МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «НОВЫЕ ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация

Саттарова Динара Раисовна
Цель: развитие профессиональных навыков педагогов через активное творческое взаимодействие в процессе конструирования с использованием Lego.
 
Задачи:
 
 Обсудить значение конструирования для всестороннего развития детей дошкольного возраста и познакомить с новыми техниками конструирования.
 Показать участникам мастер-класса, как работать с детьми дошкольного возраста в области Lego-конструирования.
 Сформировать у участников мастер-класса мотивацию использовать Lego-конструктор в образовательной деятельности.
 
В результате педагоги повысят свою профессиональную компетентность и смогут внедрить в образовательный процесс методы и приёмы, способствующие развитию конструктивных способностей детей.
 
Для проведения мастер-класса потребуются столы и стулья для участников, конструкторы Lego, пластины, проектор и интерактивная доска.
 
В процессе мастер-класса будут использоваться следующие методы и приёмы: рассказ, обсуждение, беседа, демонстрация и объяснение, работа в парах и группах, творческие задания.
 
Ожидаемый результат: участники мастер-класса получат представление о том, как использовать Lego-конструктор в образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_dlya_pedagogov_po_lego.zip24.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«НОВЫЕ ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Авторы:

Шайхулова Елена Николаевна

Саттарова Динара Раисовна

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

(2 слайд) В настоящее время образование молодого поколения немыслимо без обращения к инновационным технологиям. Любые технологические новинки активно используются не только взрослыми, но и детьми, начиная с дошкольного возраста. В связи с тем, что технологичным становится все вокруг, возникает необходимость решения вопросов в овладении современными знаниями в освоении инновационных технологий. Поэтому технологии конструирования в образовательных учреждениях приобретает все большую значимость. Вместе с тем, стоит выделить нашу годовую задачу на 2024-2025 учебный год: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития технического творчества детей дошкольного возраста.

Дополнительно, на современном этапе, благодаря новым разработкам различных современных компаний, например, Технолаб, LEGO, Наураша, MAGFORMES появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, а также использовать конструктор на любых занятиях и делать их всегда интересными. Конечно, работая с конструктором, дети могут воплощать любые свои идеи в постройки, именно это и позволяет повышать у детей их самооценку, формировать чувство уверенности в своих силах. В связи со всем вышесказанным считается актуальным внедрение новых технологий конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений.

(3 слайд) Цель мастер-класса заключается в повышении профессионального мастерства педагогов в процессе активной педагогической работы по конструированию.

С задачами вы можете самостоятельно ознакомиться на слайде:

  1. Обсудить роль конструирования во всестороннем развитии дошкольника;
  2. Познакомить участников мастер-класса с новыми видами конструирования;
  3. Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области конструирования;
  4. Формировать у участников мастер-класса мотивации на использование технологий конструирования в образовательной среде.

(4 слайд) Начнем с того, технология конструирования является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

(5 слайд) Отметим, что в конструировании применяется несколько основных методов обучения детей.

  1. Конструирование по образцу. Ребятам демонстрируется заранее изготовленная педагогом модель. Задача детей – сконструировать такую же модель, выдержав количество деталей, их цвет и размер.
  2. Конструирование по модели. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.
  3. Конструирование по условиям. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.
  4. Конструирование по простейшим чертежам. В результате моделирующей деятельности у детей формируются мышление и познавательные способности, новые понятия: что такое план, схема, проекция (вид спереди, вид сверху).
  5. Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
  6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Итак, давайте познакомимся с новыми видами конструирования в детском саду.

(6 слайд) Начнем, пожалуй, с самого известного бренда конструкторов «LEGO». Само название переводится как «собираем вместе», что отлично отражает концепцию игры.

«LEGO» — это разнообразные наборы, из которых можно собрать различные объекты. Они развивают мелкую моторику рук, способность к концентрации, мышление, ловкость, интеллект и помогают раскрывать творческий потенциал.

LEGO-элементы и постройки можно использовать в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Лего-пазлы», «Запомни и повтори», «Лего-математика», «Найди тень», «Чудесный мешочек».

(7, 8 и 9 слайд) Далее давайте познакомимся с интересным игровым конструктором для объемного моделирования «ТИКО». Данный вид конструктора точно затрагивает все образовательные области ДОО. С помощью данного конструктора можно собирать иллюстрации детских сказок, собирать плоские конструкции из крупных деталей для детей от 3-х лет, а также объемные конструкции для детей старшего дошкольного возраста. Еще с помощью данного конструктора можно проводить занятия по математике, например, создавая объемные или плоские геометрические фигуры, а также, если приклеить на детали цифры, математические знаки (+,-,=), производить простейшие арифметические действия (сложение, вычитание, меньше/больше/равно).

Универсальность данного набора обуславливается и тем, что «ТИКО» можно использовать и при обучении чтению. С помощью деталей конструктора мы можем создавать модели звуков и букв, а также составлять звуковые схемы слов.

(10 слайд) Следующий вид конструктора – это «Трубометрик». В детском саду конструктор «Трубометрик» используется для развития мелкой моторики, пространственного мышления и фантазии.

