Метадическая разработка " Формирование навыков самообслуживания посредством развития моторики у детей младшей группы раннего возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ирина Станиславовна Баландина

Данный проект предназначен для детей 2-3 года

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков самообслуживания посредством развития моторики у детей младшей группы раннего возраста. Выполнила воспитатель: Баландина Ирина Станиславовна

Слайд 2

Цель исследования – проанализировать методику формирования навыков самообслуживания по средствам развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .

Слайд 3

Объект исследования - процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет . Предмет исследования – мелкая моторика как средство формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет .

Слайд 4

Задачи исследования: 1. Проанализировать взгляды педагогов и психологов на формирование навыков самообслуживания у детей 2 -3лет . 2. Раскрыть условия для развития навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет . 3. Описать методику по формированию навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет . 4. Проанализировать особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. 5. Рассмотреть методики и приемы развития мелкой моторики у детей 2 -3 лет . 6. Изучить опыт по данной проблеме.

Слайд 5

Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта . Задачи: - определить уровень сформированности навыков самообслуживания 2 -3 лет. - провести отбор игр на развитие мелкой моторики для формирования навыков самообслуживания у детей 2 -3лет .

Слайд 6

Взгляды педагогов и психологов на формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Понимание весомой роли труда в воспитании подрастающего поколения обусловливает внимание к этой проблеме многих ученых. В частности, рассматривалась И.Д. Бех , П.П. Блонский , В.И. Бондарь, Я. А. Коменского, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М. Монтессори , И.Г. Песталоцци, В.А.Сухомлинского , К. Д. Ушинский и др.

Слайд 7

Ученые единодушны в заключении, что трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет представление о себе и окружающем мире, само познает себя. В процессе труда развиваются способности, умения, навыки, формируются новые виды мышления, самооценка. Вследствие коллективного труда ребенок получает не только трудовые, но и навыки общения, сотрудничества, что улучшает ее социальную адаптацию. . С.Макаренко называл труд основой человеческой жизни и культуры .

Слайд 8

Условия для развития навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет Самообслуживание - это умение детей самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть лицо, руки, есть, держать свою одежду и обувь в чистоте, убирать за собой игрушки - Работа должна интересовать ребенка; - Работа должна быть применением приобретенных ребенком знаний и умений; - В каждом случае ребенок должен видеть и понимать результаты своего труда.

Слайд 9

В соответствии с программами детского сада самообслуживание реализует определенные образовательные и воспитательные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа определяет педагогическое воздействие на формирование самостоятельной самообслуживающей деятельности у детей. Вторая группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе самообслуживания

Слайд 10

Методика по формированию навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет Первая закономерность проявляется в том, что формирование самообслуживающих навыков происходит только в процессе самой деятельности . Вторая закономерность заключается в необходимости стимулирования педагогом активности ребенка в специально организованной самообслуживающей деятельности. Третья закономерность заключается в необходимости в процессе формирования у детей навыков самообслуживания, проявления гуманистического отношения педагога к детям уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью.

Слайд 11

В основе четвертой закономерности лежит психологическая идея о значении опережающей оценки еще не выполненной трудовой действия. Согласно пятой закономерности в процессе воспитания навыков самообслуживания у ребенка, педагогу необходимо проявлять в нем положительные черты и качества и опираться на них. Шестая закономерность предусматривает учет возрастных и индивидуальных (опыт, интересы, темперамент и т.д.) особенности детей. Седьмой закономерностью формирования у детей навыков самообслуживания является единство и согласованность педагогических усилий воспитателей и семьи, а в детских домах - педагогических усилий работников, которые непосредственно занимаются воспитанием и обслуживанием детей. Очень важна и восьмая закономерность - воспитание самообслуживающих навыков в коллективе и через коллектив. Коллектив сверстников является важным фактором воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 12

Особенности развития мелкой моторики у детей 2 -3лет Новый этап в развитии ребенка начинается, когда она учится самостоятельно ходить. В этот период ребенок должен овладеть специфически человеческими движениями и формами поведения (есть из посуды, соблюдать опрятности и т.п.), правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др .). В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Совершенствуется моторика в целом и, прежде всего, ходьба.

Слайд 13

Основным способом обучения в этом возрасте является подражание. Дети этого возраста овладевают большое количество различных движений, но их движения еще недостаточно ловкие и скоординированы .

Слайд 14

Методики и приемы развития мелкой моторики у детей 2 -3 лет Работа по развитию мелкой моторики рук параллельно - это непосредственно пальчиковая гимнастика. Также существует много интересных упражнений, форм, методов развития мелкой моторики. Заслуженным уважением среди родителей и педагогов пользуются пальчиковые игры.

Слайд 15

Изучение опыта по данной проблеме Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Решения этих задач расскрыто И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики ». Такие игры и упражнения являются полезные. С их помощью можно решать многие проблемы. Для психологов и педагогов - это средства, методы, приемы, пособия и помощники. Для детей - развитие мелкой моторики, речевой и интеллектуальное развитие.

Слайд 16

Опытно - практическое исследование по формированию навыков самообслуживания посредством развития мелкой моторики у детей 2 -3 лет.

Слайд 17

Характеристика базы исследования Практическая часть исследования проводилась на базе МАДОУ Д/С 10 «Радуга» города Новосибирска. В диагностике приняли участие 16 детей второй младшей группы в возрасте 2 -3 лет . Изучение сформированности навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Слайд 18

Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет. Первичная диагностика

Слайд 19

Вывод: Анализ результатов диагностики обнаружил, что сформированы навыки самообслуживания у 3 детей (15%). Находятся в стадии формирования 13 детей (65%). Не сформированы у 4 детей(20%) (дети вновь прибывшие в ДОУ). Визуально данные об уровнях сформированности навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет на этапе первичной диагностики

Слайд 20

Проведение игр на развитие мелкой моторики для формирования навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет Организация работы по развитию мелкой моторики в формировании навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет. Календарно - тематический план реализовывался в течение семи месяцев, в период с сентября по март , в первую и вторую половину дня. Работа осуществлялась в утренние и вечерние отрезки времени как индивидуально, так и по подгруппам. Главное условие – регулярность работы, а также непрерывность воспитательного процесса. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Слайд 21

Выявление уровня сформированности у детей 2 -3лет навыков самообслуживания после проделанной работы Вторичная диагностика

Слайд 22

Вывод: Анализ результатов диагностики обнаружил, что сформированы навыки самообслуживания у 17 детей (85%). Находятся в стадии формирования 3 детей (15%). Не сформированы у 0 детей (0%).

Слайд 23

Сравнительные результаты уровней сформированности навыков самообслуживания у детей 2 -3 лет на этапе первичной и вторичной диагностик

Слайд 24

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МАДОУ Д/С 10«Радуга». Была прослежена динамика изменения уровня сформированности навыков самообслуживания в процессе работы. При прочих равных условиях на начальном этапе уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после, свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились.

Слайд 25

З АКЛЮЧЕНИЕ По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что благодаря систематическому развитию мелкой моторики у детей 2 -3 лет, удалось повысить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей. Но работа по данному направлению не может считаться оконченной. Полученные навыки необходимо закрепить и довести до автоматизма у каждого ребёнка группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста

Игры на развитие мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет(пальчиковые игры)...

Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше ...

Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста

Сюжетно - ролевая игра детей раннего возраста,её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.          Особая роль в развитии детей при...

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста.Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.Для диагностик...

Развитие мелкой моторики рук детей в группе раннего возраста.

laquo;Что такое мелкая моторикаи почему ее так важно развивать». Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая ...