Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования
материал

Ивченко Людмила Васильевна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране из образовательного процесса была фактически выдавлена функция воспитания в целом. И вот теперь, когда вдруг выяснилось, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет. Возможно ли это сегодня? И если возможно, то как осуществлять деятельность такого рода?

Для начала следует определиться с главным понятием. Что такое патриотизм? Толковые словари дают следующее определение: патриотизм - (греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Как видно из определения, основными близкими по смыслу словами являются «родина», «отечество». Если убрать из понятия «политический принцип», то всё остальное коррелирует с темой традиции и семейных ценностей. И это справедливо, потому что Родина для каждого из нас начинается с семьи. В этой связи хочется отметить, что воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

ЗАДАЧИ: Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные: • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;

• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;

• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;

• формирование духовно-нравственных отношений;

• формирование уважения к культурному наследию своего народа;

• воспитание любви к своим национальным особенностям;

• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Слайд № 4 Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Для патриотизма характерны следующие черты: Назовем черты, характерные для патриотизма:

 эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;

 чувство единения со своим государством (я – русский!);

 обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);

 готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.

 К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».

 Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны.

Слайд №6 Рассмотрим подробнее формы работы с детьми:

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в селе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках

Формы работы с родителями:

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Анкетирование «Семейные традиции»
  • Консультации в родительских уголках
  • Совместная деятельность детей и родителей:
  • -Оформление рисунков «Мое любимое село»
  • -изготовление альбома « Моя малая Родина»

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, полезной и вредной пищи для детей.

Обсуждение и распространение семейного опыта;

Совместные детско-родительские встречи в различных формах:

  • Конкурсы, спортивные мероприятия:
  • Вечер народных игр и забав
  • Посиделки, досуги

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Основные направления патриотического воспитания

Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.

Духовно - нравственное. Это- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).

Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. В зависимости от возраста уголки в группах разные. В младшей группе больше сказок, и русских-народных, и сказки разных народов, портреты пап в военной форме и т.д. Но обязательно портрет Президента нашей страны Путина Владимира Владимировича и Российский флаг.

Наш детский сад находится от  городского музея. Мы частые гости . Там нам рассказывают о том, как сражались солдаты в годы войны, покажет и расскажет целую жизнь солдатской ложки, даст потрогать или даже померить солдатскую пилотку, потрогать осколки самолета или мин. Дети в восторге от посещения, они потом рассказывают своим родителям о музее.

Перед посещением музея дети готовят или открытки или цветы, и приходят в музей не с пустыми руками.

Так же цветы мы возлагаем к Братской могиле, не только на праздники, но  и в повседневной жизни. Наши дети знают, что возлагая цветы у могилы, мы помним павших воинов и говорим им спасибо за мирную жизнь, которую они подарили нам.

. В детском саду мы празднуем основные государственные и народные праздники, памятные даты. В непосредственно образовательной деятельности, используем мультимедийную установку для показа презентаций, беседуем, проводим праздники и досуги.

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

6 июня -День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина

18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.

27 марта – Всемирный день театра.

12 июня – День России.

22 июня – День памяти и скорби.

7 сентября – День Бородинского сражения.

30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.

Всемирный день животных, День учителя, день отца, Всемирный день хлеба и .д.

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны. А после проведения праздника мы возложили цветы у братской могилы.

Не забываем мы и русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.

Растим детей сильными, смелыми, отважными, и этому подтверждение на праздновании 23 февраля.

Как же без дня рождения государственного флага. «День государственного флага Российской Федерации» Воспитываем любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Что самое дорогое у человека- это его семья. Праздник День семьи, любви и верности. И конечно же рядом с детьми их мамы, папы, братья и сестры.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.

Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

 Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; 

развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; 

воспитанию уважения к людям труда;

формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; 

развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; 

расширению представлений о России, ее столице; 

знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дн...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дн...