Краткосрочный литературно-экологический проект для 2 младшей группы "Мир вокруг нас"
проект (младшая группа)

Кадимова Ленара Музагитовна

Дети дошкольного возраста чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть прелесть летнего луга, дубовой рощи, заснеженной берёзки, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

Природа – наш дом, и мы обязаны ее сохранить. Этот экологический проект призван дать как можно больше знаний о природе детям, которые будут способствовать привитию любви к природе, гуманного отношения к окружающему миру, что является очень важным сегодня в воспитании современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Радуга» с.Николо-Березовка» муниципального

района Краснокамский район Республики Башкортостан

Краткосрочный литературно-экологический проект для второй младшей группы

«Мир вокруг нас»

Воспитатели:

Кадимова Л.М.

Шарипова И.Р.

с.Николо-Березовка

2023 г.

ПРОЕКТ

«Мир вокруг нас»

Вторая младшая группа

Тип, вид проекта: экологический, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 15.09 – по 15.10 )

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Место проведения проекта: групповая комната, групповой участок.

Актуальность:

Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

В детстве всё начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе.

Дети дошкольного возраста чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть прелесть летнего луга, дубовой рощи, заснеженной берёзки, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

Природа – наш дом, и мы обязаны ее сохранить. Этот экологический проект призван дать как можно больше знаний о природе детям, которые будут способствовать привитию любви к природе, гуманного отношения к окружающему миру, что является очень важным сегодня в воспитании современного человека.

Цель проекта:

1. Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова.

2. Прививать любовь к родной природе и гуманное отношение к окружающему миру.

3. Воспитывать сочувствие и сопереживание ко всему живому.

4. Учить осознавать роль природы в жизни человека.

5. Формировать должное отношение к экологии.

Задачи проекта:

- Через произведения художественной литературы формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

-Формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами.

-Развивать творческое и логическое мышление детей.

- Учить детей видеть в окружающей нас природе красоту.

- Дать понятия о правилах поведения на природе.

- Создать предметно-развивающую среду по экологии.

- Воспитывать любовь к родному краю.

-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.

- Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

- Обогащать словарный запас детей.

Предполагаемые результаты работы проекта:

• Привитие чувства любви и гуманности детям

• Снижение уровня тревожности, позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, как следствие общения с природой.

• Обогащение знаний детей о природе и окружающем мире.

• Усиление познавательной и речевой активности детей.

• Сформированность правильного отношения к природе у детей.

Появится интерес к чтению художественной литературы, что окажет огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Этапы содержания практической деятельности по реализации проекта:

1 этап - подготовительный:

1. Работа над составлением плана проекта.

2. Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме.

3. Подготовка оборудования, информационных источников.

4. Подготовка консультации для родителей и папки-передвижки.

5. Совместное изготовление природных композиции с сюжетным описанием.

6. Сбор материала для итогового мероприятия по проекту (фотографии для фотовыставки).

Задачи:

• Сформировать базу для реализации проекта.

• Создание благоприятной экологической среды для работы с детьми.

2 этап - практический:

Организация проекта.

1. Проведение занятий, предусмотренных планом проекта (НОД).

2. Беседы о природе и ее важности для человека.

3. Чтение художественной литературы о природе.

4. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.

Задачи:

• Развитие познавательной активности и интереса детей к природе.

• Воспитание гуманного отношения к объектам живой природы.

• Развитие наблюдательности детей.

• Обучение общению с природой, дружелюбного и заботливого отношения к ней.

• Обогатить знания родителей по экологическому воспитанию детей.

3 этап-заключительный:

  1. Организация фотовыставки «Как я помогаю природе».
  2. Коллективная творческая работа «Золотая осень».

Задачи:

• Воспитывать желание детей помогать природе.

• Подведение итогов проекта.

Форма работы:

- Познавательная,

- Речевая,

- Социально-коммуникативная,

- Физическая,

- Художественно-эстетическая.

Реализация проекта:

  1.  Работа с детьми:

- Наблюдение за солнцем; за небом; за кустарниками на участке, за изменениями в одежде детей, за растительным миром на участке д./сада и в природе, за животным миром, за птицами, за насекомыми, за дождём.

