Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Название

Цель

Описание

«Дождик»

Развитие мелкой моторики рук, координация движений

Имитируйте движения по тексту, чтобы дети их повторяли.

Дождик, дождик, поливай – (Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой.)

Будет хлеба каравай, (Руками образовать перед собой круг.)

Будут булки, будут сушки, (Поочередно похлопать одной ладонью по другой.)

Будут вкусные ватрушки. (Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnast_pervye_shagi.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста

(составлено по рекомендации программы "Первые шаги").

Название

Цель

Описание

«Дождик»

Развитие мелкой моторики рук, координация движений

Имитируйте движения по тексту, чтобы дети их повторяли.

Дождик, дождик, поливай – (Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой.)

Будет хлеба каравай, (Руками образовать перед собой круг.)

Будут булки, будут сушки, (Поочередно похлопать одной ладонью по другой.)

Будут вкусные ватрушки. (Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.)

«Белочка»

Развитие мелкой моторики рук, координация движений

Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз. (Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить)

Белочка, за ёлочку лапками держись, (Резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.)

Прыг – скок на сучок, лапками держись!

«Жук»

Развитие мелкой моторики рук, координация движений

Имитируйте движения по тексту, чтобы дети их повторяли.

На лужайке над ромашкой (Положить руки на стол ладонями вниз.)

Жук летал в цветной рубашке; (Медленно согнуть и разогнуть пальцы.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Поднять руки вверх.)

Я с ромашками дружу. (Развести пальцы веером.)

Тихо на ветру качаюсь, (Покачать руками из стороны в сторону.)

Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить кисти рук вперед.)

«Хозяйка»

Активизировать движение пальцев рук.

Кукле кашу я сварю: (Помешать «кашу».)

В миску молока налью, («Налить» молоко.)

Положу туда крупу («Насыпать» крупу.)

И поставлю на плиту. («Поставить» кастрюлю на плиту.)

Будет каша хороша! (Хлопнуть в ладоши.)

Кушай, кукла, не спеша. (Погрозить указательным пальцем.)

«Спрятанные пальчики»

Развитие мелкой моторики рук, активизировать движение пальцев рук

Предложите детям сесть на ковер в круг и попросите их показать свои ручки. Вытяните перед собой обе руки и пошевелите пальцами, проследите, чтобы каждый ребенок сделал то же самое. Вместе с детьми полюбуйтесь их ручками: «Вот как много у нас пальчиков, какие они ловкие и послушные, делают то, что мы им скажем». Сожмите пальцы в кулак, затем разожмите, повторите так несколько раз. Попросите детей повторять за вами. Неожиданно для детей уберите одну руку за спину: «Смотрите, одна рука пропала. Куда же она спряталась? Покажите мне!» Малыши прячут руку за спину. Проделайте то же самое с другой рукой, а потом спрячьте обе руки одновременно и пропойте песенку: «Где же наши ручки, где же наши пальчики?» Осмотритесь по сторонам, затем покажите детям руки и попросите их сделать то же самое, продолжая петь: «Вот, вот наши ручки, вот наши ручки!» Поворачивайте вместе с детьми кисти обеих рук то вверх ладонью, то вниз: «Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки!» Можно продолжать игру, спрятав ножки (дети закрывают колени ладошками, пряча ножки, ушки (закрывают уши ладонями, щеки (закрывают щеки ладонями) и т. д. Проводя эту игру, обращайте внимание малышей друг на друга, если у них не получается то или иное действие: «Оленька, смотри, как делает Настенька. А ты так умеешь?»

«Пальчики ходят в гости»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Воспитатель вместе с детьми садится в круг на ковер или вокруг стола и говорит: «Ребятки, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Это очень интересно, смотрите…» Педагог показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление: «Привет, я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки в такт словам, а ты кто? А я пальчик правый (сгибает и разгибает палец правой руки, давай дружить! (Приближает оба пальца друг к другу – пальчики целуются; сцепляет пальцы – пальчики обнимаются.) Ой, смотри, сколько вокруг друзей – пальчиков, пойдем к ним в гости». Педагог просит детей показать свои пальчики, затем подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей: «Привет, я – пальчик, будем дружить?» Затем педагог «отправляется в гости» к пальчику другого малыша.

Эта игра покажется детям более увлекательной, если нарисовать фломастером на подушечках пальцев смешные рожицы, тогда пальчики превратятся в забавных человечков. Можно также надеть на пальчики колпачки из бумаги, наперстки, игрушки из пальчикового театра и т. п. Игру можно разнообразить, предложив детям «ходить в гости», переступая, топая или прыгая пальцами по столу.

«Звери в лесу»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику рук.

Воспитатель сажает малышей за стол и спрашивает: «Ребятки, а вы знаете, какие звери живут в лесу?» Если дети затрудняются назвать животных, педагог говорит: «Там зайка серенький прыгает вокруг елки», – и показывает «зайчика», шевеля указательным и средним пальцами («ушами»). «Вот так он прыгает по травке в лесу», – соединяет два пальца вместе и передвигает их по столу. Затем просит детей показать, как прыгает зайка.

Еще там живет медведь, – продолжает игру педагог. – Он вот так топает. (Сжимает кулаки и по очереди сильно стучит ими по стол у, передвигая вперед.) И лисичка хитрая живет в лесу. (Плавно и осторожно опускает ладони на поверхность стола, изображая, как крадется лиса.) В лесу ползает змейка». (Ставит ладонь ребром на поверхность стола и показывает, как она двигается, «переползая» через корни деревьев.)

Змейка воспитателя подползает к змейке, которую изображает малыш, «здоровается» с ней и «предлагает» вместе погреться на солнышке.

