Инновационные технологии в образовательном процессе ТРИЗ
учебно-методический материал
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Девиз: «ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЁМ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) . έχνη «искусство, мастерство, умение» + λόγος «слово, мысль, смысл, понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий. Иннова́ция , нововведе́ние — внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции. Инновационные технологии в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) — это не просто технические новинки, но и новые методы и подходы к обучению, которые помогают сделать процесс воспитания и обучения более интересным и эффективным.
Инновационные технологии в ДОУ представляют собой совокупность методов и приемов, направленных на эффективное решение следующих задач и проблем: развитие интеллекта , инициативности, самостоятельности, творческого потенциала детей; стимулирование и повышение любознательности, интереса к исследованиям, разных видов игровой активности воспитанников; повышение креативности, критического мышления, умения нестандартно решать проблемы; развитие коммуникативной составляющей, направленной на успешную социализацию ребенка в коллективе и обществе. Любая инновация, как новшество, подразумевает введение в среду какого-то принципиально нового элемента. При грамотном подходе среда постепенно меняется качественно, происходит модернизация и обновление пространства. Роль воспитателя в данной концепции меняется: он уже не наставник, а соучастник процесса познания мира и вместе с ребенком делает открытия. Ребёнок чувствует больше свободы, он не скован запретами и ограничениями. Знания даются не в готовом виде, а добываются ребёнком в ходе исследований.
К числу современных образовательных технологий можно отнести: · здоровьесберегающие технологии ; · технологии проектной деятельности ; · технология исследовательской деятельности; · информационно-коммуникационные технологии ; · личностно-ориентированные технологии ; · технология портфолио дошкольника и воспитателя ; · игровая технология ; · технология «ТРИЗ »; · технологии интегрированного обучения. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология ТРИЗ: что это такое и как работают инструменты технологии Т РИЗ (теория решения изобретательских задач) — это методология решения задач и усовершенствования систем, разработанная изобретателями в ходе своей деятельности. Первая версия ТРИЗ была разработана в послевоенные годы советским инженером-изобретателем Генрихом Альтшуллером , который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. Основная идея теории ТРИЗ заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные способы решения проблем, с минимальными затратами и максимальной эффективностью. В основе принципов ТРИЗ лежит понятие противоречия и его разрешения. Как использовать ТРИЗ для решения задачи? Проанализировать систему и определить, из каких параметров она состоит. Выявить противоречие и определить, к какому виду оно относится. Сформулировать идеальный конечный результат. Выявить имеющиеся ресурсы, которые помогут в процессе решения. ТРИЗ развивает творческое мышление, которое умеет придумывать, создавать, находить, решать, искать, творить и рассуждать.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта . Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Девиз: «ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЁМ» Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения.
Метод мозгового штурма Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям: Как спасти бабушку от серого волка. Как тушить пожар без воды. Где спрятаться от жары летом. Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
Метод морфологического анализа Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги ), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка). Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры по методике ТРИЗ очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать. Это простейший пример, а в принципе по методу морфологического анализа можно изобретать гораздо более сложные вещи и находить десятки вариаций будущего изобретения.
Метод фокальных объектов Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд. Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом плане метод фокальных объектов идеален именно для детей, потому что для сложных технических решений его возможности применения ограничены. Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем воспитатель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
Метод каталога Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов: Кто наш главный герой сказки? Этот герой положительный или отрицательный? Почему этот герой положительный или отрицательный? Что плохого сделал отрицательный герой? Что хорошего сделал положительный герой? Как они боролись друг с другом? Кто поддерживал отрицательного героя? Кто поддерживал положительного героя? Чем закончилось противостояние добра и зла? Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.
Метод личностной аналогии В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых заданий. Допустим, изобразить кота или собаку, показать, как кот или собака сердится, радуется, просит есть. После можно перейти к заданиям посложнее. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос. Дальше можно дополнительно усложнить задание. Например, попросить детей изобразить, как бы спели песенку «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или подобрать подходящую песню для «поющего пылесоса». Методические рекомендации по использованию метода личностной аналогии в работе с дошкольниками. Необходимо учитывать: 1.Особенности усвоения личностной аналогии: а ) Ребенок с 3 лет представляя, как правило, живой объект, может показать несложные его действия, сказать какой он в виде этого образа. Например : -«Что у тебя устало больше всего?». Ребенок - «Ножки мои устали. Я сейчас отдохну и снова попрыгаю». - « Ты кузнечик». Ребенок прыгает. «Кузнечик устал»- ребенок показывает, как кузнечик устал. - «Куда?» -«К цветочку» -« Почему?» – «Там хорошо пахнет». б ) В возрасте с 4-х лет необходимо давать упражнения на превращение в рукотворные системы и постепенный ввод в прочувствование проблемных ситуаций. Например : -« Ты -стиральная машина». Ребенок показывает, как он «стирает». -« Но у тебя проблемы: много белья положили в тебя. Что ты чувствуешь?» в)С пяти лет и старше, важно сформировать умение по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках заданного образа. Например : -« Если бы ты был старой женщиной (мужчиной) ,что бы ты почувствовал, когда тебе надо нести тяжелые вещи или долго стоя ехать в автобусе…» -« Представь, что ты звездочка на небе и ночью увидела ребенка, который никак не может уснуть от страха Как бы ты помогла этому маленькому человеку?»
