Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья (подготовительная группа)
Трудовое воспитание – это определение в педагогике, означающее задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Автор: Николенко О.Н.
ГБДОУ Детский сад №6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
"Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач". К.Д. Ушинский.
Основной источник материального и духовного обогащения общества- это труд. Трудовое воспитание – это определение в педагогике, означающее задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества.
Целью трудового воспитания является передача воспитанникам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.
Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет громную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность иданных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [5].
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др [6]. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович,Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым [7]. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [8].
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Согласно ФОП в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
· формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
· воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
· вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
· развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье .
Виды детского труда:
- Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
-Элементарно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
-Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
-Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.) Организация труда детей:
- Поручения (индивидуальные и совместные).
Дежурства (индивидуальные и совместные).
- Коллективный труд. Учитывая данное, предполагаем следующие действия воспитателя:
- Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых. Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО.
- Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребёнка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
- Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов, знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов.
- Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о её назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
- Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряет желание детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
-Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи.
-В процессе знакомства детей с трудом в природе необходимо познакомить их с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Можно привлечь детей к сбору семян цветов, к сбору урожая в огороде и т.п. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать ежедневно, чтобы дети поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года, а также воспитывать бережное отношение к живым существам. Привлечь детей к высадке семян и уходу за ними. В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы (1).
К тому же воспитатель создает благоприятную РППС для организации самостоятельной деятельности детей в группе и на улице. Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (1).
Воспитатель осуществляет тесное сотрудничество так же с семьями воспитанников. Так как семья – это первый социальный институт человека. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (1).
Систематическая, целенаправленная и обобщенная работа воспитателей с семьями воспитанников позволит воспитать в детях трудолюбие и любознательность. Приобретённые знания помогут детям в дальнейшей их профориентации и уважительному отношению к труду других людей.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод :
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте носит многогранной характер: в процессе выполнения трудовых действий воспитываются положительные взаимоотношения между детьми и их личностные качества.
Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. NQ 874.
2. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства. Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. - С.17-25.
3. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Мн.: Высш. Школа, 2010. -143с.
4. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебн.пособие С.А.Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д.Калишенко.- М.: Академия, 2011. – 192с.
5. Абраменкова, В. Во что играют наши дети? : Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. – М. : Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с. : ил. – ( В помощь родителям ) (74.9 А-16 К861326ч/з).
6. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики С.Я. Батышев.М.:Педагогика,1981.192с.
7. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
8. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина – Ярославль : ЯГПУ, 1998. – 249 с. (88.8мп Б-43 К780402ч/з)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование взаимодействия ДОУ и семьи по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тематический план работы....
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Трудовая деятельность путь к социализации личности дошкольника....
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"
Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Игры по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формрование психологической готовности, ответственного отношения к тр...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...
«Экономическое и трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ »
Данный материал можно использовать на семинаре по экономическому образованию дошкольников...