мастер класс для педагогов "Игра игрой сменяется, смекалка развивается" Глухова Е.В.
методическая разработка (старшая группа)
Мастер класс знакомит педагогов с игровым набором "Мир головоломок. Пуговицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс для педагогов "Игра игрой сменяется, смекалка развивается" | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
на экране видеоролик как дети играют с головоломками
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги. Я думаю, что вы легко узнали во мне воспитателя, который активно использует в своей работе игры-головоломки. Головоломкам присуще волшебное свойство - увлечь как взрослого, так и ребенка. И, как вы уже догадались, наш мастер-класс посвящен играм-головоломкам.
Педагог: Коллеги, что же такое головоломки?
(ответы педагогов)
Педагог: Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Педагог: Педагоги, ответьте на вопрос надо ли ребенку-дошкольнику играть с головоломками и каково значение игр-головоломок в развитии детей дошкольного возраста?
(ответы педагогов)
Педагог: Благодаря играм-головоломкам ребенок получает возможность включится в деятельность, в ходе которой проявляется его активность в рамках решения нестандартных ситуаций.
Головоломки:
- позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами
- формируют у детей гибкость и инициативность мыслительных процессов
- развивают способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности.
-способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности, учат усидчивости
-развивают воображение, логическое и образное мышление, зрительно-моторную координацию
Конечно, решение головоломки не приносит конкретных знаний, однако дает гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук: математики, геометрии, логики.
Педагог: Задачи, поставленные ФГОС ДО и ФОП ДО по каждой образовательной области развития, и задачи, которые можно решить с помощью игр-головоломок совпадают
Педагог: Педагоги, как же научить воспитанников собирать головоломки и с чего начать?
(ответы педагогов)
Педагог: Чтобы научить своих воспитанников собирать головоломки, педагог сам должен владеть этой техникой. На наш взгляд, обучению дошкольников головоломкам уделено недостаточно внимания, нет определенной системы в организации данной игровой деятельности. Технология Смарт-тренинг помогает последовательно организовать совместную деятельность с детьми по данному направлению, которая направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью игр-головоломок.
Педагог: Расшифровка значения слов «смарт» и «тренинг» представлена на слайде. Под смарт-тренингом для дошкольников мы понимаем метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Это, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста. Технология «Смарт-тренинг» представляет собой пошаговую систему достижения цели.
Педагог: Данная современная технология помогает мне организовать и провести игровые занятия с дошкольниками. Наблюдая за воспитанниками, я обратила внимание, что у них исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и появилось чувство уверенности в своих силах.
Педагог: Коллеги, на экране вы видите этапы работы с играми головоломками. Помогите мне, пожалуйста, выстроить их в нужном порядке.
(ответы педагогов – подготовительные упражнения, игры-упражнения, решение головоломок)
Педагог: (комментирует) К играм-головоломкам ребенка дошкольного возраста необходимо готовить. На начальном этапе с детьми организуются и проводятся подготовительные упражнения. Обязательным условием этого этапа является речевое сопровождение своих действий.
На втором этапе - дети выполняют задания игр-упражнений. Они развивают у детей зрительное внимание и восприятие, а также мыслительные операции, что очень важно и необходимо при решении головоломок. Игры-упражнения помогут привести дошкольника к победе – к достижению конкретного результата, когда ребенок будет способен самостоятельно справиться с решением головоломки.
И третий этап – самостоятельное решение головоломки. На данном этапе ребенок без помощи взрослого решает проблемные задания, проявляет любознательность, пытливость ума и изобретательность.
(педагог работает на доске)
Педагог: Этапы мы определили, и я предлагаю вам, уважаемые педагоги, разгадать секрет головоломок, приобрести собственный опыт, сделать открытия и, надеюсь, что полученные знания вы сможете применить в совместной игровой деятельности с детьми.
Педагог: Неотъемлемой частью технологии смарт-тренинга является игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК ПУГОВИЦЫ». Предназначен он для детей от 5 до 7 лет.
Педагог: Игровой набор полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева. В состав набора входят деревянные пуговицы красного, синего и желтого цветов, а так же неокрашенные пуговицы с разным количеством дырочек. Выбор цвета пуговиц не случаен. Комбинация синего, красного и желтого цвета стимулирует активность ребенка, привлекает внимание и интерес, повышает настроение.
В наборе имеются карточки-маркеры, которые позволяют взрослым придумывать для детей разнообразные задания. Эти карточки обозначают цвет пуговиц, количество дырочек. В наборе есть карточки-маркеры, которые обозначают, что не должно быть в игре пуговиц данного цвета или с данным количеством дырочек, а также пуговицы этих цветов не могут стоять рядом.
Педагог: В игровом наборе предлагаются разнообразные логические игры-упражнения. Головоломки применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в определенной последовательности: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Тем самым мы сохраняем у ребенка интерес и веру в свои возможности. Уровни сложности обозначены звездочками.
