Проект в старшей группе«Кама-Перми начало »
проект (старшая группа)

Гасымова Татьяна Сергеевна

Данная исследовательская работа поможет расширить знания о природе родного края, о природном сообществе реки Кама. Зная природу родного города, мы лучше поймем взаимосвязи в окружающем мире, его многообразии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 370» г. Перми

Проект

в старшей  группе.

Тема: «Кама-Перми начало ».

                                                             Автор: :

воcпитатель I категории

                                                                         Т.С.Гасымова

 2024г.Пермь

Тема: «Кама-Перми начало ».

Актуальность:

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.

Река Кама является частью малой Родины.

Данная исследовательская работа поможет расширить знания о природе родного края, о природном сообществе реки Кама. Зная природу родного города, мы лучше поймем взаимосвязи в окружающем мире, его многообразии.

Тип проекта: позновательно –исследовательский

Сроки реализации проекта: с .10 по .10.2024г.  

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: развитие познавательной мотивации и формирование первичных представлений о природе родного края.

Задачи:

  1. Углубить и расширить представления детей о реке Каме;
  2. Обобщить знания детей об  ее обитателях;
  3. Закрепить понятие «Кама – наше богатство, его надо беречь»;
  4. Продолжать развивать интерес и любознательность в изучении родного края;
  5. Воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Планируемые результаты: дети имеют представления о реке Каме, знают обитателей реки, понимают смысл выражения «Кама – наше богатство, его надо беречь»

Подготовительный этап

-  разработка плана реализации проекта;

-  подборка иллюстративного материала;

- подборка стихотворений, рассказы  по теме;

- подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме;

- подготовить  художественную и познавательную литературу для чтения и просмотра детям.

Подготовительная работа с детьми

 - Чтение книги Т.Б. Пегановой из серии «Город, в котором мы живём»;

-Просмотр презентации  набережная «Кама-Камушка река» ;

- Проведение опроса детей Что знаем? Что хотим узнать?Где можно узнать?

-Выбор вопроса детьми для оформления ответа в форме презентации.

Словарная работа: исток реки, браконьеры, гидроэлектростанция, плотина, водохранилище, турбина.

Материал: книга Т.Б. Пегановой «Город, в котором мы живём», презентация «Кама-Камушка река», дидактическая игра «Узнай рыбку по описанию»

С. Широбоков стихотворение « Кама-Камушка»

Оборудование: проектор

2.Основной этап:

Беседа:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами об одной очень красивой реке, на берегу которой раскинулся наш старинный город. А кто помнит как она называется?

Дети: Кама.

Воспитатель: Правильно, это наша любимая Кама-Камушка река.

 Ребята, я не просто назвала нашу Каму красивой рекой, а какие ещё слова можно подобрать к нашей реке?

Примерные ответы детей: Спокойная, широкая, длинная, извилистая, многоводная, зеркальная игривая, величавая, глубокая, богатырская, вольная, каменистая, крутобережная, невозмутимая, царственная и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Да, наша река и глубокая, и широкая, и величавая, и даже можно назвать царственная.

И не  зря, Степан Широбоков в своём стихотворении « Кама-Камушка» посвятил ей такие строки.


Ой, широк речной простор
Средь лесов, полей и гор,
Высока твоя волна,
Кама-Камушка!
На волнах качаешь ты
Пароходы и плоты,
Многоводная река,
Кама славная!

Загляделась неспроста
Вся лесная красота
В зеркала твоих глубин,
Кама синяя!
На волнах качаешь ты
Наши песни и мечты
И, как песня, льешься вдаль,
Кама милая!

Поглядишь - душа поет,
Как ты взламываешь лед
С каждой новою весной,
Кама вольная!
Слышу, слышу я, твой сын,
Ровный гул твоих турбин,
Кама-песня, Кама-свет,
Кама-Матушка!

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает, что обозначает слово «Кама»?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кама – значит каменная. Назвали ее так потому, что в ней было много камней. А еще есть версия, «Кама» на языке башкир и татар означает «выдра». А на удмуртском языке слово «Кама» значит «длинный».

И на самом деле Кама является одной из крупнейших рек Европы, длина которой составляет около двух тысяч километров. А кто из вас знает откуда эта величественная река берёт своё начало?

Воспитатель: Далеко-далеко, в Удмуртском краю, в лесах северных, есть деревенька Карпушата. На окраине её стоит вековая берёза, под берёзой бьёт ключ. Чистый небольшой родничок обрамлён свежим штакетником. Ключ бежит по мелким камешкам, попадает на желобок, с него в небольшую запруду. От запруды течёт дальше, собирая по пути воду бесчисленных ручейков и рек. Там, в Кезском районе и берёт своё начало великая река Кама.

Воспитатель: Ребята, а почему люди издавна селились по берегам рек?

Примерные ответы детей:

  • В реке много воды, которую люди пьют,
  • Люди используют воду для приготовления пищи.
  • Без воды нельзя постирать одежду.
  • А ещё в ней водится рыба.

