Федеральный инновационный проект "Академическая творческая лаборатория педагогов"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Лосева Виктория Александровна

Главное назначение программы «Учим рассматривать картины» — воспитание у детей интереса к живописным произведениям, развитие эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них умения рассматривать картину с использованием простейших инструментов (рамок с разными окнами, указателей, лупы и т. д.).

Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность и  пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки и формированию одного из важных этапов речи — предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове). Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западно-европейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы на 2024- 2025 учебный год по федеральному проекту «Академ книга»

План по первому модулю, пособие «Кронтик в музее. История с волшебной палочкой» педагога-психолога Лосевой Виктории Александровны

темы

Тема и содержание занятия

Часы

№стр.

1

Введение. Знакомство с героями пособий. Знакомство с книгой и инструментами.

1 ч

 

2

Занятие 1. Куда исчезли груша и персик?

Вопросы и задания дошкольникам:

Почему Музейный Дом находится в Волшебном лесу. Необходимо обсудить, что герои интриги-сказки попали в настоящий музей.

Волшебная палочка — предмет из сказочного Волшебного леса и каково ее назначение.

Как Кронтик использовал волшебную палочку в Музейном Доме.

Что происходило с натюрмортами.

Анализ репродукции ДО и ПОСЛЕ вмешательства Кронтика, работа с круглой рамкой. Сравнение двух открыток под номером 1 и под номером 2.

Умение найти и объяснить отличия в двух открытках ДО и ПОСЛЕ вмешательства Кронтика.

- Упражнение на внимание «Чего не стало?»

1 ч

с. 3–11

3

Занятие 2. Будут ли довольны хозяйки белки и щенка?

Вопросы и задания дошкольникам:

Соотнесение текста интриги, которую читает взрослый и иллюстраций в книге.

Анализ репродукции ДО и ПОСЛЕ вмешательства Кронтика

(№3,4,5,6)

Найти и показать место в картине после исчезновения животных.

Найти ошибку, которую допустил Кронтик, когда возвращал животных на место.

Можно ли менять замысел художника? (обсуждение  точек зрения).

- Игра «Найди отличия»

1 ч

с. 11–21

4

Занятие 3. Свободу насекомым!

Вопросы и задания дошкольникам:

Работа с интригой (Кто из героев испугался, почему)

Работа с репродукциями №7,8, 9, поиск насекомых с помощью круглой рамки.

Анализ репродукции ДО и ПОСЛЕ вмешательства Кронтика.

Кто раскрыл проказы Кронтика и Елисы?

 - Разговор о наших эмоциях.

1 ч.

с. 21 – 29

5

Занятие 4. Конец всем безобразиям…

Вопросы и задания дошкольникам:

Как помочь Кронтику и Елисе? Поиск недостающих деталей.

Практическая работа. Приклеиваем детали картин № 1, 2, 3 на правильное место.

Умение работать по составленному плану.

- Игра «Найди и покажи»

1 ч

с. 30–34

6

Занятие 5. Кронтик и Елиса получили прощение

Вопросы и задания дошкольникам:

Помогаем Кронтику и Елисе.  Поиск недостающих деталей.

Практическая работа. Приклеиваем детали картин № 4, 5, 6 на правильное место.

Умение работать по составленному плану.

 - Игра «Добавь недостающий предмет»

1 ч

с. 35–37

7

Занятие 6. Кронтик и Елиса получили прощение

Вопросы и задания дошкольникам:

Помогаем Кронтику и Елисе. Поиск недостающих деталей.

Практическая работа. Приклеиваем детали картин № 7, 8, 9 на правильное место.

Умение работать по составленному плану.

- Игра «Находилки»

1 ч

с. 38–45

8

Занятие 7. Кронтик и Елиса получили прощение

Вопросы и задания дошкольникам:

Подведение итогов. Предполагает работу с иллюстрациями в самом начале книги (на форзаце) и в самом ее конце (на нахзаце) и выполнение заданий для дошкольников.

Рефлексия

1 ч

Задания для дошкольников  на с. 47

пособия

Итого

Перспективный план работы по второму модулю, пособие «Кронтик в музее. Как там — внутри картин?», педагога-психолога Лосевой Виктории Александровны

темы

Тема и содержание занятия

Часы

№  стр.

