Консультация для воспитателей " Роль русско- народных сказок в нравственном воспитание дошкольников"
материал (средняя группа)

Пронина Надежда Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki1.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений и формирование у детей основ нравственных представлений. Именно в этот период жизни формируются дружеские взаимоотношения детей, уважение к старшим, трудолюбие и любовь к Родине.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются такие качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.

Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. Л.А. Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

К сожалению, сейчас можно все чаще наблюдать детскую жестокость, агрессивность по отношению друг другу, к близким людям и по отношению к животным. Всё чаще дети остаются наедине с компьютером, телевизором под влиянием которых у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» или «плохо», «можно» или «нельзя» целесообразно формировать у детей своим собственным примером.

Так же, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В то же время, существует противоречие между большой значимостью применения народных сказок для развития нравственных качеств детей дошкольного возраста и невысокой степенью использования данного жанра в процессе обучения и воспитания детей.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: • как дружба помогает победить зло («Зимовье»); • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); • что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

На наши плечи ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувство, чтобы он не вырос равнодушным человеком. Таким образом, на протяжение всего дошкольного возраста я учу детей слушать, воспринимать сказки. При использовании сказки я опираюсь на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...

Консультация для воспитателей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...