Из деталей разного цвета и направленности можно соорудить как плоские, так и объёмные конструкции. Например, в лабиринтах «Трубометрика» можно разворачивать боевые действия, прятать сокровища в тайных ходах, строить различные сооружения. А с помощью имеющихся в наборе колёс — конструировать различные машины.

Также конструктор может использоваться для создания увлекательной сюжетно-ролевой игры, когда ребёнок конструирует интересный комплект для весёлых игр.

(11 слайд) Следующий вид конструктора, с которым мы хотели бы вас познакомить, это «Магнитный конструктор». Представим вам некоторые примеры использования магнитного конструктора в детском саду:

Создание объёмных фигур. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников — призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.

Создание простых построек в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка».

Создание более сложных построек, объединённых общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок». Также это может быть больница для зверей или детский сад.

Самостоятельное создание построек по своему замыслу. Чтобы детям было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек.

(12 слайд) Еще один вид конструктора, с которым мы хотели бы вас познакомить – это «Магические бусины». Для работы с конструктором можно проводить, например, такие игры:

;Этажи». Педагог предлагает ребёнку построить на 1 этаж меньше или на 2 этажа больше, чем в доме, который построил учитель. В процессе такой игры закрепляется счёт.

;Строй только одним цветом». Ребенку предлагается строить только из одного цвета, который назвал педагог. Таким образом ребёнок закрепляет изучение цвета.

;Архитектор». Педагог применяет постройки по заданной схеме, которые рисует сам или просит придумать детей и нарисовать, а потом повторить из соломинок.

(13 слайд) Данные виды конструирования были применены нами в краткосрочном проекте «ЛЕГОпландия», который был реализован на базе подготовительной группы комбинированной направленности «Пчёлки». На данном слайде вы можете ознакомиться с уголком конструирования, который был создан при реализации нашего проекта.

(14 слайд) Также нами были прослушаны Всероссийские вебинары: «Волшебное конструирование и моделирование в детском саду» и «Роботехника и техническое творчество для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОО».

(15-18 слайд) В процессе реализации проекта воспитанники познакомились с новыми видами конструирования, активно использовали их как в самостоятельной, так и в групповой деятельности.

(19, 20, 21 слайд) Также в проекте активное участие приняли и родители воспитанников. Вместе с детьми они строили различные предметы, детали. Мы получили положительные отзывы не только от детей, но и от родителей. Поэтому можем сделать вывод, что игры с технологиями конструирования сближают всех членов семьи!

(22 слайд) Итак, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам сегодня отправиться в путешествие в ЛЕГОпландию и показать на практике, как мы можем работать с LEGO и другими конструкторами в различных образовательных областях.

Для путешествия нам нужно три команды: «LEGO» (в данном случае, все задания выполняются с помощью конструктора LEGO), «МАГНИТ» (в данном случае, все задания выполняются с помощью магнитного конструктора), «ФАНТАЗЕРЫ» (все задания выполняются с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования «ТИКО»).

«LEGO» – умная игра,

Увлекательна, хитра!

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

В «LEGO» поиграть скорей!

(на слайде)

Для того, чтобы отправиться в путешествие в ЛЕГОпландию, мы с вами закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В страну LEGO хотим мы попасть!

Вот мы с вами и оказались в ЛЕГОпландии и наше первое задание называется «Построй по образцу».

Сейчас мы раздадим вам схемы построек. Ваша задача выстроить деталь по схеме. После выполнения задания педагоги демонстрируют свои работы.

А мы продолжаем наше путешествие. Следующее наше задание – это построить «Дом мечты». У каждой группы педагогов есть свой вид конструктора. Мы предлагаем вам построить дом без образца и рассказать о нем небольшую историю. Например, «кто живет в этом доме», «где этот дом построен».

(После выполнения задания) Итак, в рамках одной задачи, а именно «построить дом мечты», мы использовали разные виды конструкторов, поэтому наши дома получились такими интересными и не похожими друг на друга. Но, стоит отметить, что даже, если бы мы использовали один вид конструктора, то каждый созданный дом все равно был особенным. Это и есть творческое воображение каждого человека. И у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

После игры все садятся на свои места.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте закроем глаза и скажем:

Раз, два, три, четыре, пять

В детский сад хотим попасть!

И в конце нашего путешествие нам хочется сказать, что конструктор – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

Но, уважаемые педагоги, нам нужно запомнить и не забывать, что эффективное использование конструкторов, в образовательном пространстве, возможно лишь только при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность.

В заключение нашей встречи мы предлагаем построить пирамиду эмоций. (Заранее на отдельном столе подготовить детали LEGO необходимых цветов)

Кирпичик зеленого цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, желтого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик красного цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей LEGO трех цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!


LEGO

МАГНИТЫ

ФАНТАЗЕРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"

Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....

«Lego-конструирование как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....

Мастер-класс для воспитателей. «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Технологии конструирования в образовательных учреждениях приобретает все большую значимость. Любые технологические новинки активно используются не только взрослыми, но и детьми, начиная с дошкольного ...