1

Занятие 1. В музее во вторник: когда музей закрыт

Подготовка детей к работе с пособием. Дошкольники знакомятся с сюжетным содержанием пособия и вместе с героями узнают правила предстоящей учебно-игровой деятельности (как попасть внутрь картины и как из нее выйти)

1 ч

с. 5–14

2

Занятие 2. Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

умения подготавливать, планировать свою учебно-игровую деятельность (Необходимо также запастись инструментами. Попроси взрослых помочь тебе их вырезать или скопировать);

— умения работать с простейшими инструментами (рамками: Зоркое Око и Волшебное Окно, указателями, фишками и лупой); — пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве картины (Положи указатель вдоль тропинки так, чтобы он указывал внутрь картины);

— способности видеть и показывать на картине с помощью простых инструментов контраст, не называя самого приема (Возьми два Зорких Ока. С помощью одного из них покажи немножко тумана. С помощью другого поймай солнечные лучи (в листве или на стволе дерева); — наблюдательности, способности замечать и рассматривать детали (Возьми лупу и проверь, действительно ли у медведицы большие и острые зубы. Рассмотри также светлые воротнички медвежат.);

— временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имев шие место, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи (задания, направленные на то, чтобы ответить на вопрос: «Давно ли упала старая сосна или недавно?»);

— умения понимать обобщение в речи героев интриги (— Художник… он… он очень любит лес, — начала говорить Елиса, оглядываясь по сторонам. — Он всякий лес любит. Со сломанными соснами любит.И с засохшими ветками любит.)

1 ч

с. 15–20

3

Занятие 3. Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— умения находить нужные детали и выделять их с помощью рамки (Найди водяные лилии и выдели одну из них Зорким Оком... Видишь искореженный ствол и кривые сучья? А мох на нем есть? А дупло?... Рассмотри одежду царевны в лупу. Какие части её наряда украшены жемчугом и другими драгоценными камнями? Покажи их Зорким Оком.);

— пространственных представлений (умение видеть направление движения героев, реконструировать это движение). (Положи указатель на волка в направлении его движения... Положи второй указатель чуть выше волчьего хвоста: там и видит вход Кронтик! Сохраняй направление стрелки первого указателя! ...Покажи с помощью Зоркого Ока меч царевича, развевающиеся волосы царевны, хвост волка. Правда ли, что все это направлено в одну и ту же сторону? Покажи направление с помощью указателя.);

— способности сравнивать две, выделенные рамками, детали и видеть контраст (не называя самого приема) (Покажи с помощью Зоркого Ока, как цветет яблонька. Оставь этот инструмент на веточках... Покажи, используя второе Зоркое Око, кусочек самого страшного дерева. Видишь искореженный ствол и кривые сучья? Сравни то, что ты видишь в двух круглых окошках... Поймай одним Зорким Оком солнечные лучи, а другим Зорким

Оком — немножко тумана.); — умения понимать обобщение в речи героев интриги (Чтобы помочь Кронтику и Мише узнать Главную Тайну картины, нужно вернуться к словам Медведя, которые выделены

КРУПНЫМИ БУКВАМИ.)

1 ч

с. 21–26

4

Занятие 4. Винсент Ван Гог «Первые шаги»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— сенсорных эталонов (умение ориентироваться в пространстве картины) (— Можно войти с левого угла, — сказал Миша. — Чуть левее бороздки. А ты видишь эту бороздку. Положи вдоль неё указатель стрелкой вглубь картины... Положи второй указатель так, чтобы он показывал, куда пойдут наши герои, если зайдут через калитку.);

— умения находить на картине, показывать и называть нужные детали, следуя инструкции и речевым образцам (Возьми три Зорких Ока и показывай с их помощью те места, где виден солнечный свет. Выделяй и говори так: «Солнечный свет сияет на белье»... и т. д.);

— умения находить на картине разные оттенки одного цвета путем сравнения (Положи два Зорких Ока на зелень в разных местах сада и проверь, разного ли она цвета.);

— временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, рассматривая детали картины (Чем же занимался отец, пока не увидел жену и дочку?... Чем отец копал грядки? Куда складывал выкопанную землю?... и т. д.);

— умения находить и выделять рамкой нужный сюжетный фрагмент картины, соответствующий предложенному названию (Найди и выдели с помощью Высокого Волшебного Окна часть картины, которую можно назвать так же, как называется картина: «Первые шаги».)

