Графомоторика
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniiu_graficheskie_navyki_i_umeniia_podgot_gr._2023-2024g.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №8 «РУСАЛОЧКА»
__________________________________________________
г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей
6-7 лет»
подготовительная группа «Русалочка»
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
воспитатель Новоселова В.А
Пояснительная записка
Тема: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи, связанные с развитием детей:
1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь
2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости
4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями
5.Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Задачи, по самообразованию:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста». Реализовать программу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности
по «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
1.Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».
2.Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
Используемые принципы при реализации программы:
- Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
- Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
- Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле. (см.Приложение№1)
Работа с детьми
Количество занятий: 1 раз в неделю - 25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.
Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Перспективное планирование на 2024-2025 уч. г.
Месяц | Неделя | Содержание работы |
Октябрь | 1 | Диагностика |
2 | Диагностика | |
3 | «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения. | |
4 | "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации. | |
Ноябрь | 1 | «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги. |
2 | "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе. | |
3 | «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Формировать умение обводить рисунок по точкам. | |
4 | «Рисуем по точкам» задание помогает привить навыки манипулирования ручкой и карандашом, а также подготовить руку к более сложному рисованию и письму. | |
Декабрь | 1 | «Штриховка1». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. |
| 2 | «Штриховка 2». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Штриховка двумя руками одновременно. |
| 3 | «Задание» Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. |
| 4 | «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать зрительное внимание, память. |
| 5 | «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. |
Январь | 2 | «Дорисуй». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. |
3 | Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки. | |
4 | «Задание» Соединение предметов плавной линией , упражнение в рисовании по клеточкам. | |
Февраль | 1 | «По клеточкам» Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента. |
2 | «Точки» Соединение точек плавной линией, отработка уверенных движений руки. | |
3 | «Задание» Отработка движений руки. | |
4 | «Штриховка» Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима. | |
Март | 1 | «Клетка» Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик. |
| 2 | Задание 1 |
| 3 | Задание 2 |
| 4 | Задание 3 |
Апрель | 1 | Задание 4 |
2 | Задание 5 | |
3 | Задание 6 | |
4 | Задание 7 |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
1.Картотека графических диктантов.
2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.
3.Внесение альбома с видами штриховки.
4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.
5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.
6.Создание альбома «Графические узоры».
План работы с родителями
Месяц | Мероприятие |
ноябрь | Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка" |
декабрь | Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"» |
январь | Рекомендации для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников» |
февраль | Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников |
март | Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников" |
апрель | Фотовыставка работ детей и занятий с детьми. |
Этапы реализации
- Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2024г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
- Этап реализации (октябрь – апрель)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
- Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2025г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы.
По окончании реализации программы воспитанник должен:
- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Завязывать узелки на веревке.
-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.
- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Приложение 1
Мониторинг развития графических навыков в подготовительной группе №3 «Солнышко
Критерии оценивания | |||||||||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. | Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры. | Завязывать узелки на веревке. | Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру. | Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. | Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. | Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. | итог | ||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||
24 |
1 балл – низкий результат
2 балла – средний результат
3 балла – высокий результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
графомоторика
графомоторика Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и ...
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРАФОМОТОРИКИ.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРАФОМОТОРИКИОчередная порция на развитие графомоторных навыков у малышей. Карточки распечатываем, ламинируем....
Графомоторика
Тренируем пальчики!...
Информационный стенд для родителей "Графомоторика: как "обводилки" помогают развить ребёнка".
Информация для родителей....
Графомоторика
Зачем нужно формировать графомоторику у детей младшего дошкольного возраста? Этот вопрос преследует многих мам и пап, которые, не найдя ответа, перестают уделять внимание заданиям такого типа. И очень...
Графомоторика.
Графомоторика: как «обводилки» помогают развитию ребенка...
Графомоторика, переключение и пространственный интеллект
нейроупражнения...