Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду как форма экологического образования дошкольников»
консультация

Вачаева Ирина Геннадьевна

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ  является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. 

Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уголок экспериментирования в детском саду как форма экологического образования дошкольников» Подготовила: Вачаева И.Г.

Слайд 2

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации .

Слайд 3

ЗАДАЧИ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ, РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ; ДОСТАТОЧНОСТЬ; ДОСТУПНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛ ЯЮТ : МЕСТО ДЛЯ ПОСТОЯННОЙ ВЫСТАВКИ, ГДЕ РАЗМЕЩАЮТ МУЗЕЙ, РАЗЛИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. ЭКСПОНАТЫ, РЕДКИЕ ПРЕДМЕТЫ (РАКОВИНЫ, КАМНИ, КРИСТАЛЛЫ, ПЕРЬЯ И Т. П.) МЕСТО ДЛЯ ПРИБОРОВ МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ПРИРОДНОГО, "БРОСОВОГО") МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ МЕСТО ДЛЯ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЕСОК, ВОДА, ОПИЛКИ, СТРУЖКА, ПЕНОПЛАСТ И ДР.)

Слайд 6

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты: Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

Слайд 7

ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ АТЛАСЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ

Слайд 8

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Слайд 9

СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ

Слайд 11

КОМПОНЕНТ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИБОРЫ-ПОМОЩНИКИ: МИКРОСКОП, ЛУПЫ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА ВЕСЫ, БЕЗМЕН ПЕСОЧНЫЕ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ, КОМПАС, МАГНИТЫ; ПОРТНОВСКИЙ МЕТР, ЛИНЕЙКИ, ТРЕУГОЛЬНИК Т.Д.

Слайд 12

КОМПОНЕНТ СТИМУЛИРУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ СОСУДЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЛАСТМАССА, СТЕКЛО, МЕТАЛЛ, КЕРАМИКА) РАЗНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ОБЪЕМА; СИТА, ВОРОНКИ РАЗНОГО РАЗМЕРА И МАТЕРИАЛА; ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАМЕШКИ, ГЛИНА, ПЕСОК, РАКУШКИ, ШИШКИ, ПЕРЬЯ, МОХ, ЛИСТЬЯ И ДР.; УТИЛИЗИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: ПРОВОЛОКА, КУСОЧКИ КОЖИ, МЕХА, ТКАНИ, ПЛАСТМАССЫ, ПРОБКИ И ДР.; ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ГАЙКИ, СКРЕПКИ, БОЛТЫ, ГВОЗДИКИ И ДР.; РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ: ОБЫЧНАЯ, КАРТОН, НАЖДАЧНАЯ, КОПИРОВАЛЬНАЯ И ДР.; КРАСИТЕЛИ: ПИЩЕВЫЕ И НЕПИЩЕВЫЕ (ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ ); МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ПИПЕТКИ, КОЛБЫ, ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, ШПРИЦЫ (БЕЗ ИГЛ), МЕРНЫЕ ЛОЖКИ МЕНЗУРКИ, РЕЗИНОВЫЕ ГРУШИ И ДР.; ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: ЗЕРКАЛА, ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, МАСЛО, МУКА, СОЛЬ, САХАР, ЦВЕТНЫЕ И ПРОЗРАЧНЫЕ СТЕКЛА, И ДР.

Слайд 13

УГОЛ О К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА; ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; КОЛЛЕКЦИИ: СЕМЕНА РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ, ШИШКИ, КАМЕШКИ, "ПОДАРКИ " (ЗИМЫ, ВЕСНЫ, ОСЕНИ), КОЛЛЕКЦИИ: "ТКАНИ", "БУМАГА", "ПУГОВИЦЫ" МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "КАМНИ", ЧУДЕСА ИЗ СТЕКЛА" ПЕСОК, ГЛИНА; НАБОР ИГРУШЕК РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ДЛЯ ИГР В ВОДЕ; МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИГР С МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ, КРАСИТЕЛИ - ПИЩЕВЫЕ И НЕПИЩЕВЫЕ (ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ И ДР.). СЕМЕНА БОБОВ, ФАСОЛИ, ГОРОХА НЕКОТОРЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ (САХАР, СОЛЬ, КРАХМАЛ, МУКА)

Слайд 14

УГОЛ О К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» (ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С «СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ» КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ «КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ» С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ "БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ": ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ -(«ПОЧЕМУЧКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ

Слайд 15

УГОЛ О К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ; СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ; КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ; ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; КОЛЛЕКЦИИ МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ", "ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ".

Слайд 16

УГОЛ О К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИТО, ВОРОНКИ ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА ; КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ МИНИ-СТЕНД "О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА"; ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ; КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) "ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ" ; ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ ("НЕЗНАЙКА") ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Слайд 17

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДНЕВНИК КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СХЕМА ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

Слайд 18

МЕТОДИЧЕСК АЯ И ПРАКТИЧЕСК АЯ ЛИТЕРАТУР А Технологические карты с методическим описанием руководства познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей младшей и средней групп с материалами и веществами

Слайд 19

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Результатом детского экспериментирования, не зависимо от того, в какой форме оно осуществляется, являются новые представления об окружающем мире и его тайнах. Но ребёнок не просто усваивает что-то новое, но и активно привносит в этот процесс собственный опыт. Именно этот факт способствует более эффективному формированию у ребёнка экологических представлений, а как следствие и повышению уровня экологического образования в целом.

Слайд 20

ВЫВОД ГРАМОТНОЕ СОЧЕТАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБАМ ДЕЙСТВИЙ, ОБСЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ, РАСШИРЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Слайд 21

Фотогалерея: примеры оформления центров экспериментирования

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"

Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"

В этой статье подробно описаны важность процесса детского экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Сформулированы задачи уголка экспериме...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

Одна из задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия....

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих ...