Консультация для родителей воспитанников старших групп «Дядя тебя не обидит. Как научить ребенка не разговаривать с незнакомцами»
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Надежда Владимировна

Проблема безопасного поведения детей — боль всех родителей. Как научить ребенка быть осторожным там, где нас нет рядом, и самому беспокоиться о своей безопасности?

Чем больше мы пытаемся оградить детей от опасностей и разных неприятных вещей, тем с большей вероятностью они в них «влезут».

Ведь когда мы стремимся «постелить соломку» на каждом шагу ребенка, то лишаем его возможности развить знание о самом себе: границах своего тела, собственных страхах, своих возможностях и потребностях. Дети, которые не воспринимают предупреждения родителей об опасности, как правило, воспитываются не согласно возрасту, а как более младшие. Родители решают за них элементарные проблемы, обслуживают там, где они уже могут проявлять самостоятельность. А если у ребенка нет достаточного уровня зрелости, он не сможет понять ваше предостережение, что нельзя доверять незнакомым людям, вступать с ними в диалог и уходить за ними.

Конечно, здесь речь еще и про доверие между родителем и ребёнком. Вопрос о том, пойдет ли ребенок с чужим дядей или тетей, тесно связан и с тем, насколько он склонен доверять родителям, точнее — той информации, которую они сообщают. Если ребенок доверяет родителю, он всерьез воспринимает его предупреждения. Но доверие/недоверие ребенка родителям во многом также зависит от того, насколько родители сами доверяют ребенку: позволяют ему принимать решения, быть самостоятельным. То есть мы опять упираемся в необходимость развивать и подпитывать у детей навыки самостоятельности. Как научить ребёнка защищать свои границы и личное пространство?
Ребёнок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое».
Только осознавая всё это, он, откровенно говоря, начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ.
Для МОЕГО здоровья.

Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы: Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1. Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
2. Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3. Над ответственностью и управлением временем.  Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш, во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4. Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Как правильно рассказать ребенку об опасности Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности. Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1. На собственном примере. Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого? Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».
2. В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.
3. В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями»  можно объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения.

Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».
Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей. Запомнить Ребенок должен научиться понимать и принимать ответственность за себя, свои границы, свои вещи.

Это начинается с элементарных задач — протирать свою полку раз в неделю, убирать игрушки, следить за готовностью к занятиям в кружках. Ребенок должен доверять тому, что говорит родитель, у него должен быть опыт того, что мама и папа не «накручивают» его просто так, а говорят «по делу». Только при таких условиях вы сможете объяснить ребенку, почему так важно следовать правилам безопасности. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyadya_tebya_ne_obidit.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей воспитанников старших групп «Дядя тебя не обидит. Как научить ребенка не разговаривать с незнакомцами»

Проблема безопасного поведения детей — боль всех родителей. Как научить ребенка быть осторожным там, где нас нет рядом, и самому беспокоиться о своей безопасности?

Чем больше мы пытаемся оградить детей от опасностей и разных неприятных вещей, тем с большей вероятностью они в них «влезут».

Ведь когда мы стремимся «постелить соломку» на каждом шагу ребенка, то лишаем его возможности развить знание о самом себе: границах своего тела, собственных страхах, своих возможностях и потребностях. Дети, которые не воспринимают предупреждения родителей об опасности, как правило, воспитываются не согласно возрасту, а как более младшие. Родители решают за них элементарные проблемы, обслуживают там, где они уже могут проявлять самостоятельность. А если у ребенка нет достаточного уровня зрелости, он не сможет понять ваше предостережение, что нельзя доверять незнакомым людям, вступать с ними в диалог и уходить за ними.

Конечно, здесь речь еще и про доверие между родителем и ребёнком. Вопрос о том, пойдет ли ребенок с чужим дядей или тетей, тесно связан и с тем, насколько он склонен доверять родителям, точнее — той информации, которую они сообщают. Если ребенок доверяет родителю, он всерьез воспринимает его предупреждения. Но доверие/недоверие ребенка родителям во многом также зависит от того, насколько родители сами доверяют ребенку: позволяют ему принимать решения, быть самостоятельным. То есть мы опять упираемся в необходимость развивать и подпитывать у детей навыки самостоятельности. Как научить ребёнка защищать свои границы и личное пространство?
Ребёнок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое».
Только осознавая всё это, он, откровенно говоря, начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ.
Для МОЕГО здоровья.

Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы: Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1. Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
2. Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3. Над ответственностью и управлением временем.  Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш, во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4. Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Как правильно рассказать ребенку об опасности Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности. Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1. На собственном примере. Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого? Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».
2. В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.
3. В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями»  можно объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения.

Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».
Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей. Запомнить Ребенок должен научиться понимать и принимать ответственность за себя, свои границы, свои вещи.

Это начинается с элементарных задач — протирать свою полку раз в неделю, убирать игрушки, следить за готовностью к занятиям в кружках. Ребенок должен доверять тому, что говорит родитель, у него должен быть опыт того, что мама и папа не «накручивают» его просто так, а говорят «по делу». Только при таких условиях вы сможете объяснить ребенку, почему так важно следовать правилам безопасности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)

Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)Форма проведения: игровой тренинг-практикум....

Консультация для родителей в старшей группе на тему «Злость, агрессия и жестокость ребенка»

Цель: изучение, выявление и коррекция агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.Задача:1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников.2. Знакомство ...

Консультация для родителей детей старшей группы на тему: «Как научить ребенка речевому общению».

Консультация для родителей детей старшей группы на тему:«Как научить ребенка речевому общению»....

Консультация для родителей воспитанников старшей группы «Компьютерные развивающие игры для детей дошкольного возраста»

В наше информационное время компьютер стал одним из наиболее привычных предметов, присутствующих в каждом доме. И ребенок чуть ли не с первых месяцев жизни начинает интересоваться этой техникой. Детей...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста "Как рассказать ребенку о войне"

в материале представлена консультация для родителей о том как рассказать ребенку 5-6 лет о войне....

Консультация для родителей воспитанников старшей группы «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что свой сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел ...

Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребенка любить книгу»

Консультация для родителей детей старшей группы«Как научить ребенка любить книгу»...