Семейные ценности и их роль в воспитании детей.
статья

Семейные ценности - это традиции, обычаи, семейная история, которые передаются от поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti_i_ih_rol_v_vospitanii_detey.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

                         «Семейные ценности и их роль в воспитании детей»

                                                                                                                                Архипова С.М.,

                                                                                          воспитатель МДОУ детский сад №28,

                                                                                                                               ГО Богданович

                                                                          «Дерево держится корнями, а человек семьей»

                                                                                                      (Русская народная пословица).

 Семейные ценности – это то, что отличает одну семью от другой. Это семейная историятрадиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

 Дети являются обязательным и главным звеном в передаче семейных ценностей. Формирование семейных ценностей начинается уже с первых дней жизни ребенка. Родители являются самыми главными проводниками в процессе освоения ребенком нравственно-духовных ценностей общества. Наше государство уделяет политике укрепления семьи самое пристальное внимание, ведь крепкая семья – основа сильного государства. Представления о том, что такое счастливая и крепкая семья, о том каковы отношения в такой семье, должны закладываться в первые годы жизни человека. Ведь не  случайно задача формирования семейных ценностей поставлена ФГОС ДО. Одним из принципов стандарта  является «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, а сблизить детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Семейные ценности – это не только правила и порядки, сближающие родных людей, это еще и основа воспитания. Они играют серьезную роль в формировании человека как отдельной личности, становятся основой для построения и развития полноценных отношений, помогают укреплению семьи и общества в целом.

Из поколения в поколение, от наших дедов и прадедов, передаются ценности семьи, ценности уклада жизни семьи. Любовь и уважение, помощь и внимание, забота и доверие, радость и труд  – вот они вечные ценности. И если мы хотим передать их нашим детям, то делаем это не только словами, но и делами, своим собственным примером. Через наши поступки, поведение, общение мы передаем детям ценности, которые считаем важными. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Именно поэтому мы всегда хотим возвращаться домой, участвовать в жизни семьи. Ценности семьи придают жизни более глубокий смысл.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом чувствуют себя счастливее. Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/

Главным является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Основные направления и задачи работы с родителями:

- создание благоприятных условий для повышения педагогической  грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

-вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в конкурсах, выставках, в подготовке к праздникам и проведении их, в проектной деятельности. Взаимодействие с семьей в нашей группе строится на принципах:

- единства в работе по воспитанию детей;

         -взаимного доверия во взаимоотношениях;

         - взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей;

         -систематической связи в течение года, с учетом задач и работы с детьми;

  -вовлечения  родителей в совместную  деятельность группы.

Все это способствует налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, их сферой деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители активно поддерживают меня в начинаниях, принимают активное участие в проведении мероприятий группы и дошкольного образовательного учреждения.

Расскажу о традициях нашей группы по работе с родителями и детьми.

Воспитание ценностного отношения труду. Традиционным  в группе стало проведение субботников: «Готовим участок к зиме», «Строительство снежной горки и сооружение построек из снега», «Чистые село, двор, участок детского сада». Здесь            нам, конечно же, всегда требуются мужские руки. Папы и дедушки с готовностью включаются в работу, показывая детям общественную значимость труда. При этом четко прослеживается передача трудового опыта старшего поколения младшему. Художественным оформлением и созданием домашнего уюта занимаются дети, воспитатели, мамы и бабушки. Так, например, покраска, украшение, озеленение группового участка. Взаимодействие с родителями происходит на основе выстраивания межличностных партнерских отношений, поэтому отклик  положительный. Глядя на взрослых, дети с желанием трудятся. Вместе с детьми высаживаем на клумбы цветы, ухаживаем, наблюдаем за их ростом и развитием.

Ценность совместного творчества, где педагог, родитель и ребенок являются равноправными партнерами. Это сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, помогает привлечь родителей к совместному времяпровождению.

Начиная с начала учебного года, проводим совместные с родителями праздники,  организуем различные тематические выставки (к праздникам, по сезонам года). Дети нашей группы вместе с родителями участвуют в различных конкурсах (смотр - конкурс  видеороликов семейных рассказов «Семейные традиции», спортивное мероприятие «Папа, мама, я – дружная, спортивная семья») и выставках, которые проходят как внутри детского сада, так и других детских организациях.

Дети — наше будущее и от того, какие мы сегодня приложим усилия для их воспитания, будет зависеть наше «завтра». Поэтому на первый план выходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности будущего гражданина России. А основы нравственного воспитания закладываются в семье. Ежегодно перед празднованием дня Победы семьи наших воспитанников принимают активное участие в конкурсе рисунков «Помним! Гордимся! Верим!» (организатор социальный партнер ООО «БМК»). Принимаем участие в таких конкурсах и выставках, как: «Мой папа самый лучший», «Моя малая Родина», «Все краски жизни для тебя», «По тропинкам сказов П.П. Бажова», «Армия глазами детей», «Моё увлекательное путешествие», «Мы за Великую Державу», «Фестиваль коренных народов Урала».

С большим воодушевлением ребята приняли участие в районной акции «Письмо солдату - защитнику», посвященной Дню защитника Отечества. Рисовали рисунки, дружно сочиняли текст послания солдатам. И, каково же было удивление, когда в нашу группу пришло письмо от связистов с зоны СВО. С трепетом и волнением дети слушали слова благодарности от наших воинов – защитников. Неоценимую помощь в получении письма оказала семья воспитанника, у которого папа находится на службе. В другой семье дедушка, приехав в отпуск, для встречи с внучкой пришел в детский сад. Это было очень ценно и волнительно не только для данной семьи, но и для всех детей и сотрудников детского сада.

Важно отметить, что приобщая детей к традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – процесс сложный и длительный. Успех в воспитании детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии детского сада, семьи и социума с ребенком.

С недавних пор появилась у нас в группе интересная форма сотрудничества с семьями воспитанников – оформление семейных фотоальбомов и стенгазет.  Эта форма работы очень увлекает и детей и взрослых. Так, например, у нас появились такие семейные газеты, как: «Душа на месте, когда все вместе», «Хорошо рядом с мамой», «Папа, мама, брат, сестра и я – спортивная семья», «Это моя семья» и другие. После летнего отдыха, семейных путешествий совместно с родителями оформили фотоальбом «Путешествуем по России».

Участие родителей в праздниках, конкурсах, выставках, составление альбомов, оформление стенгазет вызывает у детей большой эмоциональный отклик, даёт им чувство значимости, уверенности в том, что его любят, ценят, в нём нуждаются. Заставляет глубже сопереживать, любить и уважать свою семью,  свою Родину.

         Список литературы.

1. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М., 2015.

 2. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №30384).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культ...

Родительское собрание в подготовительной группе по теме: «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

Родительское собрание в подготовительной группе  по теме:«Семейные традиции и их роль в воспитании детей»...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Родительское собрание в подготовительной группе по теме: «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

Содействие сплочению коллектива родителей, способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции....

Консультация для родителей Семейные традиции и их роль в воспитании детей.

Консультация для родителейСемейные традициии их роль в воспитании детей....