«Формирование основ первоначальной грамоты как предпосылки читательской грамотности у воспитанников ДОУ для их успешного обучения в школе»
материал

Алена Владимировна Левшанкова

Формирование предпосылок читательской грамотности, на наш взгляд начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_mbdou_52_1.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Ольхина Н.Ю, воспитатель МБДОУ №52,

Левшанкова А.В., воспитатель МБДОУ № 52,

Зубенко О.В., старший воспитатель МБДОУ № 52.

      Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию свой опыт работы по теме…

(слайд 2 ) Формирование предпосылок читательской грамотности, на наш взгляд начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Процесс формирования грамотного читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.

(слайд 3) Наши воспитатели при организации занятий по речевому развитию используют множество методов и приемов формирования предпосылок читательской грамотности дошкольников (представлены на слайде):

  • чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • разучивание стихотворений;
  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, моделей, условных заместителей;
  • изготовление книжек-самоделок с рисунками по прочитанному произведению, в результате чего совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений и др.

(слайд 4)  Но согласно ФОП и ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» включает в себя не только задачи по развитию всех сторон речи и формирование интереса к художественной литературе, но и подготовку детей к обучению грамоте. Без чего невозможно полноценно сформировать функциональную читательскую грамотность детей.

Овладение основами первоначальной грамоты в дошкольном возрасте является важной предпосылкой непосредственного навыка чтения и письма.  К сожалению, многие взрослые очень спешат и самостоятельно дома начинают обучение чтению своего ребёнка с заучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход. Очень важно, чтобы работа по обучению грамоте проходила правильно это и является нашей основной задачей. Ведь неграмотное обучение может привести к серьёзным проблемам. Это сложности в звуко-буквенном анализе слов, трудности слитного прочтения ребёнком слогов и слов, и как результат – непонимание смысла прочитанного.

Существует много методик и программ обучения грамоте, но наше дошкольное учреждение уже много лет использует методику авторского коллектива учебного центра имени Леонида Абрамовича Венгера из образовательной программы “Развитие”. В процессе реализации задач данной методики основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. (слайд 5) А для того, чтобы правильно сформировать у детей основы первоначальной грамоты, педагог сам должен владеть этой методикой. В связи с этим для воспитателей ДОУ организуем различные методические мероприятия: семинар-практикум «Формирование основ первоначальной грамоты», мастер-класс «Звуковой анализ слова», групповые консультации в рамках «Школа молодого педагога» и индивидуальные консультации по запросу воспитателей. Также педагоги ежегодно делятся и перенимают опыт на открытых занятиях по обучению грамоте.

Занятия в нашем детском саду педагоги всегда проводят в игровой форме. Всегда начинаются с проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, которые очень нравятся детям и мотивируют на предстоящую деятельность. Во все занятия воспитатели включают всевозможные игры и упражнения по обучению грамоте. Многие дидактические игры и упражнения воспитатели самостоятельно разработали в интерактивном формате, которые используют не только в образовательной деятельности, но и в свободное время. Такие игры еще больше привлекают интерес современных детей к занятиям. Начиная со второй младшей группы занятие по подготовке детей к обучению грамоте проводится один раз в месяц, а со средней группы - один раз в неделю.

А сейчас передаю слово свои коллегам, они поделятся своим опытом. (слайд 6)

Работа по основам первоначальной грамоты начинается во второй младшей группы (3-4 года) со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?". Также сами разработали интерактивные игры «Кто спрятался?» и др.

Со средней группы знакомим детей:

- со звучащим словом, используя дидактические игры «Детский мир», «Зоопарк», «Магазин» и др.;

- сравниваем слова по звучанию (похоже – по-разному: например, галка-палка, мишка-шишка и др., громко – тихо);

- с протяженностью слова (одно-, двух- и трехсложной слоговой структурой), используя пособие «Звуковые часы», дидактическую игру «Телеграф»;

- с интонационным выделением звука в слове. Определяем 1-ый звук в слове, дети называют слова на заданный звук. Используем такие игры, как «Назови слова», «Магазин», «Построим дом»;

 - дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Знакомим детей со «старшим» и «младшим» братцами. На занятиях играем в дидактические игры: «Назови пару», «Назови слова» и др.

Для подготовки руки к письму, для развития произвольных движений пальцев рук выполняем с детьми упражнения: «Черепаха», «Яблонька», «Веер», «Волна», «Улей» и др. такие упражнения включаем в занятия, а также используем и в свободной деятельности.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. 

В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

(слайд 14) Результаты умений и навыков по обучению грамоте отслеживаем методом включённого наблюдения. В детском саду разработаны диагностические карты, на основе диагностики к программе «Развитие». На слайде представлены результаты выпускников последних трех лет. Где можно увидеть, что дети подготовительных групп практически все безошибочно называют слова с заданным звуком, определяют место звука в слове, верно идентифицируют звук с буквой, умеют характеризовать звук, достаточно хорошо выполняют звуковой анализ слов, подбирают слова по заданной звуковой модели, составляют предложения, графически записывая их. Понимают их смысл и выражают свое отношение к прочитанному.

(слайд 15) Работая по данной методике, мы понимаем необходимость и эффективность начала обучения грамоте уже в детском саду. Считаем, что наша целенаправленная и последовательная работа в области речевого развития способствует формированию предпосылок функциональной читательской грамотности дошкольников. Наш труд помогает детям быстрее адаптироваться к школьной программе, а также является фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе. Это также подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения образовательной программы нашего дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДПОСЫЛКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

презентация для родителей дошкольников 5-7 лет по подготовке к обучению в школе...

Формирование ключевых компетентностей воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе

Повышение компетентности педагогов в области развития ключевых компетенций у дошкольников способствующих успешному обучению в школе....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы  Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...