картотека "Игры и забавы на Руси"
картотека (старшая группа)

Слапогузова Наталья Геннадьевна

“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”. А.А. Таран

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.-nar.-igry-horovody.docx976.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Русские  народные игры                

           http://gradmar.ru/i/full1327058212.jpg                       

                 

              ХОРОВОДЫ                

                       

                      kostroma

ХОРОВОД  "ВЕСНЯНОЧКА"

Хоровод устраивают на весеннем лугу. Выбирают девочку на роль Весняночки. Вокруг нее парами идут в одну сторону - "по солнцу" и поют:

Ты заря ль моя,

Заря-зоренька,

Заря вечерняя,

Игра весенняя!

Вокруг солнца

Лучи ясные.

Вокруг месяца

Звезды частые.

Да у солнышка -

Лучи до земли.

А у Весны -

Деньки красны!

Весняночку зовут:

Через быстрые реки

      белой лебедушкой переплыви!

Через темные леса

      быстрой куницей перебеги!

Через высокие горы

     сизой голубкой перелети!

 Игроки, идущие по кругу парами, выстраивают из двух рядов проход.  В него входит Весняночка. С ней переговариваются:

- Весняночка-Весна,

Как ты к нам пришла?

- Шла я лесом - лютым зверем,

Брела полем - буйным ветром,

Плыла морем - рыбой щукой,

Пришла к селу - черной тучей,

Вошла в село - частым дождем,

Зашла на подворье  -

                            красным солнцем,

Поднялась на крыльцо -

                            светлым месяцем,

Вступила в светлицу - ясной зарею,

Села за стол - царицей молодою!

 

   После этого участники игры сплетают из прошлогодней сухой травы венок, крепят на палке, поднимают вверх и поджигают. Весняночка с горящим венком бежит по весеннему лугу, а за ней все участники хоровода. На этом игра заканчивается.

ХОРОВОД  «КОСТРОМА»

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
- Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
- Дома Кострома?
- Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда)

 karavay      ХОРОВОД «КАРАВАЙ».                                     

Как на Машины (Димины, Полинины и т.д.) именины, 
Испекли мы каравай!
Вот такой ширины, 
Вот такой ужины, 
Вот такой высоты, 
Вот такой низины. 
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!

1-5-й такты 
Дети стоят в кругу, один ребенок — в центре. Идут по кругу. 
6-7-й такты 
Останавливаются, поднимаются на носки, одновременно поднимая руки.
8-9-й такты 
Присаживаются на корточки.
10-11-й такты 
Сходятся к центру круга.
12-13-й такты 
Отходят назад. 

14-18-й такты 
Хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в середине круга, выбирает другого ведущего. Игра повторяется. 


ВАРИАНТ ХОРОВОДА «КАРАВАЙ»

Как на Петины именины,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,                                                                                                                                       Вот такой ужины.
Каравай, каравай, 
Кого хочешь, выбирай.

Ребенок в центре:
Я люблю, конечно, всех,
Но вот этот/эта лучше всех!

 

ХОРОВОД «СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ»

Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

 

Со вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

 

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

 

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

 

На третий куплет движения повторяются.

 

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

 

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения.

                      http://dooc-altai.ru/Untitled/images/%D0%90%D0%9A%D0%94%D0%A2%D0%94%D0%B8%D0%9C/10.png         

ХОРОВОД «БЕРЁЗКА»

Ребята ходят по  кругу и поют: 

Берёзка беленá, 
Маковка зелена, 
Летом мохнатенькая, 
Зимой сучковатенькая, 
Где она стоит, 
Там и шумит.
 

Девочка - «берёзка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают: 

Березка зелёненькая, 
Весной весёленькая, 
Среди поля стоит, 
Листочками шумит, 
Гремит, гудит, 
Золотым венчиком звенит.

«Берёзка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» - девочка «берёзка» обходит хоровод и каждому на плечо кладёт его платок. 

                         

http://koshki-mishki.ru/images/stories/berezka.gif

ХОРОВОД «ОГОРОД»

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редиской и т.д., и становится в круг. Один из участников игры - «огородник» - выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают: 

- Кто там? 
- Огородник! 
- Зачем пришел? 
- За репой!
 

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:
 

Сверху репа зелена, 
Посерёдке толста, 
К концу востра, 
Прячет хвост под себя. 
Кто к ней ни подойдёт, 
Всяк за вихор возьмёт.
 

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе «огородник» поймает и оттреплет за вихор. 

                       http://koshki-mishki.ru/images/stories/ogorodnik.gif

ИГРА «ОГОРОД»

Вокруг пенька или колоды чертят круг - «огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т. п..  Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенёк стеречь «репу» и при этом поёт: 
На пенёчке я сижу, 
Мелки колышки тешу, 
Огород горожу, 
Белу репоньку сажу.
 
По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы». 

ХОРОВОД «ПЛЕТЕНЬ»

Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют: 

Вокруг берёзоньки идем, 
Кругом нас всё плетнём. 
Плеть-плеть плетена, 
Кругом ствола обведена. 
Вьётся плетень, плетётся, 
В поле, в лес волочётся. 
Расплетайся, плетень, расплетись, 
Золотой узелок, развяжись.
 

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры: 

Наряжен наряд - 
Из ста ребят, 
Все в один ряд, 
Вместе связаны стоят. 
Плетень, расплетайся, 
На берёзоньку завивайся.
 

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры. 

        http://koshki-mishki.ru/images/stories/pleten.gif

                  ИГРА – ХОРОВОД «УЗЕЛОК»

Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота» - в виде большого игольного ушка. Остальные участники становятся в ряд, берутся за руки и, двигаясь вдоль улицы, поют: 

Игла барыня, княгиня 
Весь мир нарядила, 
Нарядила, обшила, 
Сама нагая ходила.                                           
Она тонка да длинна, 
Одноуха, остра, 
Одноуха, остра, 
Всему миру краснá. 
А я тычу-потычу: 
В носик стальной, 
В носик стальной - 
Хвостик льняной!
 

Они проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», поясами скручивая ребят, образующих «ворота», ведёт их за собой, приговаривая:
 

Хвостик нитяной 
Тяну-тяну за собой. 
Сквозь холст он проходит, 
Конец себе находит...
 

http://koshki-mishki.ru/images/stories/uzelok.gif

ИГРА – ХОРОВОД «ЛЕБЕДЬ»

Участники игры становятся в круг и поют: 
Как во поле дым, дым, 
Да во чистом бел, бел, 
Ветром раздувает. 
Как на море лебедь 
Плавает, играет, 
К земле припадает.
 
После слов «как на море лебедь» на середину круга выходит девочка, изображающая «лебедя». Играющие поют дальше: 
Не летай, ясен сокол, высоко, 
Не маши крыльями широко, 
Не маши крыльями широко, 
Лебедь белая не далеко. 
В круг входит мальчик - «сокол». 
Сокол лебедя поймал, 
За то крыло правое, 
За то перо сизое.
                                                                                                                                              «Лебедь» переговаривается с «соколом»: 
- Пусти, сокол, в чисто поле погулять, над синим морем, полетать! 
«Сокол» подходит к «лебедю», кланяется ей и говорит: 
Лучше лебедь всех, 
Краше лебедь всех, 
Иду да возьму, 
За собой поведу
! 
Под песню всех участников игры: 
Вдоль по травушке, 
Зелёной муравушке, 
Ведёт сокол лебёдушку, 
Белую головушку, 
По чистому полю 
К синему морю. 
Ой, люли-люли, 
На волюшку-волю! -
 
«сокол» выводит «лебедь» из хоровода. 

        http://koshki-mishki.ru/images/stories/lebed1(1).gif

ИГРА – ХОРОВОД «ЗАИНЬКА»

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая: 

Заинька, попляши, 
Серенький, поскачи, 
Кружком бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись! 
Заинька,  в ладоши, 
Серенький,  в ладоши, 
Кружком, бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись! 
Есть зайцу куда выскочить, 
Есть серому куда высочить, 
Кружком, бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись!
 

При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться. 
Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.
 


ИГРА  «БУБЕНЦЫ»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

         

                 ИГРА «ГОРЕЛКИ»
article440.jpg

По считалке выбирается «горящий», все остальные становятся парами друг за другом и берутся за руки. 

