Графомоторика
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Виктория Александровна Н

Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8 «РУСАЛОЧКА»

__________________________________________________

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31

                                                       ПЛАН    ПО   САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей

 6-7 лет»

 

 

подготовительная группа  «Русалочка»

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

воспитатель   Новоселова В.А

 Пояснительная записка

 

Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи, связанные с развитием детей:

1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь

2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи

3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости

4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями

5.Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции

Задачи, по самообразованию:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста». Реализовать программу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
  2. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности

по «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

1.Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

     2.Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Используемые принципы при реализации программы:

  1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
  2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
  4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
  5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.

                                                                                                  Педагогическая диагностика

 Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле. (см.Приложение№1)

 

                                                                                                          Работа с детьми

Количество занятий: 1 раз в неделю -  25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.

Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Перспективное планирование на 2024-2025 уч. г.

Месяц

Неделя

Содержание работы

Октябрь

1

Диагностика

2

Диагностика

3

«Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

4

"Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

Ноябрь

1

«Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

2

"Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.

3

«Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Формировать умение обводить рисунок по точкам.

4

«Рисуем по точкам» задание  помогает привить навыки манипулирования ручкой и карандашом, а также подготовить руку к более сложному рисованию и письму.

Декабрь

1

«Штриховка1». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

 

2

«Штриховка 2». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Штриховка двумя руками одновременно.

 

3

«Задание» Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

 

4

«Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать зрительное внимание, память.

 

5

«Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Январь

2

«Дорисуй».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

3

Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.

4

«Задание» Соединение предметов  плавной линией , упражнение в рисовании по клеточкам.

Февраль

1

«По клеточкам» Рисование по клеточкам  выдерживая ритм орнамента.

2

«Точки» Соединение точек плавной линией, отработка уверенных движений руки.

3

«Задание» Отработка движений руки.

4

«Штриховка» Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.

Март

1

«Клетка» Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

 

2

Задание 1

 

3

Задание 2

 

4

Задание 3

Апрель

1

Задание 4

2

Задание 5

3

Задание 6

4

Задание 7

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

1.Картотека графических диктантов.

2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.

3.Внесение альбома с видами штриховки.

4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.

5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.

6.Создание альбома «Графические узоры». 

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

ноябрь

Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"

декабрь

Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"»

январь

Рекомендации для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

февраль

Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников

март

Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"

апрель

Фотовыставка работ детей и занятий с детьми.

Этапы реализации

  1. Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2024г.)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

- Проведение входной диагностики.

  1. Этап реализации (октябрь – апрель)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

  1. Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2025г.)

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

По окончании реализации программы воспитанник должен:

- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

- Завязывать узелки на веревке.

-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.

- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

                                                                                                                                                                                                                     Приложение 1

Мониторинг развития графических навыков в подготовительной группе №3 «Солнышко

Критерии оценивания

Ф.И. ребенка

Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

 Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру.

Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

итог

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1 балл – низкий результат

2 балла – средний результат

3 балла – высокий результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

графомоторика

графомоторика Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и ...

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРАФОМОТОРИКИ.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРАФОМОТОРИКИОчередная порция на развитие графомоторных навыков у малышей. Карточки распечатываем, ламинируем....

Графомоторика

Тренируем пальчики!...

Графомоторика

Зачем нужно формировать графомоторику у детей младшего дошкольного возраста? Этот вопрос преследует многих мам и пап, которые, не найдя ответа, перестают уделять внимание заданиям такого типа. И очень...

Графомоторика.

Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию ребенка...