"Проблема агрессивного поведения у детей". Рекомендации для родителей и воспитателей.
консультация
«Время от времени любой ребенок ведет себя агрессивно или страдает от действий
агрессора. Поведение своего или чужого ребенка вызывает шок, раздражение, злость,
негодование у родителей, пострадавших детей, педагогов, других взрослых. Как правило,
попытки побороть детскую агрессию приводят к новым вспышкам агрессивности
в поведении ребенка. Как быть?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_agressivnogo_povedeniya_detey.docx | 800.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. С каждым годом агрессивных детей становится все больше и больше, и взрослые испытывают большие затруднения перед проблемой детской агрессивности. Почему же дети агрессивны?
Агрессивное поведение детей своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок не в силах справится.
Причины проявления агрессии:
- Социальные:
- Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике;
- Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают;
- Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности;
- Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки;
- Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности;
- Старается доказать свою независимость и самостоятельность;
- Чрезмерное эмоциональное напряжение;
- Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят;
- Копирует поведение окружающих взрослых или детей.
- Психологические:
- Низкий уровень произвольности и самоконтроля;
- Недостаточно сформированные навыки общения;
- Неразвитость игровой деятельности;
- Заниженная самооценка;
- Низкий уровень интеллектуального развития (в том числе эмоциональный).
Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?
- Получить желаемую вещь (если ребенку не удалось добиться своего конструктивным способом, агрессия может возникать как реакция на неудовлетворение его потребности);
- Защитить свое имущество;
- Обратить на себя внимание;
- Отомстить кому-либо;
- Продемонстрировать свое превосходство.
В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в том, что ребенок часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается с детьми и взрослыми, намеренно раздражает взрослого, отказывается выполнять просьбы, часто винит других в своих ошибках, поведении, ребенок завистлив и мстителен, он часто сердится и прибегает к дракам. Дети дошкольного возраста демонстрируют такие способы агрессивного поведения как плач, негативизм, отказ, кусание, обзывание, драка и пр., также дети могут проявлять акты аутоагрессии — обкусывание ногтей, пальцев, битье головой, выдергивание волос и др.
Как помочь?
Коррекция агрессивного поведения, через игру.
Игра имеет огромное значение для развития ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проявляет себя как личность, выражает свои эмоции, свое отношение к окружающему миру и учится воспринимать отношение окружающих к себе:
- Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, например, «Бросалки», «Кричалки»;
- Игра «Цыплята». Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, нужно разорвать лист бумаги на мелкие – мелкие кусочки;
- Игра «Молчанка». Проводится с командами «Стоп» или «Замри».
Приобретаются элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками;
- Игра – упражнение «Где прячется злость?» Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?» Данные упражнения позволят вашим детям снять напряжения и расслабится.
- Ролевые игры с игрушками. «Высказаться, выплеснуть накопившую энергию». С помощью игрушек показываем, как нужно реагировать на тот или иной случай. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку проще будет повести себя подобным образом в реальной жизни.
Коррекция агрессивного поведения, через терапевтические сказки.
Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. После прочтения проводится беседа. (О чем эта сказка? О ком говорится в сказке? Почему лесные жители боялись дружить с ежиком? И т.д.)
Благоприятная эмоциональная атмосфера вокруг ребенка;
Соблюдение режима дня.
Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течении суток. Нарушая его, мы получаем, ухудшение настроение ребенка, капризы, что только усугубляет поведение агрессивного ребенка.
Агрессивное поведение у детей, безусловно, нуждается в коррекции, но нужно помнить, что: Агрессия является неотъемлемой составляющей жизни. Абсолютно неагрессивный человек окажется неадаптивным, не умеющим отстоять свои права, добиваться поставленных целей. Поэтому, мы взрослые, должны не подавлять детскую агрессию, а научить ею «управлять».
Как отличить патологические проявления агрессивности от нормальных?
Понаблюдайте за ребенок:
- Часто теряет контроль над собой;
- Часто спорит, ругается со взрослыми;
- Часто отказывается выполнять правила;
- Часто специально раздражает людей;
- Часто винит других в своих ошибках;
- Часто сердится и отказывается сделать что – либо;
- Часто завистлив, мстителен;
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Если вы насчитали 4 из 8 приведенных признаков, то в этом случае необходимо обязательно начать решать проблему совместно с детским психологом. Так же вы можете обратится к психологу для общего успокоения, ведь иногда бывает достаточно одной консультации, чтобы родители успокоились и поняли, что двигаются в правильном направлении.
Список используемой литературы:
- Адлер А. Индивидуальная психология. - М.: Олимп, 1996.
- Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Собр. соч.: В 6 т. Т.4.
- Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999.
- Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению. Новые исследования в психологии. Москва. 1989. - №1. - С.37-42.
- Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 1999.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб., 2000.
- Лоренц К. Анатомия агрессии. - СПб.: 1996.
- Немов Р. Общая психология. Т.1. - М.: 1996.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. - Москва. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Агрессивное поведение у детей (рекомендации для родителей)
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки...
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Агрессия— это...
«Причины агрессивного поведения у детей» (рекомендации для родителей)
Агрессия в какой-то период развития детей является для них одним из способов показать то, что им необходима помощь. ...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Агрессия – деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, она может приносить физический и моральный ущерб окружающим людям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок. Рекомендации педагога-психолога"...