Поют: 
Гори, гори ясно, чтобы не погасло, 
Глянь на небо, птички летят, 
Колокольчики звенят!
 

Последняя пара бежит вперед, «горящий» же старается осалить кого-либо из них. Осалив кого-то, он говорит: «Ты «горящий»!», а сам берет за руку напарника нового «горящего» и становится с ним впереди. 
Все снова поют. 


ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

                         

Игры и забавы на Руси

               

“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”. А.А. Таран,  article471.jpg

                                                                                       "Русские народные игры».


Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой 
сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения  сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

   

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR9FFzA7ZLlEiUj_AiicGmskrVKGy2_FJpsoOaZimkU3ou3bb1ckQ

Традиционные народные игры на силу и устойчивость

Редька.

Эта старинная игра детей и молодежи была широко распространена во многих местах России. Ее распространенные варианты отличаются, главным образом, характером диалога, который ведут между собой два главных действующих лица.

Все играющие садятся вереницей один сзади другого, крепко обхватывая сидящего впереди за талию. Задний из сидящих называется "маткой" или "бабкой", остальные - "редьки". Кроме них выбирается водящий "Ивашка" (в Тульской губ.), "слуга" (В Астраханской губ.) и т.п. Между этими двумя играющими и происходит игровой диалог:

1. - Тук, тук! - спрашивает Ивашка.

    - Кто тут?

    - Ивашка Попов.

    - Зачем пришел?

    - За редькой!

    - Не поспела, приходи завтра.

Через некоторое время диалог повторяется, и так несколько раз. В конце концов матка отвечает:

    - Дергай сам какую хочешь! (вариант Тульской губ.)
2.  - Тук, тук!

     - Кто там?

     - Барский слуга.

     - Зачем пришел?

     - Барин упал с печки, зашиб плечики, захотел редьки!

     - Дергай, да стряхай, на огород не кидай, свиней заманишь!

(вариант Астраханской губ.)

Получив разрешение, водящий подходит к первому из сидящих, берет его за руки и старается вытащить его из объятий второй редьки. Затем вместе с выдернутой редькой,  принимается за другую, потом втроем за третью и т.д., пока не выдернут всех. Далее игра повторяется. Нужно отметить, что в зависимости от возраста играющих интерес переносится с ролевого взаимодействия (у младших) к элементу силового противоборства - кто быстрее справится с задачей - у более старших ребят.

http://ftrb.org/images/stories/01.jpg

Репка.

Эта традиционная русская игра иногда естественным образом возникает на детских площадках, однако подобными забавам полезно придать осмысленный характер традиционной народной игры. Такая игра широко бытовала в среде крестьянских детей в разных местах России конца XIX - начала XX века. "Репка" - не единственное, но, пожалуй, самое распространенное из ее названий.

В игре одному или двум водящим необходимо "выдернуть" репку, т.е. оттащить нескольких играющих, а главное - первого из них, называемого "репкой", от неподвижного предмета (дерева, столба и т.п.), за который он держится.

Игра начинается с того, что один выбранный жребием играющий изображает репку. Для этого он держится, обычно в обхват, за неподвижный предмет, а остальные располагаются сзади, обхватывая за талию стоящего впереди. После этого в игру вступает водящий. Часто водящим удается оторвать лишь нескольких играющих, которые могут либо присоединяться к ним, либо просто наблюдать за продолжением игры, пока не удастся победить первого игрока, т.е. "попробовать репки" (тут уж как заранее условились). После этого выбираются новые водящие и новая репка, чтобы каждый играющий мог попробовать свои силы - в одиночку или вместе с помощниками.

http://ftrb.org/images/stories/02.jpg

Сковорода.

Совсем недавно в Пушкинских местах Тверской области (Старицкий р-н) юные этнографы из Московского клуба друзей игры вновь записали рассказ об игре в "Сковороду". Эта традиционная масленичная игра и сейчас наиболее естественна на праздновании Масленицы - проводов зимы. Однако, игра может проводиться не только на утоптанном снегу, но и в летних условиях на траве и на спортивных площадках.

