Консультация для воспитателей на тему: «Обеспечение ведения грамотной документации молодыми специалистами»
консультация
Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа воспитателем не состоит только в общении и воспитании детей. Как и любая другая должность, она предполагает определенные документы, планы, конспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Обеспечение ведения грамотной документации
молодыми специалистами»
Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа воспитателем не состоит только в общении и воспитании детей. Как и любая другая должность, она предполагает определенные документы, планы, конспекты.
При оформлении документации образовательного процесса в группе рекомендовано учитывать такие принципы как систематичность, последовательность, в соответствии с требованиями учреждения.
Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.
Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.
1. Локальные акты
В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя (срок хранения – постоянно)
1.1. Должностная инструкция воспитателя.
1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
1.3. Инструкция по охране труда.
2. Документация по организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми:
2.1. Перспективное планирование включает в себя: 1) план образовательной деятельности по всем направлениям в соответствии с календарным учебным графиком по датам, 2) запланированные проекты, выставки и другие мероприятия с указанием даты и промежутка времени.
2.2. Комплексно-тематическое планирование.
Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты в соответствии с темами.
2.3. Календарный план воспитательно-образовательной работы.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно-тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план.
Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы.
Планирование утреннего отрезка времени
Работа проводится по подгруппам и индивидуально.
Количество видов деятельности в утренние часы:
• в младшей и средней — 3-4 вида,
• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.
Планирование прогулки
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планиро-ваться как кратковременные, так и длительные.
Виды наблюдений:
• Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
• Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
• Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
• Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
• Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):
1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
• спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
• затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
• трудовая деятельность детей.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжитель-ность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию.
Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.
Спортивные игры.
Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.
Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.
Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.
Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.
Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.
Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным прави-лам.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
«Угадай на ощупь».
Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
Скрепление деталей разнообразными способами.
Мозаики из различных материалов, пазлы.
Игры с водой, с песком.
Работа с «печатками» разнообразных форм.
Рисование под проговаривание текста.
Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
Игры с веревочкой.
Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.
Элементарная трудовая деятельность.
Она может быть двух видов:
Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последова-тельность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Существует четыре вида прогулки:
1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибу-тов).
2. Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
4. Спортивная (соревнования, эстафеты).
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предше-ствующей деятельности детей.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая дея-тельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
• уборку групповой комнаты;
• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:
• кукольный, настольный, теневой театры;
• концерты;
• спортивные, музыкальные и литературные досуги;
• слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
2.4. Циклограмма образовательной деятельности. Циклограмма образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов с детьми.
2.5. Расписание организации образовательной деятельности (сетка занятий).
Она помогает педагогу систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПин о максимально допустимом объеме образовательной деятельности нагрузка в первой половине дня в младшей и средней группах не должна превышать 30-40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
2.6. Оценка результатов освоения программы (результаты мониторинга.
Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка (речевого, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического).
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2.7.Тетрадь взаимодействия с узкими специалистами.
Необходима для того, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ре-бенка и единый стиль работы в целом и для совместной подготовки и проведе-нию праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.
2.8. Тетрадь индивидуальной работы с детьми
Позволяет отслеживать результаты индивидуальной работы с воспитанниками по критериям сформированности навыков и знаний.
3. Документация по организации работы.
3.1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, во-первых, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и, соответственно, начисление родительской платы.
Во-вторых, воспитателю проще сориентироваться на проведение занятий и раздачу материала для каждого ребенка.
В-третьих, он помогает отследить заболеваемость детей в определенные периоды, наметить медсестре свою работу, направленную на оздоровление, а в период адаптации выявить беспричинные пропуски, усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
3.2. Лист здоровья на воспитанников группы.
В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом.
Ведь, как правило, дети не посещают ДОУ в связи с болезнью. Медицинский персонал и воспитатель обязательно тесно сотрудничают между собой. Без этой взаимосвязи невозможна грамотная оздоровительная работа.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально.
