Влияние гаджетов на развитие речи детей в дошкольном возрасте.
материал
Материал для родителей о влиянии гаджетов на детей. К чему может привести частое использование телефонов, планшетов, телевидения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние гаджетов на развитие речи детей в дошкольном возрасте.
Подготовила Климова Н.А.
Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погружаются в технологические устройства. Как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, и у мамы есть время для себя.
Еще мы практически поголовно пересели на машины. Ребенку в машине скучно. Взрослые, когда им нечего делать, легко могут развлечься, погрузившись в свой внутренний мир. Мы размышляем-раздумываем, ведём сами с собой диалоги. У детей свой собственный внутренний мир пока ещё не сформировался, у них есть только внешний — тот, что вокруг них. Поэтому малыш капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристегнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребенку вручается гаджет.
В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!
Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, вообще, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?
Уже не раз говорилось о влиянии гаджетов на нарушение психики в целом. Это, как правило, проявляется в агрессии ребенка. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет, а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, что бы сорваться, малышу достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей или сверстников (с кулаками или предметами).
Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам – первый признак зависимости.
Могут возникнуть довольно сильные нервные расстройства, нервные тики, нарушения речи, заикание и «проглатывание слов».
Сбивается процесс приема пищи. Это случается в том случае, когда ваше чадо привыкло питаться с постоянно включенным планшетом (компьютером, телефоном, по которому идет что-то интересное). Конечно, современным мамам так проще накормить ребенка, но именно в такой момент дети не чувствуют вкуса пищи. Они даже не до конца понимают чувство голода или сытости.
Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято).
При этом от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, зрение, осанка и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка.
Для нормального развития малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы и игры не способны показать все многообразие мира, поэтому ребёнок не может полностью изучить тот или иной предмет.
У детей снижается творческая активность. Ни один гаджет не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.
Мы можем еще очень много говорить о негативном влиянии гаджетов на психику и физическое здоровье детей. Но сегодня мы подробнее остановимся на влиянии гаджетов на развитие речи детей.
Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый чувствительный для развития речи период. Период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение с родителями, бабушками, сверстниками.
Но у детей уже сформировалась экранная зависимость. Детей поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей и они предпочитают его всем остальным способам функционирования.
По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Давайте же рассмотрим более детально проблему влияния гаджетов на развитие речи ребенка, и попытаемся найти пути ее решения.
Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями.
Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь.
Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается.
Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.
Еще более снижают мотивацию к использованию речи безмолвные компьютерные игрушки. Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран гаджета, тем меньше он учится общаться, накапливать опыт этого общения, распознавать и обмениваться эмоциональными состояниями.
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Телевидение представляет собой не меньшую опасность, чем всевозможные гаджеты. Вы скажите, что ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка. Они остаются «пустым звуком».
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают мультфильмы, которые не требуют их ответа, не реагируют на
их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.
Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.
Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, он не стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.
Детям все труднее становится воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им в дальнейшем будет трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не смогут удерживать и связывать их, в результате они не будут понимать текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать.
Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того, чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Расстройства аутического спектра
Замещение и подмена человеческого способа общения в семье электронным гаджетом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.
Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС).
РАС постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века.
Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме — «утрате современными детьми родного языка —основной составляющей сознания».
Артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи требуется время. Помните, развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Поверьте, полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – всему свое время.
Детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так. Чаще всего боковым зрением ребёнок также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии.
Малышам от 1-4 лет тоже не стоит давать в пользование гаджеты, а ограничиться просмотром мультфильмов, не более 20 минут в день.
Детям в возрасте 4-7 лет – 20-40 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того, желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут.
Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.
Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм.
Во время поездки на машине, старайтесь увлечь ребенка всевозможными играми.
Соблазнительно в дороге включить малышу мультики. Не спешите!
А вот запастись аудиозаписями (сказками, детскими песенками), включить детское радио — это просто прекрасно. Ведь можно не только слушать, но ещё и подпевать — всем вместе!
Различные игры в дороге помогут не только отвлечь малыша, но и развить его речь. В них можно также играть по дороге в детский сад и обратно.
Можно сыграть в перечисления — просто называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге.
Можно загадывать друг другу загадки, описывая любой предмет.
А если ребёнок уже знает буквы — выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, "Д" — дорога, деревья, дом.
Если ребёнок умеет считать, предложите: "Давай посчитаем, сколько нам попадётся машин красного цвета". Или вот так: "Ты считаешь машины синего цвета, я — зелёного. Каких встретится больше, кто победит?"
От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака. Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе — облака или тучи, и чем они отличаются друг от друга, как появляются, и почему из туч проливается дождь.
Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения), как они изменяются, во что превращаются?
Можно играть во всевозможные игры со словами.
«Найди лишнее слово в ряду». Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь "кот".
«Назови одним словом». Скажем: кот, собака, крокодил. Все это — животные, потом меняйтесь, ребенок перечисляет слова, а вы подбираете обобщающее слово.
"Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок — антоним: например, весёлый — грустный; широкий — узкий.
Игр великое множество, вы можете придумывать их сами вместе с детьми.
Напоследок хочется сказать, что все же не стоит совсем запрещать детям пользоваться современными достижениями техники.
Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваш ребёнок проводит за планшетом или смартфоном. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.
Выйти из такой зависимости, порой, тяжелее, чем избавиться от алкоголизма.
Задача родителей помочь маленькой личности идти по такой непростой и интересной дороге, как получение знаний и нового опыта. Родителям также важно помнить об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-608490-1583750260.jpg)
Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...
Консультация для родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
В этой консультации рассказываю о пользе сказок, потешек, считалок, дразнилок. и других форм фольклора для развития речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829116-1476179312.jpg)
Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Проект «Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»АктуальностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторо...
Консультация для воспитателей и родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Огромное влияние на грамотность, яркость, эмоциональность и выразительность которой оказывает русское народное творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-47770-1682253906.jpg)
Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
В консультации рассмотрены важные аспекты развития дошкольника - активизация речи через творческую, продуктивную деятельность - оригами. Кроме теоретических знаний представлены практические задания, п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-413007-1395564208.jpg)
«Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1259893-1595887642.jpg)
«Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Статья для родителей . О влиянии фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста....