятельность в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будет занятие, тем больший эффект оно даст. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

Слайд 3

Я считаю, что важной целью любого педагога должна стать цель которую он перед собой ставит

Повышение двигательной активности в образовательной деятельности

Задачи:

1. Активизировать процесс познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.

2. Способствовать развитию двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера.

3. Развивать внимание, мышление, любознательность.

4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

С января этого года я исполняю обязанности инструктора по физической культуре, совмещая эту деятельность с работой воспитателя, а так же работаю над темой инновационной деятельности « Обучение через движение».

Слайд 4

Поэтому уже не раз я задумываюсь  о необходимости создания такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое и психическое здоровье.

У меня совершенно не большой опыт работы, но сегодня я хочу поделиться с вами теми находками  в развитии логико-математического мышления с опорой на движения, которые мне удалось найти и опробовать за время своей работы.

Слайд 5

Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение занятий по физкультуре с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей – восполнить дефицит двигательной активности.

Слайд 6

Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем легче ему будет в дальнейшем.

В ходе физкультурных занятий, проводимых мною, дети встречаются с математическими отношениями.

 Они учатся:

- отличать и сравнивать предметы по величине и форме (дуги, мячи, ленты, шнуры, гимнастические палки, обручи, кубики и др.);

- считать движения в процессе выполнения упражнений, а также, определять, сколько раз его выполнил тот или иной ребенок;

- находить предметы указанной формы;

- учитывать левую и правую стороны тела, при выполнении различных заданий;

- выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции;

- ориентироваться в пространстве.

Так же, у детей формируются количественные представления.

Для того, чтобы было более понятно, то, о чем я сейчас говорю, я предлагаю рассмотреть вариант организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием.

Повысить двигательную активность детей можно, включая в интеллектуальную деятельность такие игры и упражнения, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме. Подвижные компоненты занятий по математике я условно сгруппировала в следующие серии.

Далее идет доклад с привлечением присутствующих

Слайд 7

Первая серия включает в себя упражнения на счет движений. Например, наклониться столько раз, сколько воспитатель (или на один раз больше). Можно предложить выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук или ног) по названному числу или показанной цифре.

Слайд 8

Вторая серия содержит упражнения на познание величины предмета и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор. Например, понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.

Слайд 9

В третью серию входят упражнения на ориентировку в пространстве: для рук, ног, плечевого пояса, по бросанию мяча в указанном направлении, на движения в заданном направлении, на ориентировку по схеме, на развитие глазомера (например, сбить ту кеглю, которая стоит слева от названного ребенка).

Слайд 10

Четвертая серия включает задания-эстафеты, в ходе которых ребенку предлагается как можно быстрее определить количество предметов либо провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него пять четырехугольников, бегом вернуться назад, стать в конце колонны.

Пятая серия состоит из дидактических игр по формированию математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме.

«Обруч»

Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами и устанавливает правило игры.

Например, фигуры нужно разложить так, чтобы:

  • внутри красного обруча оказались все красные;
  • внутри зеленого — все треугольники;
  • внутри черного — все большие.

Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Цифры! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число.  Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Коллеги, я думаю сегодня было достаточно сказано об интеграции математики в физическую культуру. Инструктор по ФК- это моя не основная должнсть,а совмещение, поэтому для меня как для воспитателя важен момент интеграции ФК в математику.

 

Как показывает моя личная практика, в процессе таких занятий дети не устают, так как часто меняют виды, темп, амплитуду движений, место их выполнения. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомлениеактивизирует память, мышление. Я стараюсь организовать занятия так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.

Слайд 11

Подводя итог, хочется сказать, что интеграция физического и математического развития детей позволяет разнообразить образовательный процесс и превратить его в увлекательную игру – ведущий вид детской деятельности. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории

Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели группы №11 «Пчелки» на занятиях с детьми  по математическому развитию используют игры и упражнения с блоками Дьенеша.  Это одно из наиболее результативных пособий, ра...

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Представление опыта работы  в образовательном процессе  по  развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...

Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не тольк...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Педагогический практикум Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Б.П.Никитина

Использование в работе с детьми по развитию логического мышления развивающей игры Б.П.Никитина "Уникуб"...

Педагогический проект по развитию логико – математических способностей с помощью развивающих игровых технологий у детей 3-5 лет «Сказочная математика»

Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ...