Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
консультация
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».
К. Д. Ушинский
Аннотация: в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может правильно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместных играх. И наоборот неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Педагогам хорошо известно, что большинство детей (особенно дети с речевыми нарушениями) не очень любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Именно поэтому, педагоги считают необходимым пробудить интерес, увлечь ребенка, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету». К. Д. Ушинский.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания) и воображения.
В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
– развитие связной речи;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
Развивает память
Воображение
Интеллект
Развивает образное мышление
Внимательность
Фантазию
Учится выстраивать логические цепочки
Развивает речь и увеличивает словарный запас
Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
Выразительно прочитать стих
Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Несколько вариантов мнемотаблиц подготовила для Вас в приложении.
Источники литературы:
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Логопедическиезанятияв детском саду. Средняя группа / Старшая группа». – М.: Скрипторий 2003, 2012
- Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2004.
3.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
4.Нищева. Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
5.Пшонко В.В. Доскажи словечко. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2008
6.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал. - М.: Мозаика-синтез, 2004.
7.Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
8.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : Гном, 2004
Приложение
Сшили Тане сарафанчик
Водичка, водичка умой мое личико.
Снегири
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-219832-1578989926.jpg)
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-668805-1452601796.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-345604-1695623515.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»
В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1194986-1584345443.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Консультация для педагогов и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-809849-1612945922.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-809849-1612945922.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....