Все играющие встают в круг и берутся за руки. Тогда можно обозначить на площадке размеры "сковороды" - нарисованного или начерченного круга несколько меньшего размера, чем образованный взявшимися за руки игроками. После команды "Побежали!" (которую подают играющие по очереди или хором) все играющие начинают передвигаться по кругу по часовой стрелке - по солнышку. Затем следует команда: "Тяни!" После этого сигнала каждый играющий старается затянуть соседей в центр круга - "на сковороду". При этом все внимательно следят друг за другом. Тот, кто хотя бы одной ногой заступит за черту - "поджарится" - или расцепит правую руку, должен покинуть круг. Игра продолжается до трех или даже до двух победителей. Игра при этом переходит в простое перетягивание через круг, что является одним из традиционных видов игрового противоборства и было широко распространено в традиционной игровой культуре.

Поленница.

В этой игре, во многом схожей с предыдущей, используются деревянные чурки или настоящие поленья, что, видимо, и нашло отражение в названии.

Играющие, взявшись за руки, образуют замкнутую цепочку и перемешаются по поляне вблизи поленьев, расставленных произвольно. Передвигаться было бы слишком просто, если бы не желание игроков заставить соседей сбить ногой какое-нибудь из поленьев. Вот тут и открывается возможность показать товарищам по игре и силу рук, и координацию движений. Руки расцеплять нельзя, а сбивший полено игрок сразу уменьшает количество возможных победителей, так как выбывает из игры. Такой своеобразный танец среди поленьев продолжается обычно до 3-4-х оставшихся победителей. "Сковороду" и "Поленницу" можно успешно проводить на массовых праздниках годового календарного цикла, при разнообразных формах организации досугово-игровой деятельности и в качестве полуспортивных игр при подготовке к соревнованиям.

Пузырь.

Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, поют:

Месим, месим тесто,

Месим, месим тесто.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - "месят тесто". На слова "раздувайся, пузырь" начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут "да не лопайся!", каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два "лопнувших" игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем "замесе", поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим, назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание "лопнувших". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

Колокол.

Все участники игры, обычно мальчики, начиная с младшего возраста, берутся за руки, образуя кружок. Это по традиции называется "колокол". По уговору, по жребию или просто по очереди, играющие по одному выходят в центр круга и затем стараются прорваться через сцепленные руки товарищей, т.е. вырваться из круга. Характер действий водящего заметно меняется в зависимости от числа образующих круг игроков. Если их 4-5 человек, то игра носит характер близкий к силовому противоборству. А в том случае, когда играющих 12-15 и более, игра становится похожей на традиционное для целой серии народных игр "разрывание цепей". В этом случае игра более соответствует названию, ведь водящему нередко приходится метаться как "язык" звонящего (зовущего) колокола.

Вариант 1. При большом числе участников могут избираться 2-3 водящих. При этом характер игры несколько меняется, становится более динамичным.

Вариант 2. Иногда игра имеет еще своеобразное продолжение - ловлю убегающего. Прорвавшись, играющий бежит от круга, а остальные составляющие круг игроки бросаются его ловить. Кому первому удается осалить или поймать убегающего, тот и получает право встать в круг и разбивать его в следующий кон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация занятия по знакомству с окружающим миром "Зимние забавы на Руси"

Материал для знакомства детей с зимними забавами наших предков...

Картотека - Игры и забавы на Масленицу

Игры и забавы на Масленицу. Могут пригодиться при проведении тематической недели....

Презентация "Зимние забавы на Руси"

Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться ...

Папка-передвижка "Зимние забавы на Руси"

Расширять представления об окружающем мире; познакомить  с обычаями  и традициями в нашей стране....

Проект "Зимние игры и забавы древней Руси"

Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности. В рамках тематической недели Зимние игры и забавы в 5 группе завершился проект "Зимние игры и заба...

Сценарий спортивного праздника "Народные игры и забавы на Руси"

В сценарии подобраны русские народные подвижные игры и забавы для детей старшей группы...

Мастер – класс для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Народные игры и забавы на Руси»

МАСТЕР – КЛАСС для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Народные игры и забавы на Руси»...