Метод моделирования маленькими человечками Методика маленьких человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенную и доступную для детского восприятия версию устройства окружающего мира из трех видов маленьких человечков: «гидратиков», «твердиков», «пневматиков». Из «твердиков» как бы состоят твердые предметы, причем «твердики» стоят плотно друг к другу и крепко держатся за руки. По аналогии, из «гидратиков» как бы состоят жидкости, потому что «гидратики» за руки не держатся и могут перемещаться друг относительно друга. А вот «пневматики» находятся в движении постоянно, поэтому мы не можем увидеть воочию воздух, газ и прочие газообразные субстанции. Для начала детям объясняют устройство твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже затем во взаимосвязи и взаимодействии. Например, холодный чай находится в твердой чашке из «твердиков», а сам состоит из «гидратиков». Если же чай горячий, над ним поднимается пар из «пневматиков». Аналогичным образом можно объяснить, почему из чашки с чаем можно легко вытащить ложку, взяв ее в руки, но нельзя взять в руки воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «твердиков», которые крепко держатся за руки, тогда, взяв и подняв одного «твердика», мы вместе с ним поднимаем всех остальных. А вода состоит из множества «гидратиков», которые за руки не держатся. Поэтому, взяв одного «гидратика», мы сможем вытащить из чашки только его, то есть только капельку воды.
Методика типовых приемов фантазирования Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее. Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ)», сделанном специально для педагогов, работающих с маленькими детьми [ Л. Михайлина, 2016 ]. К слову, эта методика подходит не только для детских садиков. Применяется эта методика ТРИЗ и в начальной школе. Например: прием "Увеличение - уменьшение" Описание приема Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта. ПР : увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического Урфина признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука ). Таким образом можно рассмотреть все приёмы фантазирования.
Метод «Золотой рыбки» Метод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку. Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка. Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей. «Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим.» Могла ли рыбка взмолиться? Мы знаем, что некоторые рыбы издают звуки, и даже более того – некоторые виды рыб общаются друг с другом при помощи звуков. Но говорить человечьим языком точно не могут. Это и есть тот фантастический нерешаемый остаток. Хотя… Представьте – старик на берегу моря, с рыбкой, поблескивающей золоченой чешуей, слышит человеческий голос… Попробуйте покрутить слои реальности – возможно, вы сможете и этому найти объяснение.
Метод «Снежного кома» Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия». На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок . И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно. Хорошей иллюстрацией упрощенного Метода снежного кома для малышей является мультфильм «Варежка». Обычная детская варежка периодически превращается в щенка, который вписывается в реальную жизнь девочки: его можно гладить, с ним можно гулять и играть, он даже принимает участие в собачьих соревнованиях . Обучение детей сочинению сказок и рассказов Вы можете тоже научить своего ребенка составлять небольшие фантастические или сказочные рассказы по Методу снежного кома. Сначала привнесите нереальную ситуацию в вашу реальную жизнь. За основу можно взять прочитанное произведение или мультфильм . Если у вас появится ковер-самолет? Откуда он может появиться? Как вы его сможете использовать? Какие события могут произойти в вашей жизни при наличии ковра-самолета? Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [ Н. Фоминых, 2017 ].
Системный анализ (системный оператор) Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает « многоэкранное » мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа: Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
Данетка Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.
Рассказ по картине. Воспитатель составляет схему на наборном полотне, где первый прямоугольник обозначает предшествующие события (что было до этого?), центральный прямоугольник – «картина» (что изображено сейчас), третий прямоугольник – последующие события (что будет потом?). Предлагается построить рассказ по этой схеме: нужно выбрать любой объект, рассказать, что было вначале, затем описать его действия на картине и придумать последующие события. Желательно составить несколько рассказов про разные объекты . Сочинение загадки. Последовательность сочинения: – Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия). Например, на пилу, на забор, на траву. – Ответить, чем расческа отличается от этих объектов. Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя залезать; от травы – тем, что не растет. – Составить загадку, используя слова‑связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?»
У пражнение «перевертыши». Воспитатель рассказывает стихотворение: «Ехала деревня мимо мужика, глядь, из‑под собаки лают ворота. Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез». Сочинение стихов
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности: Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой). Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает). Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях). Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.). Неожиданные, смелые варианты решений . Для решения ТРИЗовских задач можно выделить следующие этапы работы: Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Достоинства использования элементов ТРИЗ : является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка; стимулирует взаимообмен оригинальными идеями; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление; развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной
В презентации представлены формы "применениея инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной"...
«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».
Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...
Консультация для педагогов «Технология синквейна» на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...