Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание дошкольников"
консультация

Белкина Маргарита Николаевна

Консультация предназначена для педагогов доу по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо было обогатить теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разработать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Задачи сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1.        формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов

2.        обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

3.        помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах и их основных качествах

4.        формировать представления о простейших перцептивных действиях

5.        развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия качества и свойства

6.        воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

Для решения задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада мною были поставлены следующие задачи:

•        развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

•        расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

•        создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности

•        успешно осваивать сенсорные эталоны

•        развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения

•        повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

•        повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

Средства для решения задач:

1.        Научно-методическая литература

2.        Изучение передового опыта

3.        Диагностика

4.        Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов

5.        Фронтальные и подгрупповые занятия

6.        Создание развивающей среды

7.        Работа с родителями

По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно- образовательного процесса.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой

«Сенсорное воспитание дошкольников»: консультации, информационные ширмы, досуг для детей и родителей «Путешествие в увлекательную страну Сенсорики».

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы: создание сенсорного уголка в группе; игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; фронтальные и подгрупповые занятия; посещение сенсорной комнаты.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей он предназначен:

•        для стимуляции сенсорных функций

•        развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности

•        снятия мышечного и психоэмоционального напряжения

•        создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка

•        активизации мышления, внимания, восприятия, памяти

•        повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников

Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.

Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие ребенка»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного времени к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование так же требует исследования формы предмета, его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющего материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые предоставления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидности, сравнение объектов по величине.

От уровня сенсорного развития зависит, каким дальнейшее обучение ребёнка. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление с сенсорной культурой человека.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов форм - геометрической фигуры, величины – метрическая система мер. Виды эталонов имеются в слуховом восприятии, во вкусовом, обонятельном.

Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов, от этого и зависит формирование способностей ко многим видам деятельности. Знакомя детей с различными свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, не беда, если он треугольник будет при этом называть крышей или угольником. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились понимать слово «форма», «цвет», «такой же».

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические цвета – белый, серый, чёрный.

В начале у детей формируют представление о хроматических цветах. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, обучают их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур воспринимаемых зрительно.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов по величине происходит развитие глазомера. Простейшей глазомерной задачей доступной для детей является выбор на глаз большого или меньшего предмета из двух, затем выбор предмета по образцу.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств. Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...