Педагог: К практической части предлагаю приступить под девизом: «Одна голова хорошо, а две лучше». А начнем мы, согласно выстроенной последовательности работы (педагог указывает на начальный этап) с подготовительных упражнений.
Педагоги, возьмите одну пуговицу и рассмотрите ее, а затем положите перед собой. Найдите ей пару по одному из признаков – по цвету или количеству дырочек. Прокомментируйте свой ответ.
(индивидуальные ответы педагогов)
Предлагаю выполнить еще одно подготовительное упражнение с усложнением. Сейчас мы с вами выложим перед собой ряд из пуговиц. Первая в ряду будет пуговица не желтая и не красная. У этой пуговицы будет меньше дырочек, чем 4. Вторая в ряду будет пуговица с таким же количеством дырочек, как и первая. Но по цвету она не синяя и не красная. Третья пуговица в ряду будет такая же по цвету, как и первая. Если сложить количество дырочек в первой пуговице и во второй, то получится количество дырочек в третьей пуговице.
(педагоги индивидуально выполняют задание за столами)
Педагог: А теперь проведем самопроверку. Посмотрите внимательно на экран, там вы видите карточку-маркер данного ряда. Все справились с подготовительным упражнением?
(ответы педагогов)
Педагог: Замечательно! Результатом подготовительного этапа станет умение детей не только выделять признаки, но и находить правую, левую, верхнюю, нижнюю границу игрового поля, углы; умение видеть клетку и игровое поле, состоящее из них. Во время подготовительных упражнений следует уделить внимание направлению линий, по которым выстраиваются пуговицы (горизонтальный ряд, вертикальный ряд, по диагонали и т.д.). После того как ребенок уверенно справится с подготовительными упражнениями мы переходим к следующему этапу – дети выполняют задания игр-упражнений.
Педагог: Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности увидеть их в реальном, действительном виде и поддержать внимание. Поэтому на данном этапе активно применяем наглядный метод, используем такие приемы как: показ способа действия; показ иллюстраций, схем; показ образца. Для вас приготовлены карточки-шифровки и цветные пуговицы. Ваша задача – выложить изображение какого-либо предмета на подносе по схеме, соблюдая определённое расположение пуговиц. Коллеги, задание понятно?
(педагоги выполняют задание)
Педагог: (пока выполняют задания) На этом этапе важно внимательно наблюдать за работой детей, не спешить помогать. Если ребенок долго не справляется - не давать готовых ответов, а подводить к самостоятельному решению, поощрять все попытки, смелость. Избегать слов – «неверно», «неправильно», а предлагать ребенку самому сверить еще раз решение с условием задания, подумать по-другому. Нужно чаще хвалить за правильное решение, творческий подход, активность, самостоятельность, настойчивость и терпение. При необходимости разъяснять алгоритм действий.
(оказывает помощь)
Педагог: Вижу, педагоги успешно справились с заданием. На данном этапе мы с детьми не только выполняем упражнения, но и придумываем к этим играм новые варианты задания. Посмотрите внимательно на собранное изображение и придумайте к нему новое упражнение.
(педагоги озвучивают свои варианты)
Педагог: Хорошо, следующий шаг - по своему усмотрению внесите одно изменение в собранное изображение предмета (можно изменить цвет, количество дырочек, поменять местами пуговицы).
(педагоги выполняют задание)
Педагог: Прошу пары поменяться местами и перейти за соседний стол.
(педагоги переходят)
Педагог: Ваша задача - сравнить полученное изображение с карточкой –шифровкой, найти различия, озвучить, а коллеги – проверяют.
(каждая пара выполняет задание)
Педагог: Результатом данного этапа является умение понимать значение карточек-маркеров. Дошкольники приобретают опыт выполнения заданий в соответствии с инструкциями, карточками-схемами.
Теперь вы готовы к третьему этапу - самостоятельно решить головоломку. Перед вами на экране головоломка «Зашифрованные пуговицы» первого уровня сложности. Карточка, на которой записан код. Обратите внимание на игровое поле - в верхнем ряду по горизонтали указаны только буквы, а в первом слева ряду по вертикали – только цифры. Ваша задача расшифровать место расположения пуговиц и на игровом поле выложить свой ответ.
(педагоги самостоятельно решают головоломку)
Педагог: Пока участники мастер-класса самостоятельно разгадывают головоломку, предлагаю остальным педагогам посмотреть небольшие фрагменты совместной игровой деятельности и определить, какой этап представлен в данном видеоролике. И так, внимание на экран.
(фрагмент – игры-упражнения)
Педагог: Какой представлен этап? Почему вы так решили?
(ответы педагогов из зала)
Педагог: Какое важное условие данного этапа?
Итак, я вижу, все пары готовы. Скажите педагоги, что у вас получилось?
