Консультация для педагогов "Образовательная деятельность, режим дня в ДОУ"
консультация
Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в образовательную деятельность (ОД), которая строится при правильном построении работы с детьми и индивидуальном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_rezhim_v_detskom_sadu.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
старшего воспитателя Петровой Татьяны Фёдоровны
Тема: «Образовательная деятельность, режим в детском саду»
В основе ФГОС ДО и ФОП ДО лежит важнейший дидактический принцип – правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей в ДОУ.
Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО являются: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей.
Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в образовательную деятельность (ОД), которая строится при правильном построении работы с детьми и индивидуальном подходе.
ОД – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым». ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности – главный залог развивающего эффекта.
Цель ОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.), который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель ОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей ОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ОД; определение и формулировка цели ОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.
Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении ОД? Это – партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге. В ходе проведения ОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей. Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня. В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация ОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом
В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно – образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации ОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. ОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско – взрослое сообщество.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, благодаря ему формируются культурно – гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения.
При четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!
Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!
Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья! Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия вас, родители. Некоторые родители обращаются к врачу, считая, что их ребёнок нуждается в лечении и успокоительных лекарствах. И не понимают, что лучшим лекарством для их малыша будет постоянное соблюдение режима дня, без которого он не может правильно развиваться. Ребёнок должен в определённое время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня надо предусмотреть время для прогулок и игр. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
Таким образом, соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми – полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
Помните – при четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Оздоровительный режим в семье"
Режим в семье - это не просто слова- это понятие с которого начинается здоровая жизнь человека......
Консультация для родителей "Речевой режим в семье"
Можно использовать в качестве выступления на родительском собрании...
Консультация для младших воспитателей «Режим дня и его значение в жизни развития ребенка. Вариативные режимы дня.»
Консультация...
Консультация для родителей: «Оздоровительный режим в семье».
Детство- период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой...
Консультация для родителей: " Рациональный режим дня дошкольника - залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника"
Даются рекомендации родителям по соблюдению режима дня у дошкольников...
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма».
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»....
Консультация для родителей. «Соблюдаем режим дня»
Консультаця для родтелей....