Статья: "Особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
статья

Багдасарян Айкануш Армавировна

    В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.

        Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

      Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Родителей этих детей можно разделить на категории:

 

Портрет родителя психосоматического типа:

 

  • Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является первопричиной особой ранимости.
  • Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное, сдержанное.
  • Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы и ссоры.
  • Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.
  • Настроение часто меняется на противоположное.

 

Портрет родителя невротичного типа:

 

  • Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
  • Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.
  • Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за действительные.
  • Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.
  • Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.
  • У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

 

Портрет родителя авторитарного типа:

 

  • Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.
  • Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
  • Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
  • Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
  • В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
  • Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).

 

   Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям.

    Для того чтобы начать взаимодействие необходимо разобраться, к какой категории относятся родители. Нужно провести анкетирование.

 

 

Вопросы для оценивания семейной сплоченности системы (Черников А. В., 1997):

 

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?

2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

3. Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?

4. Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?

5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?

 

Вопросы для оценивания семейной гибкости:

 

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто в семье меняются правила?

6. Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

 

Вопросы интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е. Е., 2005)

 

1. Какие поощрения вы используете при воспитании ребенка?

2. Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего ребенка?

3. Как вы считаете, какие методы воспитания преобладают в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?

4. Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.

5. Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению к вам заботу, внимание, любовь?

6. Как вы справляетесь с неизбежно возникающими негативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев, чувство вины, раздражение и др.)?

7. Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?

8. Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.

9. Какие вопросы в воспитании вашего ребенка представляются вам наиболее трудными?

10. К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребенок?

11. Приведите пример, когда вы не знали, как вам поступить по отношению к вашему ребенку.

12. Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель–ребенок.

 

   Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

     Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ОВЗ адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ОВЗ адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

  • формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;
  • создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;
  • формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

    Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

  • обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  • обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
  • коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
  • коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

     Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература

  • Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.
  • Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.
  • Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

      В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.

        Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

      Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Родителей этих детей можно разделить на категории:

Портрет родителя психосоматического типа:

  • Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является первопричиной особой ранимости.
  • Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное, сдержанное.
  • Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы и ссоры.
  • Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.
  • Настроение часто меняется на противоположное.

Портрет родителя невротичного типа:

  • Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
  • Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.
  • Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за действительные.
  • Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.
  • Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.
  • У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет родителя авторитарного типа:

  • Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.
  • Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
  • Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
  • Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
  • В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
  • Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).

   Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям.

    Для того чтобы начать взаимодействие необходимо разобраться, к какой категории относятся родители. Нужно провести анкетирование.

Вопросы для оценивания семейной сплоченности системы (Черников А. В., 1997):

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?

2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

3. Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?

4. Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?

5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?

Вопросы для оценивания семейной гибкости:

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто в семье меняются правила?

6. Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

Вопросы интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е. Е., 2005)

1. Какие поощрения вы используете при воспитании ребенка?

2. Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего ребенка?

3. Как вы считаете, какие методы воспитания преобладают в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?

4. Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.

5. Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению к вам заботу, внимание, любовь?

6. Как вы справляетесь с неизбежно возникающими негативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев, чувство вины, раздражение и др.)?

7. Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?

8. Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.

9. Какие вопросы в воспитании вашего ребенка представляются вам наиболее трудными?

10. К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребенок?

11. Приведите пример, когда вы не знали, как вам поступить по отношению к вашему ребенку.

12. Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель–ребенок.

   Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

     Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ОВЗ адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ОВЗ адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

  • формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;
  • создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;
  • формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

    Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

  • обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  • обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
  • коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
  • коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

     Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  • Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.
  • Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.
  • Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности развития театрализованной игры у детей с общим недоразвитием речи".

Данный материал будет интересен при работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели п...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....

Статья. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возра...

Статья "Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Познавательная активность – это стремление к получению новых знаний, способность к независимым действиям, рассуждениям, обладание инициативой, решительностью, свободой от посторонней поддержки и...