Конспект «Такие разные ткани»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондакова Светлана Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Такие разные ткани»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_takie_raznye_tkani.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№190»

г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Такие разные ткани»

Подготовила: Кондакова Светлана Сергеевна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 190»


Цель: развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.        

Задачи:

1.Расширить знания детей о некоторых видах ткани (лен, шелк, шерсть, болоний) дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;

2.Формировать представления о качестве и свойствах ткани, способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;

3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

4. Обогащать словарь детей: (лен, шелк, болоний, хлопчатник, тутовый шелкопряд, ткацкие станки);

5.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать.

Материалы и оборудование : образцы тканей для каждого ребенка( льняная, драп, болоний, шелк), бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Иллюстрации(лен, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).

Предварительная работа: чтение сказки В. А. Осеевой «Иголочка», чтение сказки Светланы Брынцаловой «О тутовом шелкопряде», рассматривание образцов тканей, иллюстрации, образцы одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность: 30 минут.

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними и подарите тепло ваших улыбок. А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй»

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо!                       Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!                   Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!                      Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!       Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Сегодня утром почтальон принес нам письмо, от детей из другого детского сада. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для нее. Кукла Таня – модница . У нее много нарядов: платья, блузки, юбки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды? (ответы детей). Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему? (ответы детей). Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду, одеваться по разному .Если иметь много одежды, не будешь носить одну и ту же вещь и она надолго сохранится. А зачем вообще люди носят одежду? (ответы детей).

Правильно, чтобы защищать свое тело от холода, жары, дождя, быть красивыми, нарядными.

Дети предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты. Но для начала, давайте усвоим правила поведения в лаборатории: нельзя трогать предметы без разрешения взрослого, нельзя передвигаться по лаборатории самостоятельно, можно хорошо себя вести и поднимать руку для ответа и отвечать полным предложением. Подойдите к экрану и сядьте на стульчики.

1 слайд: лен, как делают ткань, одежду . Дети проходят за столы. Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните , из чего делают эту ткань? (ответы детей). Дети, когда цветет лен – все поле в голубых цветочках. Отцветет лен , тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна плотно склеены. Затем лен расчесывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. Дети у льняных тканей есть еще одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нем художники пишут свои картины масляными красками, а масло на котором замешены краски, выжимают из семян льна. Скажите, что шьют из льняных тканей? ( скатерти, полотенца, постельное белье, летнюю одежду).                                                  

2 слайд: хлопок, как растет, как делают ткань, одежду.

Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки,  в каждой из них будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато – уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут в хлопчатобумажные нити.                Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? ( постельное белье, нижнее белье, сорочки, рубашки, платья, халаты).

Еще в одежде  из хлопчатобумажной ткани тело дышит, нити ткани неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет,  дышит.

Теперь немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,        

Мяли, пачкали в пыли.        

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,        

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

3 слайд: бараны, как стригут шерсть, как делают ткань, одежду.

Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? (теплую юбку, пальто, куртку). Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают теплые ткани:        

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек        

Вышла брату шубка,

Вышла маме юбка,

А мне носочки.

Теплые ткани делают из шерсти овец. На пастбище их стригут, как и нас в парикмахерской электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Дети положите перед собой ситец, драп и лен. Намочите эти ткани. Что случилось с ними? Эти ткани промокли. Если эти ткани просушить, что с ними произойдет? Они не изменятся, не расползутся, как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.        

5 слайд: тутовый шелкопряд, как получается нить. Теперь рассмотрим образец шелка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же дает нам шелковые нити? Оказывается, шелковую нить прясть не надо, ее прядет гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Ее так называют потому, что  она ест листья тутового дерева и другой еды не признает. Перед тем, как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шелковый кокон, а в нем шелковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.                Дети намочите образцы шелка и капрона. Что с ними произошло? Шелк намокает. А с капроновой ткани капельки скатываются, она плохо впитывает влагу.

Теперь рассмотрим ткань болоний. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Какую одежду можно сшить из болони (куртки, штаны, сумки, зонты). Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и ее не продувает ветер. Давайте нальем воду на болонью , что произойдет? Она не намокла.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их , а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнется, плохо расправляется, а ткань если прогладить утюгом, она станет, такой, как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет.

Дети обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду? ( Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани).Что нужно сначала сделать с тканью, прежде, чем сшить одежду? (Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить.)

Итог: Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? ( Сравнивали ткани). Какие новые слова узнали (Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая,  ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу, тутовый шелкопряд, ткацкие станки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе

«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе...

Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также предста...

Конспект НОД "Разные, разные ткани"

Конспект НОД "Разные, разные ткани"...

Разные, разные ткани. Конспект занятия.

Конспект занятия . Знакомство с тканями....

«Конспект НОД ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...

Конспект ООД ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани»

Конспект ООД ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани»...