В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
3.3. Тетрадь закаливания
Тетрадь закаливающих мероприятий помогает целенаправленно проводить оздоровительные мероприятия с детьми с соблюдением индивидуальных особенностей ребёнка.
3.4. Схема посадки детей за столами.
Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели (высота стола и стула). Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Для этого нам и необходима схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом со-стоянии детей в группе.
3.5. Режим дня группы
Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
3.6. Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет).
Карта стула детей и утренний фильтр позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы.
Утренний фильтр в других возрастных группах проводится и заполняется только на время карантинных мероприятий в данной группе в эпидемиологический период.
3.7. Адаптационный лист
На период адаптации детей вводится ещё один вид документа -адаптационный лист.В нём отмечается дата поступления ребёнка, его время пребывания в ДОУ, особенности поведения в знаковом исполнении.
3.8. Журнал передачи воспитанников.
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями, которые опра-шивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу. При наличии показаний измеряют температуру тела. Родители (доверенные лица) расписываются в журнале о передачи здорового ребенка.
Вечером родители (доверенные лица) расписываются в журнале о передачи им их ребенка.
3.9. Протоколы родительских собраний группы.
Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов.
Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Она нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью детского сада и подписью заведующей.
План составления протокола:
• Полное название учреждения
• Дата проведения собрания в ДОУ
• Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители)
• Тема встречи (повестка дня)
• Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.)
• Решения
• Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета
Все протоколы хранятся в методическом кабинете.
4. Документация по организации работы воспитателя с семьями воспитанников МДОУ.
4.1. Протоколы родительских собраний группы.
Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов.
Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Она нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью детского сада и подписью заведующей.
План составления протокола:
• Полное название учреждения
• Дата проведения собрания в ДОУ
• Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители)
• Тема встречи (повестка дня)
• Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.)
• Решения
• Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета
Все протоколы хранятся в методическом кабинете.
4.2. Папка по работе с родителями (материалы консультаций, папок – передвижек, консультаций, родительских собраний)
4.3. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках. Также необходимо вкладывать сюда заявления и сведения о людях (ксерокопии паспорта), которым родители (законные представители) доверяют своего ребенка.
4.4. Социальный паспорт группы №___
4.5. Тетрадь отслеживания родительской оплаты.
5. Документация по профессиональному росту.
5.1. Портфолио воспитателя
В современном дошкольном учреждении воспитателям приходится работать в условиях постоянной конкуренции.
В большинстве случаев, портфолио воспитателя детского сада – это папка, которую создает и пополняет педагог, с целью повышения своей квалификации, отправляясь на которую необходимо подтверждение трудовой деятельности. Также можно сказать, что портфолио воспитателя – это своего рода форма для аттестации педагога, при помощи которой можно представить материалы своих работ, посещенных курсов, достигнутых успехов.
Портфолио воспитателя находится в группе или в методическом кабинете ДОУ. Срок хранения – постоянно.
5.2. Папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно).
Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование.
Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углуб-лённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно - деятельностная деловая игра на тему: «Взаимодействие с родителями». (Для молодых специалистов).
Оказание помощи в работе молодым специалистам по проблеме взаимодействия с родителями....
Конспект открытого занятия на тему: «Машины нашего города» для молодых специалистов по ПДД, на базе МБДОУ № 36
Дать понятие о виде транспорта «Автобус», чем помогает он людям.- Закрепить понятие о других видах транспорта ( легковой, грузовой).- Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук, развивать ...
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы с молодым специалистом (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Этот тест помогает определить на что в большей степени ориентирован опытный педагог и как это можно использоать в работе с молодым специалистом...
Отчет работы – наставника - воспитателя квалификационной категории Донгак Элла Вячеславовна с молодым специалистом Достай Белек Борзек-ооловна за 2018-2019 учебный год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Хамнаарак» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва»...
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать...
Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...