Речевое развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления со сказкой
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_v_protsesse_oznakomleniya_so_skazkoy.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Казенное Учреждение Здравоохранения
Полысаевский дом ребенка «Родничок»
Консультация
«Речевое развитие детей раннего возраста
в процессе ознакомления со сказкой»
Подготовила:
воспитатель
средней группы
Николайзена Е.Ф.
Полысаево, 2023
Речевое развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления
со сказкой.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.
И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром.
Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому мы активно используем их в своей работе.
Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс использование русской народной сказки и применение ее на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
Чтение художественной литературы позволяет решать многие педагогические задачи по развитию речи в раннем возрасте, формированию выразительности, а так же задачи художественно - эстетического воспитания. Во время слушания сказки, дети становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, что способствует развитию понимания речи взрослого и активизации словаря.
Основные направления по развитию речи детей раннего возраста посредством ознакомления со сказкой:
- слышать себя и окружающих;
- беседы по содержанию сказки;
- совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказок, использую разные средства выразительности;
- развивать творческое воображение;
- учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета;
- пополнить словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, научиться употреблять усвоенные слова в самостоятельной речи.
Сказки помогают нарисовать в воображении ребенка картины из жизни. В легкой форме впитать необходимую информацию об окружающей действительности и расширить свой кругозор. Научиться оформлять свою речь, положительно воспринимать еще малоизвестную для него жизнь.
Реализация работы со сказкой в нашей группе проводиться с помощью
средств образовательного процесса:
- предметы среды окружающие детей: (настольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д.). Куклы бибабо с героями сказок, пальчиковый
театр «Репка», «Теремок», «Колобок», д/и «Найди сказку», д/и «Из какой сказки герой», книги сказок, иллюстрации сказок, герои сказок для игр с фланелеграфом, маски героев сказок, костюмы для игр драматизаций;
- социальное окружение (педагоги ежедневно читают сказки, побуждают детей отвечать на заданные вопросы; дети общаются, взаимодействуют между собой в процессе инсценировок сказок, часто играют, изображая любимых сказочных персонажей;
- разнообразные виды детской деятельности (прежде всего игра, в которой ребенок берет на себя роль любимого сказочного персонажа, закрашивание раскрасок с изображением знакомых сказок, разучивание потешек, пальчиковых гимнастик, песенок о сказочных героях, П/И с элементами сказки;
- образовательные ситуации, в которых действия сказочных персонажей, проектируются в реальной жизни: если взяться за дело дружно все получиться «Репка», уходить далеко от взрослого опасно «Колобок», друг придет на помощь «Кот и петушок», каждый может найти для себя достойное занятие «Теремок».
- природа в целом (колобок такой же желтый как солнышко, проращивание репы, снег зимой сказка «Рукавичка» и т.д)
- конструирование («Теремок», «Заюшкина избушка»).
В формах организации работы мы используем не только непосредственную образовательная деятельность с созданием ситуации выбора, так же в нашей группе проводиться совместная театрализованная деятельность, самостоятельная деятельность детей в игре в сказку. Для усвоения знаний детей при ознакомления со сказкой мы используем многократное повторение, преподнося текст сказки в разных формах:
- беседа с показом иллюстраций;
- показ разных видов театра, где героями сказки становятся дети, проговаривают, слова персонажей;
- играя в Д/И «Угадай из какой сказки», рассматриваем фигурки героев из сказок, прошу детей назвать их, сказать из какой они сказки.
Предлагаю, вспомнить начало сказки, рассказать отрывок одной из них, если речь развита недостаточно, закончить фразу. Завершить рассказывать сказку совместно с детьми.
Приведу пример по работе со сказкой «Репка» начинаем рассказ сказки совместно с детьми:
- «Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая…» вспомнив содержание, предлагаю ответить на вопросы: «Где выросла репка, какие еще овощи можно посадить?», предлагаю рассмотреть муляжи овощей, вспомнить их название, форму, цвет, величину, количество.
Дети любят экспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и другими предметами живой и неживой природы. Опытная деятельность стимулирует речевую активность малышей. Творческая интерпретация сказки позволяет организовать игры экспериментирования, которые понятны и доступны для детей раннего возраста.
Это игры с водой, песком. Например, испекла баба «Колобок» из теста, из чего еще можно лепить? Зимой можно лепить из снега, летом песка, в течение года пластилина. Играя в конструкционные игры, используя тексты сказок, строим дома для героев, мостики, дорожки, деревья.
Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки. Для релаксации малышей мы используем игры-имитации с малой двигательной активностью. В которых присутствует звукоподражание. Например, можно использовать такую игру по мотивам сказки «Колобок».
Катился-катился Колобок и попал на красивую цветочную полянку. Здесь включаем спокойную музыку, озвучить, как жужжит пчела, как подул ветерок и т.д. Для подготовки детей к обучению рассказыванию мы используем такие методические приемы, как целенаправленное рассматривание, договаривание детьми начатой воспитателем фразы, ответы на поставленные вопросы. В игре - драматизации дети выбирают маски героев по своему желанию. Первое разыгрывание сказки не похоже на театрализованное действие. Масок приготавливаем в избытке, бывает и так, что в сказке будут две лисы, три волка. Каждый ребенок говорит, что хочет и когда хочет, не по порядку, не по очереди. В это время работа направлена на отработку ролевых диалогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением
Непрерывным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родно...
Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой
Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»
Мои педагогические исследования....
Доклад на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой»
Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образны...
«Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству»
Доклад...
Консультация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой».
laquo;Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой»....