«В лесу птички порхают с дерева на дерево», – продолжает перечислять зверей воспитатель. Он перекрещивает кисти рук, разжимает пальцы и машет ладонями, изображая полет птицы. Затем сжимает пальцы в замок и кладет на плечо рядом сидящему малышу: «А вот так птички отдыхают на веточках». При этом можно прочитать такое стихотворение:

Птички летали,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Дети повторяют движения педагога, сажают своих птичек отдохнуть на плечи сидящих рядом сверстников.

«Гроза»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

В эту игру можно поиграть с детьми, когда на улице идет дождь.

Воспитатель предлагает малышам сесть вокруг стола и положить руки на стол: «Сегодня на улице дождик, давайте покажем, как он идет». Педагог выполняет соответствующие движения и побуждает детей повторять их:

Закапали капли. (Взрослый стучит двумя пальцами каждой руки по столу.)

Идет дождь. (Стучит четырьмя пальцами.)

Он льет как из ведра. (Сжимает руки в кулаки и стучит тыльной стороной пальцев.)

Сверкает молния. (Шипит, пальцем рисует в воздухе молнию.)

Гремит гром. (Барабанит кулаками и хлопает в ладоши.)

Все быстро убегают домой. (Прячет руки за спину.)

А утром ярко светит солнце. (Описывает руками большой круг.)

«Бабочки на цветочках»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Воспитатель предлагает малышам сесть за стол друг напротив друга и поиграть: «Летом на солнечной полянке растут разные цветочки и летают красивые бабочки!» Педагог плотно прижимает ладони друг к другу, затем начинает плавно раскрывать их и растопыривать пальцы, не разъединяя запястий. «Ах, какой красивый цветочек распустился! – говорит воспитатель. – Ребятки, он вам нравится? Давайте сделаем много таких цветочков». Взрослый помогает детям сделать «цветочки», потом говорит: «Выросла целая полянка красивых цветочков, и на нее прилетела бабочка». Педагог перекрещивает кисти рук и машет ладонями, изображая, как бабочка летает над «цветочками». Затем соединяет ладони под небольшим углом друг к другу и кладет руки на «цветочек» к наиболее смелому малышу: «Вот так бабочка отдыхает на цветочках!» «Бабочка» летает снова и садится отдохнуть к другому малышу. Потом дети изображают бабочек.

Затем предлагает малышам, сидящим по одну сторону стола, изобразить цветочки, а детям, сидящим по другую сторону стола – бабочек. Действия детей взрослый сопровождает словами: «Летом на полянке выросли цветочки, распустили лепесточки. Прилетели бабочки, сели на цветочки. Вот какая замечательная полянка с цветочками и бабочками у нас получилась!»

Если детям понравится эта игра, можно предложить им поменяться ролями.

«Топ – топ»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Воспитатель предлагает малышам поплясать. В процессе игры он читает стихотворение и выполняет соответствующие действия, побуждая детей повторять их:

Топ-топ, топотушки! (Воспитатель стучит ладонями по коленям, чередуя удары.)

Пляшет зайка на опушке! (Руки на уровне груди и поочередно поднимает и опускает их.)

Пляшет ежик на пеньке! (Соединяет ладони в замок и поднимает и опускает пальцы.)

Пляшет чижик на сучке! (Ритмичными движениями соединяет и разъединяет подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.)

Пляшет мышка возле норки! (Подносит ладони к голове («ушки»).)

Пляшет козочка на горке! (Сжимает руки в кулаки, выпрямляет указательные пальцы и подносит руки к ушам («рожки»).)

Пляшет утка на реке! (Соединяет ладони и хлопает, не разъединяя запястий.)

Черепаха на песке! (Одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его.)

Топ-топ, топотушки! (Стучит ладонями по коленям, чередуя удары.)

Пляшут лапки! (Располагает руки на уровне груди и поочередно поднимает и опускает их.)

Пляшут ушки! (Подносит ладони к голове.)

Пляшут рожки и хвосты! (Сжимает одну руку в кулак, выпрямляет указательный палец и подносит руку к голове («рожки»).Другую ладонь подносит к нижней части спины («хвостик»).)

Что стоишь? (Разводит руки в стороны.)

Пляши и ты! (Вращает ладонями в разные стороны.)

«Перчатки»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(Растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

(Повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

(Сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

«Компот»

Активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Будем мы варить компот,(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.)

«Листопад»

Активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику рук.

Листопад, листопад! (Руки поднять вверх.)

Листья по ветру летят: (Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки) (листья опадают).

С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)

С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.)

С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.)

С рябины - рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.)

Полны листьев лес и сад. (Хлопки в ладоши.)

То-то радость для ребят!

«Радуются взрослые, и дети»

Активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику рук.

(Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.)

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

«Сорока-сорока»

Активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику рук.

Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Водичка, водичка…»

Развивать моторику рук, координацию движений

Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток.

«Это я»

Формировать координацию движений

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

«Этот пальчик хочет спать»

Формировать координацию движений.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

«Ладушки-ладушки»

Развивать ощущение собственных движений.

Хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста

Картотека на учибный год, для детей раннего возраста....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Картотека пальчиковой гимнастики для 1-й младшей группы  Мы пришли в детский сад. «Солнце»Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,Руки так соединю...

Картотека пальчиковой гимнастика для детей раннего возраста.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность и мелкую моторику ребенка, да и просто ...

Картотека «Пальчиковая гимнастика» для детей раннего возраста в стихах с описанием движений

Пальчиковые гимнастика – это уникальный способ развития малыша. Пальчиковые игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются ко...