Развитие познавательно-творческих способностей детей среднего возраста через конструктивную деятельность посредствам конструктора ТИКО
материал (средняя группа)

Пенкина Татьяна Сергеевна

Развитие познавательных и творческих способностей одна из важных задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия.

Конструктивная деятельность, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penkina_tiko.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

 

Развитие познавательно-творческих способностей детей среднего возраста через конструктивную деятельность посредствам конструктора ТИКО

Пенкина Т.С.

воспитатель

г. Советский

Развитие познавательных и творческих способностей одна из важных задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия.

Конструктивная деятельность, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

Проведя диагностику по Верещагиной Н.В. в начале года, анализ результатов по разделу конструктивной деятельности в моей группе показал, что у большинства дошкольников уровень ниже среднего (на стадии формирования)

Решить проблему и повысить уровень знаний и умений по данному разделу, я решила с помощью конструктора ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения).

Изучив литературу (Сборник методических разработок и рекомендаций 

из опыта работы педагогического коллектива по введению и апробации

технологии ТИКО-моделирование в образовательное пространство ДОУ. (МБДОУ № 14 г. Амурска), работу автора технологии ТИКО-моделирования Логиновой И.В.

Я поставила цель: развитие познавательно-творческих способностей детей, через применение технологии ТИКО-моделирования.

Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:

- повысить эффективность работы по развитию конструктивных способностей дошкольников;

- формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

- расширять представления об окружающем мире;

- развивать когнитивные способности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- повысить родительскую компетентность в вопросах ТИКО – моделирования.

Составила план работы с детьми, родителями, педагогами на три года.

За период с сентября по декабрь – были проведены мероприятия

С детьми: Занятия «Знакомство с конструктором ТИКО», «День рождения Зайченка-ТИКО», «Дорога для машин», «Друзья для Зайчонка»; сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин» (подготовка атрибутов), сказка «Три поросенка» (маски из конструктора).

С родителями: мастер-класс «Моделирование сказки с помощью конструктора ТИКО», буклет «ТИКО-Конструктор», консультация «Конструктивная деятельность в развитии познавательно-творческих способностей»

С педагогами: Распространение опыта, Мастер-класс «Моделирование сказки с помощью конструктора ТИКО» (РМО ШМВ), буклет «Что же такое ТИКО-конструктор?»

Данный современный конструктор имеет ряд преимуществ перед другими образовательными конструкторами.

Во-первых, это возможность шарнирного соединения деталей с помощью шарообразных выступов и выемок. Шарнирное соединение позволяет вращаться одной детали относительно другой, благодаря такому соединению можно конструировать большое количество как простых, так же сложных фигур и тел. А самое главное сделанная поделка не отсоединяется, если ребенок с ней играет. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью.

Во-вторых, при работе с конструктором ТИКО у детей формируются элементарные представления о геометрии; знакомство с объемными геометрическими телами, с понятиями как «угол», «вершина», «ребро», «грань».

В-третьих, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, ребенок получает возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир.

Работа по ознакомлению детей с конструктором, деталями, способами соединения, конструирования проходил в игровой форме по образцу и по схемам. Я использовала индивидуальные и групповые формы работы с детьми.

На первом этапе дети познакомились с деталями конструктора, их названиями, способами соединения, с геометрическими фигурами и их свойствами. Играя с Тико – конструктором дети в совместной деятельности исследовали формы и свойства многоугольников, сравнивали, классифицировали.

Далее мы перешли к «Плоскостному моделирование». Сначала дети конструировали, используя простые схемы, но постепенно варианты схем усложняются.

Созданные ТИКО - изобретения дошкольники используют в сюжетно - ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-детали в дидактических играх и упражнениях.

В свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО конструктора, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, развиваются познавательно-творческие способности, логическое мышление, коммуникативные навыки. Конструктор ТИКО предоставляет ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность...

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Консультация«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность»...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"...

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"

Из опыта работы видно, что трудности работы с большим количеством строительного материала (а зачастую и его отсутствие) приводят к тому, что эти занятия заменяются конструированием из бумаги или приро...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Пожелания от музыкальных руководителей воспитателям о проведении занятий, утренников и в ежедневном воспитательно - образовательном процессе....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность...