паспорт проекта "Русская матрёшка" средняя группа
рабочие листы (средняя группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

паспорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23._matreshkaproekt.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта 

Наименование проекта

« Русская матрешка»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми  старшего дошкольного возраста и их родителей

Участники проекта

Дети, родители, Воспитатели

Цель проекта

Целеноправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой - это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения.

Задачи проекта

Задачи для детей:

    1. Образовательные:

  • Познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла.
  • дать знания о матрешке и ее цветовой гамме
  • освоить некоторые художественные элементы
  • содействовать развитию творческих способностей детей

2. Воспитательные:

  • воспитать интерес к истории России
  • приобщить детей к прекрасному .

3. Развивающие:

развивать у детей чувство патриотизма

Задачи для родителей:

  • приобщать к истокам русской народной культуры
  • Укреплять взаимодействия ДОО с родителями в вопросах художественно- эстетического воспитания подрастающего поколения.

Задачи для педагогов:

  • способствовать творческой активности детей
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс
  • развивать социально- профессиональную компетентность и личностный потенциал

Сроки реализации

С  24 июня – 8 июля

Вид проекта

Краткосрочный, творческий, исследовательский

Продукт проекта

выставка детских работ (рисунков, аппликаций, поделок);

выставка совместных работ (детей и родителей): рисунков «Моя подружка – матрёшка»; аппликации «Сарафан для матрешки»;

Особенности проекта

Продукт проекта является предметно-пространственной средой.

Итоги проекта

вовлечение родителей воспитанников в активное участие в жизни ДОО; выявление интересных идей по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников (совместное оформление с родителями фотобиенария). объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

приложение1

 НОД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка».

приложение2

картотека загадок,

Подготовительный этап.

  • знакомство детей с русской игрушкой матрешка
  • Беседа «Что я знаю о матрешеке?»
  • Анкетирование родителей «История возникновения матрешки»
  • Загадки про Матрешку
  • показ картинок с изображением разных матрешек
  • гимнастика "мы веселые Матрешки"
  • подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;
  • пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами

Основной этап

Для детей

Для родителей

Для сотрудников

Дидактические игры:" собери матрешку"

цель:закрепление знаний дете о народной игрушке матрешке; закрепление умения собирать матрешку по способу мазайки;

задачи: воспитывать уважение к народному творчеству

Настольно-печатные:" парные картинки"

цель: упражнять детей в спавнении матрешек, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Речевая игра

«МАТРЕШКИ»

Цель:

научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»

распределять предметы на группы в зависимости от их размера.

игра развивающая внимание и слуховое восприяти

«СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ»

Цель:

формировать умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия;

различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Анкетирование " история возникновения матрешки"

  • Презентация проекта
  • Обобщение опыта
  • Выступление на педсовете
  • картотека игр
  • ООД  познавательное занятие «русски сувенир». Цель: познакомить детей с Русской народной игрушко- матрешка. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки. дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения. приобщить детей к прекрасному, научив их различать ,чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
  • ООД по развитию речи «Русская матрешка»

Цель: совершенствование речевых навыков, формирование представлений о матрешки как о национальной игрушки , активизация словаря: «матрешка», народная игрушка. роспись, мастера...

НОД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка».

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

закреплять представления детей об особенностях народной игрушки – матрёшки, характерных элементах росписи (косынка, сарафан);

развивать творческие способности детей;

развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

активизировать словарь детей;

воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, культуре предков

воспитывать чувство любви к народной игрушке – матрешке

Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками; чтение и заучивание стихов о матрёшках; рассматривание альбома «Матрёшки»; игры с деревянными матрёшками.

Оборудование: деревянные матрешки различной величины; бумажные силуэты матрешек с грустными лицами, нераскрашенными фартуками (по количеству детей); записи русских народных мелодий; запись песни «Мы веселые матрешки»; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; русский народный костюм для педагога.

Чтение художественной литературы:  

  • Л. Некрасов " мы веселык матрешки"

В.Приходько "матрешка на окошке"

  • В. Моисеева " кто сделал матрешку я не знаю"
  • Е. Крысина стихи о матрешках
  • С. Маршака " О матрешках"

Памятка для родителей «что почитать дедям»

Картотека худ.литературы

Лепка:

  • «Кукулки- матрешки»

Индивидуальные беседы на тему «Чем занять ребенка на выходных»

Выставка мини – музея «Кукалки-матрешки»

Рисование:

  • «Роспись на матрешках»

цель

-формирование навыков разных техник рисования

 Рисование на тему «Матрешка»

  • Цель - развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.
  • Задачи:
  • - Обучающие:
  • Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов - майдановских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.
  • - воспитательные

отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;

- углубить практические навыки работы кистью;

- развивать умение  мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт

соместная работа детей и родителей

Выставка рисунков «традиционные росписи матрешек»

Аппликация

  • сарафан для матрешки

Цель: развитие воображения и художественно- эстетического воспитания

Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевая игра  семья матрешек»

родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».

Картотека

дидактические игры «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка

Заключительный этап:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Раздача памяток для родителей «художественные произведения о матрешках"
  • Выставка рисунков "Мы подружились с матрешками».
  • Презентация проекта «Народная игрушка – матрёшка»;

приложение 1

ООД: «Разрумянилась немножко наша русская матрёшка».

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

закреплять представления детей об особенностях народной игрушки – матрёшки, характерных элементах росписи (косынка, сарафан);

развивать творческие способности детей;

развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

активизировать словарь детей;

воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, культуре предков;

воспитывать чувство любви к народной игрушке – матрешке.

Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками; чтение и заучивание стихов о матрёшках; рассматривание альбома «Матрёшки»; игры с деревянными матрёшками.

Оборудование: деревянные матрешки различной величины; бумажные силуэты матрешек с грустными лицами, нераскрашенными фартуками (по количеству детей); записи русских народных мелодий; запись песни «Мы веселые матрешки»; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; русский народный костюм для педагога.

Ход ООД

(Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. В таких костюмах ходили женщины в старину. Женщины носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня, на голову повязывали красивые платки.

Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да, любим.

Педагог: Конечно, любите. Сказки любят и взрослые, и дети. Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. А вот о чем эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрёшка.

Педагог: Правильно, наша сказка о матрешке. Садитесь поудобнее. Чур, сказку не перебивать. А кто её перебьет, тому комар в рот попадет.

(Звучит русская народная мелодия, дети садятся на ковер рядом с педагогом)

Педагог: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера делать игрушки для детей. Однажды задумал он сделать необычную игрушку – куклу с секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той – еще меньше, и еще меньше, и еще меньше. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Долго-долго думал мастер, как же назвать ему эту куклу. И назвал её русским именем Матрена. А так как куколка была маленькая, то все её звали Матрешкой. С той поры для всех детишек точил мастер забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так, ребята, родилась русская матрешка. Я приглашаю вас в «музей» деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставлены деревянные игрушки – матрешки).

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек! В каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?

Дети: Матрёшка.

Педагог: Правильно, матрешка. Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о России покупают матрешки, потому что матрешки делают только в России.

Ой, ты барышня – матрешка,

Разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир.

А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрешки. Матрешка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль её ломать,

Буду дальше разбирать.

Ребята, а из чего же сделаны матрешки?

Дети: Из дерева.

Педагог: Значит, они какие?

Дети: Деревянные.

Педагог: Конечно, деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые.

Педагог: У каждой матрешки на голове платочек, яркие, праздничные сарафаны. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Такие матрешки раньше были самой любимой игрушкой у всех ребят Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! По глазам вижу, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза.

Исполяется песня – танец «Мы – веселые матрешки» (музыка Ю.Слонова, слова Л.Некрасовой).

Педагог: Ребята, а у наших матрешек есть подружки. Только они не деревянные. Из чего же сделаны эти матрешки?

Дети: Из бумаги.

Педагог: Значит, они какие?

Дети: Бумажные

Педагог: Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрешками, чем они отличаются?

Дети: Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны.

Педагог: Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как и их деревянные подружки?

Дети: Их надо раскрасить.

Педагог: Очень любят все матрешки

Разноцветные одёжки!

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в нашу мастерскую. Там каждый из вас украсит разными узорами свою матрешку.

(Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки).

Педагог: Мастера. Скорей за дело,

Украшай матрешек смело.

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими и будем расписывать матрешек. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.

(Педагог напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка).

Педагог: Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да.

Педагог: А почему вы так решили?

Дети: Наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Педагог: И, правда, матрешки получились очень красивые. Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка – русская красавица!

Какие вы прекрасные мастера. Предлагаю наших расписных матрешек подарить малышам нашего детского сада. Вы согласны, ребята?

(Дети вместе с педагогом идут в группу малышей и дарят своих матрешек).

загадки

В деревянной Машеньке,

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там – крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке,

Есть малютка Пашенька.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

В разноряженной девице

Перепрятались сестрицы. (Матрёшка)

Эти яркие сестрички

Дружно спрятали косички

И живут одной семьёй.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех – малютка, крошка.

Все вместе – сувенир … (Матрёшка)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская … (Матрёшка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Стихи о матрёшке.

Поглядите скорее –

Щёчки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек.

Пухленькие крошки –

Русские матрёшки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются.

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки –

Какие веселые

Эти матрешки!

Деревянные подружки

Любят прятаться

Друг в дружке

Носят яркие одёжки,

Называются – матрёшки.

В одной кукле – кукол много,

Так живут они – друг в дружке,

Их размер рассчитан строго –

Деревянные подружки. (Е.Крысин)

Подарили Маше

Матрёшку – нету краше

Вся такая ладная: яркая, нарядная!

Интересно с ней играть

Можно даже открывать.

Приоткрой её немножко,

Там внутри – еще матрёшка

Только чуть поменьше ростом,

В остальном – двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрёшек – все в одной

Могут спрятаться порой. (Л.Громова)

Румяные матрёшки-сестры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдешь.

Ой, ты, барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой, ты, барышня-матрёшка,

Разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Кукла славная – матрешка,

Где же ручки, где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка – мама,

Вот матрешки – дочки,

Ротик, будто ягодки,

Глазки, будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод.

Маме хочется в покой

Прячутся одна в другой.

Потешки

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Очень любим мы матрешки

разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к Вам придем.

Весь народ глядит в окошко,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

Шли подружки по дорожке.

Было их немножечко:

Две Матрёны, три матрёшки

И одна матрёшечка.

Шла по ягоду матрешка,

Позабыла взять лукошко:

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?»

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...