Воспитатель:

А про обитателей  реки Кама нам расскажет Данил С и Лиза Б.,Даша С.

Игра «Узнай рыбку по описанию» (Дети говорят название описанной воспитателем рыбы и находят картинку с её изображением)

 В давние времена в Каме водилось очень много рыбы. Её ловили и удочками, и сетями, и решетом. Сейчас рыбы в Каме гораздо меньше, ведь вода не такая чистая.

Воспитатель: Правильно её воды загрязняли фабрики и заводы, и плывущие по реке суда. А ещё в этом виноваты, я считаю, нечестные и очень жадные рыбаки, которые ловят рыбу запрещёнными приёмами и в запрещённое для ловли время, когда рыба начинает размножаться. Таких людей называют браконьерами.  

Какой транспорт ходит по реке Кама и про камский мост  расскажут вам Нелли и  Рита.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу очень интересную легенду.

«Когда то люди были великанами с сосновыми вершинами вровень! И решили великаны заставить Каму работать на себя. Собрали со всех полей огромные камни – валуны и стали бросать их в воду. «Пусть будет большая запруда!» - говорили они. Удивлённая Кама приподняла над берегом свою серебряную голову и спросила у людей: «Что вам надобно, добрые люди». Поклонились ей в ответ великаны. Отвечают: «Сила твоя велика, матушка Кама – река, остановись на минутку, помоги нам. Покрути мельничные жернова- дай нам отведать белой крупчатой муки». Ничего не ответила им Кама. Выбросила на берег все камни, что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их время.»

Но прошло некоторое время и Кама-кормилица стала помогать людям, она стала Камой-труженицей. В далёкие времена, когда через Сарапул не проходила железная дорога, грузы в другие города перевозили по Каме.

А ещё позже на Каме стали строиться гидроэлектростанции. Их на Каме три: Камская, Воткинская и Нижнекамская гидроэлектростанция.

 Ребята, а как вы думаете, что такое гидроэлектростанции и для чего они нужны?

Раскажет Александра

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправится на небольшую прогулку по нашей Каме.

Физкультминутка.

Наша Кама широка!

Наша Кама глубока!

Не видать за горизонтом!

Вот какая красота!

Мы поплаваем по Каме.

Так помашем мы руками.

А теперь глубокий вдох!

Бульк! И нет никого.

Вынырнем все дружно!

Учиться дальше нужно!

Капитаны! Внимание! Вдалеке виднеется белый теплоход!

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!

Воспитатель: Хотя и стала Кама помогать людям, она не утратила своей природной красоты. Вот как об этом пишет В книге писательницыа Л.Будогоской  «Весна. Леса вокруг города зазеленели. Кама разлилась. Очень широкая Кама. Большие пароходы на Каме гудят. Пристани кишат народом. По Покровской улице целыми днями грохочут подводы, тянутся на  бережную к пристаням».

Обычно в конце ноября Кама замерзает. Можно пешком по льду перейти на другой берег – в Ершовку и Симониху.

Особенно хороша Кама летом. Как прекрасны ее золотые пляжи, зеленые берега! Из-за Камы встает солнце, его лучи блестят на воде.

    На Каме много чаек, которые гнездятся на островах. А как хорошо на Каме в летний вечер: пахнет свежестью реки, последние лучи розового заката плещутся в засыпающих волнах.

Кама – наше большое богатство, и его надо беречь!»

Рефлексия

Воспитатель: А в заключении, я хочу вам предложить посмотреть видеоролик о нашей Каме-Камушке реке.

Работа с родителями:

Оказание помощи детям в оформлении и поиске ответов на вопросы.

3. Заключительный этап

Продукты проекта:

-Презентация «Кама-Камушка река».

-Презентации детей, оформленные  в общий альбом«Кама-Перми начало».

Достигнутый результат:

-большинства детей появилось интерес узнавать: о свое родном городе;

-повысился уровень  нравственно-патриотической культуры

-положительный эмоциональный настрой детей и их родителей

-сотрудничество педагогов с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....

Сценарий праздника " Родительский дом - начало начал"

Праздник посвящен национальным традициям почитания и уважения к старшему поколению в хакасской и русской культуре.  По хакасскому обычаю день почитания пожилых людей проводится в ноябре. Этому и ...

Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.

Любовь к Родине  рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...

Родительский дом -начало начал

Презентация для детей старшего дошкольного возраста, на тему "Моя семья"...

Проект "Родительский дом - начало начал"

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Родительский дом - начало начал" раскрывает суть работы с детьми дошкольного возраста по теме "Семья"...

"Родительский дом, начало начал..."

Праздник для родителей и детей, принимают участие три семьи, в данном сценарии 6 конкурсов, в первом и во втором конкурсах есть домашнее задание - девиз семьи, как образовалась фамилия каждой семьи, в...