паспорт проекта "Русская матрёшка" средняя группа
рабочие листы (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | « Русская матрешка» |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей |
Участники проекта | Дети, родители, Воспитатели |
Цель проекта | Целеноправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой - это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения. |
Задачи проекта | Задачи для детей: 1. Образовательные:
2. Воспитательные:
3. Развивающие: развивать у детей чувство патриотизма |
Задачи для родителей:
| |
Задачи для педагогов:
| |
Сроки реализации | С 24 июня – 8 июля |
Вид проекта | Краткосрочный, творческий, исследовательский |
Продукт проекта | выставка детских работ (рисунков, аппликаций, поделок); выставка совместных работ (детей и родителей): рисунков «Моя подружка – матрёшка»; аппликации «Сарафан для матрешки»; |
Особенности проекта | Продукт проекта является предметно-пространственной средой. |
Итоги проекта | вовлечение родителей воспитанников в активное участие в жизни ДОО; выявление интересных идей по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников (совместное оформление с родителями фотобиенария). объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. |
приложение1 | НОД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка». |
приложение2 | картотека загадок, |
Подготовительный этап.
- знакомство детей с русской игрушкой матрешка
- Беседа «Что я знаю о матрешеке?»
- Анкетирование родителей «История возникновения матрешки»
- Загадки про Матрешку
- показ картинок с изображением разных матрешек
- гимнастика "мы веселые Матрешки"
- подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;
- пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами
Основной этап
Для детей | Для родителей | Для сотрудников |
Дидактические игры:" собери матрешку" цель:закрепление знаний дете о народной игрушке матрешке; закрепление умения собирать матрешку по способу мазайки; задачи: воспитывать уважение к народному творчеству Настольно-печатные:" парные картинки" цель: упражнять детей в спавнении матрешек, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. Речевая игра «МАТРЕШКИ» Цель: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький» распределять предметы на группы в зависимости от их размера. игра развивающая внимание и слуховое восприяти «СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ» Цель: формировать умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься). Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина. | Анкетирование " история возникновения матрешки" |
|
Цель: совершенствование речевых навыков, формирование представлений о матрешки как о национальной игрушки , активизация словаря: «матрешка», народная игрушка. роспись, мастера... НОД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка». Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: закреплять представления детей об особенностях народной игрушки – матрёшки, характерных элементах росписи (косынка, сарафан); развивать творческие способности детей; развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; активизировать словарь детей; воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, культуре предков воспитывать чувство любви к народной игрушке – матрешке Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками; чтение и заучивание стихов о матрёшках; рассматривание альбома «Матрёшки»; игры с деревянными матрёшками. Оборудование: деревянные матрешки различной величины; бумажные силуэты матрешек с грустными лицами, нераскрашенными фартуками (по количеству детей); записи русских народных мелодий; запись песни «Мы веселые матрешки»; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; русский народный костюм для педагога. | ||
Чтение художественной литературы:
В.Приходько "матрешка на окошке"
| Памятка для родителей «что почитать дедям» | Картотека худ.литературы |
Лепка:
| Индивидуальные беседы на тему «Чем занять ребенка на выходных» | Выставка мини – музея «Кукалки-матрешки» |
Рисование:
цель -формирование навыков разных техник рисования Рисование на тему «Матрешка»
отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки; - углубить практические навыки работы кистью; - развивать умение мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт | соместная работа детей и родителей | Выставка рисунков «традиционные росписи матрешек» |
Аппликация
Цель: развитие воображения и художественно- эстетического воспитания | ||
Самостоятельная деятельность детей:
| родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка». | Картотека дидактические игры «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка |
Заключительный этап:
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Раздача памяток для родителей «художественные произведения о матрешках"
- Выставка рисунков "Мы подружились с матрешками».
- Презентация проекта «Народная игрушка – матрёшка»;
приложение 1
ООД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
закреплять представления детей об особенностях народной игрушки – матрёшки, характерных элементах росписи (косынка, сарафан);
развивать творческие способности детей;
развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
активизировать словарь детей;
воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, культуре предков;
воспитывать чувство любви к народной игрушке – матрешке.
Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками; чтение и заучивание стихов о матрёшках; рассматривание альбома «Матрёшки»; игры с деревянными матрёшками.
Оборудование: деревянные матрешки различной величины; бумажные силуэты матрешек с грустными лицами, нераскрашенными фартуками (по количеству детей); записи русских народных мелодий; запись песни «Мы веселые матрешки»; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; русский народный костюм для педагога.
Ход ООД
(Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. В таких костюмах ходили женщины в старину. Женщины носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня, на голову повязывали красивые платки.
Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да, любим.
Педагог: Конечно, любите. Сказки любят и взрослые, и дети. Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. А вот о чем эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрёшка.
Педагог: Правильно, наша сказка о матрешке. Садитесь поудобнее. Чур, сказку не перебивать. А кто её перебьет, тому комар в рот попадет.
(Звучит русская народная мелодия, дети садятся на ковер рядом с педагогом)
Педагог: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера делать игрушки для детей. Однажды задумал он сделать необычную игрушку – куклу с секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той – еще меньше, и еще меньше, и еще меньше. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Долго-долго думал мастер, как же назвать ему эту куклу. И назвал её русским именем Матрена. А так как куколка была маленькая, то все её звали Матрешкой. С той поры для всех детишек точил мастер забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так, ребята, родилась русская матрешка. Я приглашаю вас в «музей» деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставлены деревянные игрушки – матрешки).
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек! В каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?
Дети: Матрёшка.
Педагог: Правильно, матрешка. Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о России покупают матрешки, потому что матрешки делают только в России.
Ой, ты барышня – матрешка,
Разноцветная одежка.
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир.
А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрешки. Матрешка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать.
Ребята, а из чего же сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Педагог: Значит, они какие?
Дети: Деревянные.
Педагог: Конечно, деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые.
Педагог: У каждой матрешки на голове платочек, яркие, праздничные сарафаны. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
Такие матрешки раньше были самой любимой игрушкой у всех ребят Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! По глазам вижу, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза.
Исполяется песня – танец «Мы – веселые матрешки» (музыка Ю.Слонова, слова Л.Некрасовой).
Педагог: Ребята, а у наших матрешек есть подружки. Только они не деревянные. Из чего же сделаны эти матрешки?
Дети: Из бумаги.
Педагог: Значит, они какие?
Дети: Бумажные
Педагог: Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрешками, чем они отличаются?
Дети: Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны.
Педагог: Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как и их деревянные подружки?
Дети: Их надо раскрасить.
Педагог: Очень любят все матрешки
Разноцветные одёжки!
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в нашу мастерскую. Там каждый из вас украсит разными узорами свою матрешку.
(Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки).
Педагог: Мастера. Скорей за дело,
Украшай матрешек смело.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
У каждого из вас есть ватные палочки, ими и будем расписывать матрешек. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.
(Педагог напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка).
Педагог: Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?
Дети: Да.
Педагог: А почему вы так решили?
Дети: Наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.
Педагог: И, правда, матрешки получились очень красивые. Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка – русская красавица!
Какие вы прекрасные мастера. Предлагаю наших расписных матрешек подарить малышам нашего детского сада. Вы согласны, ребята?
(Дети вместе с педагогом идут в группу малышей и дарят своих матрешек).
загадки
В деревянной Машеньке,
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там – крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке,
Есть малютка Пашенька.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
В разноряженной девице
Перепрятались сестрицы. (Матрёшка)
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут одной семьёй.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех – малютка, крошка.
Все вместе – сувенир … (Матрёшка)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская … (Матрёшка)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Стихи о матрёшке.
Поглядите скорее –
Щёчки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек.
Пухленькие крошки –
Русские матрёшки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются.
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрешки!
Деревянные подружки
Любят прятаться
Друг в дружке
Носят яркие одёжки,
Называются – матрёшки.
В одной кукле – кукол много,
Так живут они – друг в дружке,
Их размер рассчитан строго –
Деревянные подружки. (Е.Крысин)
Подарили Маше
Матрёшку – нету краше
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть
Можно даже открывать.
Приоткрой её немножко,
Там внутри – еще матрёшка
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрёшек – все в одной
Могут спрятаться порой. (Л.Громова)
Румяные матрёшки-сестры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Эти русские матрёшки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймёшь,
Если младшей не найдешь.
Ой, ты, барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой, ты, барышня-матрёшка,
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Кукла славная – матрешка,
Где же ручки, где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка – мама,
Вот матрешки – дочки,
Ротик, будто ягодки,
Глазки, будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод.
Маме хочется в покой
Прячутся одна в другой.
Потешки
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Очень любим мы матрешки
разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к Вам придем.
Весь народ глядит в окошко,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
Шли подружки по дорожке.
Было их немножечко:
Две Матрёны, три матрёшки
И одна матрёшечка.
Шла по ягоду матрешка,
Позабыла взять лукошко:
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)
В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи: Расширять и уточнять знания о книгах, о ...
Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)
В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...
Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...
Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и...
паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...