Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с родителями»
консультация
Данные методические рекомендации разработаны для педагогов и содержат рекомендации по работе с родителями в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sovremennye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МО РК Детский сад 23. Корпус №1 «Родничок»
Консультация для педагогов
«Современные формы взаимодействия с родителями»
Подготовила методист Кузьмина Я.А.
г. Сортавала, 2025г.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время очень актуальна, так как именно от характера взаимодействия педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с детьми будут складываться и дальнейшие результаты работы ДОУ по всем направлениям развития, воспитания и образования детей.
Почему именно с родителями?
- Во-первых, это веяние времени, т. е. именно родители несут ответственность за развитие своих детей, мы являемся «соавторами» этой работы.
- Во-вторых, педагоги прекрасно понимают, что педагогическая культура родителей может быть не на самом высоком уровне, мы можем учить, прививать, объяснять как хорошо или полезно, а наглядный пример в виде родителя говорит обратное, соответственно и результаты будут плачевные.
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего климата, комфорт состояния в домашней уютной обстановке стимулирует ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Педагоги и родители - воспитатели одних и тех же детей. Однако родители не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер. Вот и вырастают эти дети хорошо одетыми, обеспеченными, но злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада.
Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь
Задача педагога – создавать условия для активного участия семьи ребенка в жизни детского сада.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Традиционные:
Коллективные
- Родительские собрания
- Конференции
- «Круглый стол»
Индивидуальные
- Беседа
- Консультация
- Посещение на дому
- Анкетирование
Наглядно-информационные
- Стенды
- Ширмы
- Папки-передвижки
- Выставки детских работ
1.Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего ДОУ).
Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей.
Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся.
2.Беседы с родителями.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей.
Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю.
После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня.
Вечерние беседы с родителями ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание.
Не надо жаловаться родителям на ребенка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свид Во время вечерней беседы с родителями могут быть высказаны также замечания, касающиеся внешнего вида дошкольника (неподстриженные волосы, тесная обувь и др.); делать это надо в тактичной форме, обосновывая свои советы заботой о малыше.
Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон.
3.Консультации воспитателей.
Обычно планируется на год цикл консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Формы проведения консультаций:
- квалифицированное сообщение педагога с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
- практическое занятие, например, на тему «Как научить ребёнка читать».
4.Анкетирование.
Цели проведения:
- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом;
- Особенностями поведения ребенка в семье;
- Определение уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытываемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
5. Поручения и просьбы.
В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные и профессиональные костюмы для кукол, починить игрушку, построить на участке снежную горку, залить ледяную дорожку, помочь оформить помещение к празднику и т. д.
Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.
6. Наглядная информация
Стенд: «Для вас, родители!», содержащий информацию по разделам:
- повседневная жизнь группы (различного рода объявления, поздравления, меню и др.),
- текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье (программное содержание занятий; советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду),
- работы детей, выставленные на специальном стенде «Наш вернисаж»: рисунки, лепка и аппликация.
7. Памятки.
В них лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.
8.Папки – передвижки.
Папки-передвижки могут быть изготовлены на разные темы:
- возрастные особенности детей
- физическое воспитание в семье;
- трудовое и эстетическое воспитание;
- воспитание детей в неполной семье; и др.
Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям, наглядно-иллюстративные материалы.
9. В разделе «Советы узких специалистов» родители могут получить практические рекомендации психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и логопеда по различным вопросам.
Так же здесь можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Нетрадиционные формы взаимодействия
Информационно-аналитические
- Социологические срезы
- Опросы
- «Почтовый ящик»
Досуговые
- Совместные досуги
- Праздники
- Участие детей и родителей в выставках
Познавательные
- Семинары-практикумы
- Родительские конференции
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- Игры с педагогическим содержанием
Наглядно-информационные
- Организация дней открытых дверей
- Памятки
- Выпуск газет
- Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей
1.День открытых дверей
Цель: познакомить родителей с жизнью детей в детском саду, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением групп, где воспитываются дети пришедших родителей.
Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку, слайд-шоу или небольшой концерт, угостить выпечкой). После экскурсии и просмотра заведующий или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
2.Досуговые формы работы с родителями
Это могут быть и совместные стенгазеты, «Ярмарка», «Театрализованное представление», КВН, посиделки, выставки-конкурсы: «Осенняя фантазия», «Новогодняя открытка», «Новогодние чудеса», «А ну-ка мамочки» и др.
3.Открытые просмотры занятий:
- родители получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной;
- сравнить его поведение и умения с поведением других детей,
- перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий.
Подготовку к такому занятию стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, приглашения для родителей, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты.
Перед началом просмотра, необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, его цель и необходимость проведения.
Открытое занятие можно показать на родительском собрании.
4.Семинары-практикумы
На такие семинары целесообразно приглашать молодых, неопытных родителей, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.
Эта форма работы даёт возможность не только рассказать о способах и приёмах обучения, но и показать их: -как составлять рассказ по картине, -беседовать с ребёнком о прочитанном, -как упражнять артикуляционный аппарат, -делать дыхательную гимнастику и др.
5.Мастер – классы
Мастер – классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные.
Участники выполняют педагогическое задание, например, делятся советами о том, как научить ребенка одеваться, умываться или убирать за собой игрушки.
6.«Почтовый ящик» (почта доверия) Это – красивое название для книги жалоб и предложений, в которой родители могут оставлять записи со своими пожеланиями или вопросами к педагогу, которые будут освещаться на родительских собраниях.
7.Совместные экскурсии
Помогают родителям и воспитателям сблизиться на фоне общего интересного дела, которое нравится детям и способствует их развитию.
Видеоролик по итогу экскурсии можно опубликовать на сайте, а фотографии там же, или в буклете.
Общие советы по взаимодействию с родителями:
- Определитесь с целями. Общение с семьёй — это не просто выполнение требований законодательства. Ведите разговор так, чтобы это дало полезную информацию для дальнейшей работы, для этого нужно держать цели в уме во время общения с родителями.
- Общайтесь с родителями воспитанников как можно чаще и не откладывайте на потом. Если в какой-то момент пришлось поднять проблемную тему, это будет намного проще, если у вас уже выстроились хорошие отношения.
- Говорите не только об их ребёнке, но и обо всей группе. Важно давать понять, что вы ответственны не только за одного конкретного мальчика или девочку, это поможет родителям лучше воспринимать вашу точку зрения и одобрять те решения, которые ориентированы на группу целиком.
- Подстраивайте способы общения под родителей. Спросите, какие формы им подходят больше всего. Даже если большинство предпочитает говорить по телефону, не ограничивайтесь только этим. Если для кого-то это не подходит — предложите переписку по e-mail, WhatsApp или в вашем блоге на сайте. Не игнорируйте возможности смартфонов и то огромное количество приложений, которое можно использовать, чтобы сделать общение с семьями проще и эффективнее.
- Следите за своим прогрессом. Обращайте внимание на то, какие методы работают, а какие нет. Что родителям интереснее? От чего зависит то, пришли они на мероприятие или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников с ОВЗ".
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удо...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьей»
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьей»...
Консультация для педагогов: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия с семьёй"
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степен...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с родителями»
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с с...