(ответы педагогов)
Педагог: В игровом наборе представлены карточки-задания с усложнениями, но их не так много, поэтому дети и педагоги могут самостоятельно с помощью пуговиц создавать новые образы, а затем записать новый код.
Педагог: Уважаемые педагоги, я предлагаю вам самостоятельно закодировать любую геометрическую фигуру, используя не больше 6 пуговиц и записать шифр на карточке-маркере.
(педагоги выполняют задание)
Педагог: Пока пары придумывают новую головоломку, мы с вами вместе определим основные принципы технологии смарт-тренинг. Для этого Вам необходимо перейти по ссылке, которая была вам отправлена в мессенджер WhatsApp и заполнить форму. На экране перечислены основные принципы дошкольного образования. Внимательно ознакомьтесь с ними. Затем, выберите, на ваш взгляд, 3 основных принципа, которые педагог применяет при организации смарт-тренинга для детей дошкольного возраста с играми-головоломками.
- Принцип активной позиции ребенка
- Принцип системности и регулярности
- Принцип индивидуального подхода к ребенку
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
- Принцип приобщения обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Принцип учет этнокультурной ситуации развития обучающихся
(педагоги заполняют форму)
Педагог: Ваши результаты представлены на экране. Я очень рада, что вы смогли определить основные принципы, реализуемые в работе с детьми.
Принцип активной позиции ребенка. Мы не делаем задания за ребенка, не даем готовых ответов, не спешим с подсказкой, а подводим к решению с помощью различных приемов, вопросов. Мы учим ребенка решать проблемные задания самостоятельно.
Принцип системности и регулярности использования игр-головоломок в работе с детьми. Головоломки применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а по определенной системе, во взаимосвязи всего материала. Деятельность состоит из законченных шагов.
Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбираем задания с учетом не только возрастных особенностей детей, но и от индивидуальных способностей каждого ребенка.
Педагог: Вижу, участницы мастер-класса уже готовы представить новую головоломку, а поможет нам в этом принцип технологии Смарт-тренинга - индивидуального подхода к ребенку. Если ребенок легче воспринимает задание на слух, можно раскодировать картинку по словесной инструкции: взрослый или ребенок называет код, а участники игры выполняют упражнение. Предлагаю паре за первым столом назвать свой шифр, а остальные участники мастер-класса должны выложить ответ на игровом поле.
(педагоги выполняют задание)
Педагог: Давайте проверим, все ли у нас получилось? Молодцы, все справились с заданием. И эта геометрическая фигура…..
Еще один принцип технологии «Смарт-тренинг» - это принцип успешности. Ребенок, да и любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается. Сегодня каждый из вас самостоятельно решил проблемные задания, проявил любознательность, пытливость ума и изобретательность и справился со всеми заданиями.
Педагог: Моя задача была не только познакомить вас с технологией смарт-тренинг и с игровым набором «Пуговицы», но и возможностью придумывать различные интересные игровые задания с пуговицами.
Не обязательно иметь в наличии данный игровой набор, вы можете использовать в своих играх пуговицы разного размера и формы, разной фактуры (металлические, деревянные, пластмассовые, тканевые). Чем богаче и разнообразнее будет набор пуговиц, тем более широкие возможности появятся для фантазии на тему создания разнообразных игр (дидактических, головоломок и т.д.).
Наш мастер-класс подходит к концу. Нам очень важно Ваше искреннее мнение.
Перед вами Пуговичный домик.
На нижнем этаже, в первой квартире, мы поселим пуговицу, которая поможет оценить собственную деятельность на мастер-классе. Во вторую квартиру мы поселим пуговицу, которая поможет оценить ценность данных заданий для дошкольника.
На втором этаже в третьей квартире поселится пуговица, которая оценит возможность использования данных знаний в совместной деятельности с детьми. В четвертой квартире будет жить пуговица, которая оценивает удовлетворенность от работы.
С помощью цветных пуговиц оцените работу:
красная пуговица – 5 баллов; желтая – 3 балла; синяя – 1 балл.
1. Собственная деятельность во время мастер-класса
2. Ценность данных заданий для дошкольника
3. Возможность использования данных заданий в работе с детьми (степень приобретения опыта)
4. Удовлетворение от работы
Педагог: Благодарю Вас за плодотворное сотрудничество и в заключении своего мастер-класса хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок). «Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными!»
Я подготовила для Вас памятку. Надеюсь, что в дальнейшем Вы будете использовать игры–головоломки и данную технологию в своей педагогической деятельности. Желаю творческих успехов вам и вашим детям. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Юные спортсмены - надежная смена»
Мастер - класс: «Юные спортсмены - надежная смена»...
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Мастер-класс «Казачьи народные игры. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость»
В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре казаков. Мастер-класс разработан для воспитателей ДОУ, которые приобщают детей дошкольного возраста к культурно...
Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»
Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...
Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....