Развитие коммуникативных навыков ребенка
консультация (старшая группа)

Исаханян Татьяна Викторовна

В дошкольном возрасте в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенно влияют на развитие его личности. Предлагаю игру "Правила общения", упражнение "Копилка эмоций", рекомендации "Что делать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikat_navykov.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков ребенка:

как выходить из конфликтов

В дошкольном возрасте в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенно влияют на развитие его личности.

Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям (в отличие от общения со взрослыми). От взрослого ребёнок ждёт оценки своих действий или информации. У взрослого ребёнок учится и постоянно обращается к нему с вопросами: «А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?» Взрослый выступает и арбитром в разрешении возникших между детьми спорных моментов.

В среде же ровесников ребёнок демонстрирует свои способности и умения. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. В 57 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («Кем я буду, когда вырасту»).

К шести годам ребёнку становится важнее вместе играть, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (игрушки, книги, вещи), поведения, трудностей в общении, потребностей (физиологических или психологических). Конфликт – это всегда столкновение интересов, когда цель одного человека может быть достигнута только за счёт интересов другого.

Как же дети пытаются разрешить возникшие конфликтные ситуации? (Этот вопрос можно задать родителям, они обязательно вспомнят примеры из жизни и ответят, что дети, решая конфликт, поступают по-разному: кто-то уступает, кто-то лезет в драку, кто-то пытается договориться). Способы выхода из конфликта: компромисс, соперничество, уход, и сотрудничество.

В соответствии с правилами выхода из конфликта, лучшее решение – это решение, максимально соответствующее интересам каждой из сторон. Самой лучшей стратегией, позволяющей решить такую задачу, является сотрудничество. В этом случае стороны не только идут на взаимные уступки, они активно взаимодействуют, создавая альтернативные пути решения проблемы. Участники конфликта стремятся совместными усилиями устранить возникшие трудности. В результате использования такой стратегии можно не только успешно решить имеющуюся проблему, но и заложить основы для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Как же научить детей решать конфликты самым конструктивным способом – через сотрудничество?

Вы наверно слышали, что сложные ситуации на дороге тоже называют конфликтами. Для того чтобы урегулировать дорожное движение и избежать конфликтов, существуют знаки дорожного движения. Мы с вами тоже используем эти знаки для того чтобы составить список правил общения.

Игра «Правила общения»

Педагог предъявляет родителям картинки с изображением дорожных знаков и предлагает придумать к каждому знаку правило общения.

Родители делятся на три группы, каждой из которых предлагается свой набор знаков. Первой группе достаются «запрещающие» знаки, второй – «предупреждающие», третьей – «предписывающие». Правила общения, которые будут придуманы, должны соответствовать знакам. Например, в первой группе могут придумать правило общения, запрещающее применение физической силы, крик, оскорбления и т.д. Предупреждающие знаки – «Того, кто плохо себя ведёт, ждёт тайм-аут» и т.д. Предписывающие – «Говори вежливые слова», «Будь приветлив, и с тобой будут дружить» и т.д.

Необходимо направлять родителей, не допускать формулирования таких правил, как «Нельзя злиться!», т.к. злость (или гнев) – эмоция, запретить которую невозможно. В данном случае лучше переформулировать правило: «Нельзя кричать, драться».

Педагог: - Конечно, эти правила придуманы нами не только что, наши дети их хорошо знают. Но всё-таки иногда бывает не лишним напомнить об этих правилах. Не всегда дети (да и взрослые тоже) соблюдают такие правила общения. Проблема здесь не обязательно связано с недостатками воспитания. С чем же ещё? Давайте разбираться.

В процессе общения у собеседников возникает множество различных эмоций. При конфликте, конечно, преобладают эмоции отрицательные, которые часто мешают взаимопониманию. Давайте вспомним, какие эмоции возникают у нас в конфликтной ситуации? (Родители называют отрицательные эмоции.)

Гнев, обида, раздражение толкают человека на то, чтобы в ответ больнее ударить или замкнуться. Первое, что нужно сделать, когда возникает конфликт – это выразить свои эмоции. Но делать это нужно в приемлемой форме.

Упражнение «Копилка эмоций»

(определение преобладающих в конфликте эмоций, осознании, в какой форме они обычно выражаются – в конструктивной или деструктивной).

Каждый участник вспоминает какую-либо конфликтную ситуацию из жизни (либо придумывает её) и фиксирует на листочке свои способы выражения отрицательных эмоций. Все листочки складывают в коробочку, и затем ведущий читает каждую записку. Обвиняющие фразы (те, которые начинаются с местоимения «ты» или «твоё», описывающие действия оппонента) откладываются в одну сторону, конструктивные фразы (начинающиеся с местоимения «я» / «мне», описывающие чувства) – в другую сторону.

- Наше упражнение неспроста называется «Копилкой эмоций». Очень часто мы копим отрицательные эмоции, незная как их выразить, и это отражается на наших взаимоотношениях и даже на здоровье. Эти эмоции нужно выражать. Но как же это сделать, не испортив отношений с собеседником? Нужно научить детей не искать виноватых, а искать способы исправления ситуации. Ведь не бывает, чтобы в ссоре была виновата только одна сторона. Если кто-то проявляет агрессию, значит, другой её провоцирует».

«Что делать?»

Ситуация 1. Один ребёнок забрал у другого машинку, тот в ответ ударил его. (Ответом родителей может быть: «Договориться играть по очереди».)

Ситуация 2. Дети спорят о том, в какую игру играть – в семью или в магазин. (Можно поиграть в семью, при этом кто-то из членов семьи будет работать в магазине.)

Ситуация 3. Дети не приняли в свою игру ребёнка, потому что у них уже были распределены все роли, в отместку непринятый ребёнок сломал их постройку. (Нужно восстановить постройку и добавить какую-либо роль для вновь пришедшего ребёнка.)

Для того, чтобы научить детей решать конфликты, нужно, чтобы они сами придумывали эти варианты. Детей нужно учить бесконфликтному общению, помогать им, говоря: «Давай подумаем, что можно сделать», «Как же нам теперь быть?» и т.д. Не подсказывайте детям готовые решения, это приводит к пассивности ребёнка. Он должен приобретать свой собственный опыт общения. К тому же Вы можете и не знать всех тонкостей взаимоотношений ребёнка с друзьями, и Ваш совет может оказаться неудачным в данном конкретном случае».

Рекомендую самостоятельно посмотреть видеолекцию «Как научить ребенка решать конфликты», размещённую на портале «Омск РиД»:

http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/obuchayushchee-video.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков ребенка

Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные воп...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что  ...

Мастер-класс на тему "Ритмотерапия как способ развития коммуникативных навыков ребенка"

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ на тему : "Ритмотерапия как способ развития коммуникативных навыков ребенка"...

"ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА"

Развитие танцевальных навыков у детей-дошкольников является не только программной задачей, но и важным условием в становлении личности.Актуальность выбранного нами направления работы обусловлена тем, ...