- Рассматривание материала по теме «Мир вокруг нас», поделок, книг, иллюстраций, предметных картинок и альбомов «Овощи, фрукты», «Осень», «Домашние и дикие животные», «Природа»,  лэпбука по экологии.

- НОД на тему «Ходит осень по дорожке».

- НОД по лепке «Овощи», «Зернышки для птички», «Репка на грядке», «Ягодки на тарелочке», «Грибы на пенечке».

- НОД по рисованию «Фрукты», «Падают, падают листья», «Яблочко с листочком и червячком», «Мышка и репка».

- НОД по аппликации «Яблоко с листочком», «Листопад», «Дождь, дождь», «Ходит в небе солнышко».

Коллективная творческая работа «Золотая осень».

-  Конструирование «Как шишки превратились в птичек и рыбок» (из природного материала), «Как облака стали тучами и пошел дождь» (из бумажных салфеток), «Как на кустиках поспели ягодки» (из бумажных салфеток), «Как в лесу возле дорожки выросли грибы» (из различных материалов).

- Строительные игры: «Построим забор», «Построим сарай для цыплят», «Ворота для машины Айболита», «Огород у куклы Даши», «Делаем кормушки», «Делаем клумбу для цветов», «Строим норки из песка», «Делаем дорожки из камней».

 - Чтение художественной литературы: В.Берестов «Курица с цыплятами», Е.Чарушин «Кошка», В.Сутеев «Кто сказал мяу?», И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе», «Рассказы для маленьких детей» Л.Толстой, «Жил был ёжик» И.Акимушкин,    В. Бианки «Как муравьишки спешили домой», Б. Житков «Сад», Г. Серебрицкий «Берегите птиц»; «Падают, падают листья» М. Красева, «Огурцы», «Капуста» В. Мусатов, «Солнышко» Г.Ладонщиков, «Коза» В. Берестов, «Петушок» Л. Миронов, «На заре» Т. Волгина», «Грядка» В. Глушенко, «Картошка» Э. Островская, «У солнышка в гостях» С.Могилёвская, С.Маршак «Дождь», «Муравейник», «Одуванчик» Е.Серова.

Сказки «Лиса и журавль», «Лисичка – сестричка и серый волк». В.А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Птенец выпал из гнезда» «Стыдно перед соловушкой», Т. Холкина «», Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л.Г., из детского журнала «Колобок» сказки – «Колобок и загадки Бабы - Яги», «Колобок в гостях у цветочной феи», «Как колобок варенье варил», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.

Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».

- Потешки: «Водичка-водичка», «Ой вода, вода, вода», «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».

- Рассказы: «Когда идет дождь», «Из чего сделаны игрушки», «Ветер», «Куда летят семена», «Кто убирает мусор», «Как пьют растения», «Что чувствует человек», «Животные осенью», «Цветы осенью».

- Загадки о животных, птицах, о природе, об овощах и фруктах, о погоде, об осени.

- Театрально-игровая деятельность:

Игра-инсценировка – русская народная сказка «Репка», кукольный театр «Кот, петух и лиса», пальчиковый театр «Козлята и волк», обыгрывание известных сказок на фланелеграфе (настольный театр).

- Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Парочки», «Кто, где живёт», «Кто как кричит?» «Когда это бывает?», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Так бывает или нет», лото «Домашние животные», «Животные леса», «Узнай птицу по ее пению», «Назови дерево», «Собери птицу из пазлов», «Когда это бывает?», «Кто так кричит?», «Где спрятался зайчик», «Где растет?», «Наши друзья», «Цветочный магазин», «Съедобный – не съедобный», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Чего не стало?», «Кого не стало?», «Узнай по описанию».

- Пальчиковая гимнастика: «Пирог», «Буренушка», «За ягодами», «Компот», «Сидит белка на тележке», «Грибы», «Овощи», «Каша», «Осенние листья», «Осень», «Ласточка», «Во саду-садочке».

- Дыхательная гимнастика: «Сдуй с ладошки», «Лягушка», «Веселые киты», «Гусеничка», «Веселые рыбки», «Ах, как ахнет!», «Подуй на цветок», «Бабочка» и др.

- Физкульминутки: «Осень, осень», «Мы стоим на огороде», «Ветер дерево качает», «Весело в лесу».

- Комплекс утренней гимнастики: «Солнышко - колоколнышко», «В лесу», «На болото», «В горах».

- Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».

- Гимнастика для глаз: «Сел медведь на бревнышко», «Дятел» и др.

- Опыты – эксперименты: вода - «Узнаем, какая вода», воздух - «Что в пакете», звук - «Что звучит», теплота - «Чудесный мешочек».

- Опытно – исследовательская деятельность: «Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», работа в уголке природы.

- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Цветочный магазин», «Делаем салат из овощей», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов».

- Игровая зона: «Зоопарк», «Больница», «Кухня», «Магазин», «Конструирования», «Ряженья».

- Беседы:

  •  «Лес наше богатство».
  • «Наш дом  - природа».
  • «Царство воды».
  • «Как правильно вести себя в лесу».
  • «Почему, нельзя кушать грязными руками».
  •  «Беседа о бережном отношении к природе».
  • «Уход за комнатными растениями».
  • «Почему деревья шумят?».
  • «Беседа об овощах».
  • «Что должен уметь юный эколог».

- Прослушивание музыкальных произведений: «Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов», «Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора «Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора», «Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!» «Это хорошо!»,  песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т.д., слушание детских песенок в аудиозаписи.

- Экологические (подвижные) игры на прогулке: «1,2,3 – к дереву беги», «У медведя во бору», «Когда это бывает», «В гостях у солнышка», «Змейка», «Лиса и куры», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот».

- Малоподвижные игры: «Зернышки», «Ква-ква-ква», «Кошечка», «Холодно-тепло».

- Путешествия по экологической тропе на территории детского сада: видовая точка «Клумба», «Рябина»,  «Кустарники», «Пень», «Камни», «Лужа» и т.д.

- Экскурсия по участку «Родная тропинка».

- Выставка книг: «Энциклопедии», «Сказки и рассказы», «Потешки, песенки».

  1. Работа с родителями:

  - Анкетирование «Экологическое воспитание детей в семье», «Экологическое воспитание детей», «Экологическое образование в семье».

- Конкурс на лучшую «Экологическую сказку».

- Конкурс среди родителей на лучшую поделку из природного материала.

- Папка-передвижка «Экологическое воспитание»; «Берегите природу – берегите Землю».

- Консультация для родителей: «Мир вокруг нас», «Экологические игры с детьми дома», «Труд в природе, как средство воспитания детей».

- Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу «Экологические выходные», «Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

- Памятка «Как вести себя в природе?», «Береги природу».

- Буклеты «Правила поведения в природе», «Умеем ли мы беречь природу?».
Советы «Элементарные опыты для малышей».

- Фотовыставкиа  «Как я помогаю природе».

- Родительское собрание «Маленькие исследователи».

3. Работа с педагогами:

- Лэпбук по экологии «В гостях у сказки».

- Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный практико-ориентированный проект для младшей группы «Елочка – красавица»

Краткосрочный практико-ориентированный проектдля младшей группы «Елочка – красавица»Проблема:Отсутствие елки в группе при подготовке к новогоднему празднику, обогатить знания детей о традиции празднов...

Краткосрочный практико-ориентированный проект для младшей группы «Елочка – красавица»

Краткосрочный практико-ориентированный проектдля младшей группы «Елочка – красавица»Проблема:            Отсутствие елки в группе при подгот...

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для младшей группы детского сада. Тема: « Новый год у ворот». Воспитатель Ясонова Э.Е.

В проекте запланирована деятельность детей и взрослых по знакомству с народными традициями....

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Домашние животные"

      Рассматривая картинки о домашних животных, дети не смогли ответить на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто где живёт...

Краткосрочный спортивно - оздоровительный проект в младшей группе

Летний краткосрочный спортивно - оздоровительный проект в младшей группе  "Овощи и фрукты - витаминные продукты"...

Краткосрочный социально-личностный проект в младшей группе. Тема: «Давайте дружить!»

информационно-творческий.Проблема: неумение общаться, поддерживать дружеские отношения.Цель проекта: Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отн...

Краткосрочный, информационно – исследовательский Проект «Солнышко» (младшая группа детей)

Реализация проектаУчастники проекта:  Воспитатель, дети  младшей группы, родители.Срок реализации: 2 месяца (01.04. – 01.06.2020 года).Тип проекта: краткосрочный, информацион...