План по самообразованию
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Черепашка»
План работы по самообразованию
«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
на 2023-2024 учебный год
Гасымова В.Н., воспитатель
г. Радужный
2024
План работы по самообразованию
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста»
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, у совершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи.
Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра - это прекрасное средство воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
Цель:
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Развивать у детей раннего возраста связную речь посредством дидактических игр.
2. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.
4. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических игр.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Содержание работы |
Работа с детьми | Сентябрь - май |
| Работа с родителями |
Сентябрь |
| ||
Октябрь | Игры: Цветные фишки
| рекомендаций для родителей по организации домашних занятий по развитию речи, на родительском собрании | |
Ноябрь | Игры сортировки: 1.Дикие и домашние животные 2. Фрукты и овощи 3. Покорми меня | Памятка «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» | |
Декабрь | Игры с прищепками:
| ||
Январь | 1.Собери пирамиду 2. Разноцветные грибочки | Картотека дидактических игр | |
Февраль |
| ||
Март |
| Папки-передвижки по речевому развитию. | |
Апрель |
| консультации для родителей по речевому развитию. | |
Май | Результаты проделанной работы по самообразованию. Отчет |
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1 Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г.
2 Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1992.;
3 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. -М. : 1976г. ;
4 Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.;
5 Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. : 1983г.
6 Бородич А. М. Методика развития речи детей - М. : Просвещение, 1981. - 225 с. и другие.
Также использовала интернет ресурсы.
- nsportal.ru
- maam.ru
- infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-945584-1611140738.jpg)
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1015346-1543944780.jpg)
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-667117-1671083458.jpg)
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/02/picture-1319418-1614712962.jpg)
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...