1 ч

с. 27–30

5

Занятие 5. Берта Моризо «Дама с ребёнком в саду в Буживале»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— пространственных представлений (умение ориентироваться  в  пространстве  картины) (Покажи указателем, как идет дорожка: стрелка должна указывать вглубь картины!); — способности высказывать свое мнение, основанное на наблюдении деталей картины (Ты соглашаешься с Елисой и Мишей? Или тебе такая одежда не кажется очень нарядной?; — Сидят прямо в зарослях травы,— сказал Кронтик. — Это мама сидит, а дочка стоит, — поправила Елиса. Ты с кем соглашаешься: с Кронтиком или с Елисой?);

— временных представлений, когда наблюдение за деталями помогает реконструировать события (В одном месте трава примя- та — там ходили и сидели, а в другом она стоит дыбом — там не ходили и не сидели.);

— умения замечать детали и выделять их с помощью рамки (Возьми три Зорких Ока и покажи по очереди: белые, голубые и желтые цветочки);

— понимания, что разные (светлые и темные) оттенки одного цвета на картине часто связаны со степенью освещенности (Ты сможешь объяснить, почему трава разного цвета? Подумай, где солнечного света больше?... Теперь рассмотри платье матери. Какое место на нем так ярко освещено, что кажется ослепительно белым? Покажи его Зорким Оком.)

1 ч

с. 31–35

6

Занятие 6. Клод Моне «Дамы в саду» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности и умения находить и показывать на картине нужные детали (подпись художника, границу света и тени на дорожке, закрытый зонтик, пуговицы на одежде); — временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, и предположить, что будет дальше (А теперь расскажи о даме, которая сидит на траве: что она делала, когда только-только пришла в сад? Что она делает прямо сейчас?

Что сделает потом?);

— умения устно описывать детали картины (— А одна дама не хочет собирать цветы, — заметил Кронтик. — Она просто стоит и любуется чужим букетом. Расскажи про эту даму: какое у нее платье? Как украшена ее шляпка?)

1 ч

с. 36–40

7

Занятие 7. Клод Моне «Терраса в Сент-Адресс»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности, помогающей находить и показывать на картине нужные детали по их описанию (подпись художника, флаги, цветы, лодки, зонтики, трости, цветы);

— пространственных представлений (умения понимать направление ветра, опираясь на детали картины) (Покажи указателем направление ветра. Какие предметы на картине помогли тебе это узнать? Возьми два Зорких Ока и покажи их.);

— понимания, что светлые и темные участки на картине часто связаны со степенью освещенности (Покажи одним Зорким Оком место на террасе, которое очень хорошо освещено. А другое Зоркое Око положи туда, где тень.); — временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет дальше (А другим родственникам будет куда сесть? Покажи указателями, куда сядут дама и господин, которые стоят.)

1 ч

с. 41–45

8

Занятие 8. Огюст Ренуар «Лягушатник» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет дальше (герои интриги обсуждают, что будет делать мальчик, который отвязывает лодку; обращается внимание на другого мальчика, который просит свою маму побыть на реке еще немного);

— наблюдательности (умения находить и показывать на картине нужные детали по их описанию): волны, отражения, собачка, парусники, афиша;

— умения выделять нужные фрагменты с помощью большой рамки вертикального (широкого) или горизонтального (высокого) формата (Выдели с помощью Высокого Волшебного

Окна мальчиков, которые купаются, и т. д.); — понимания, что разные (светлые и тёмные) оттенки одного цвета на картине часто связаны со степенью освещенности (Как ты думаешь, зависит ли цвет листвы от освещения?);

— умения самостоятельно делать обобщение с опорой на рассуждения героев интриги (Ты можешь сказать, в чём Главный Секрет картины Огюста Ренуара «Лягушатник»?)    

1 ч

с. 46–50

9

Занятие 9. Жорж Сёра «Воскресный день на берегу Сены»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— пространственных эталонов (умения ориен- тироваться в пространстве картины: заходить будем справа, пойдем следом за маленькой собачкой с бантиком; покажи указателем, как

Миша предлагает войти в картину);

— умения выделять нужные сюжетные фрагменты с помощью рамки горизонтального или вертикального формата (Волшебного Окна) (Выдели Широким Волшебным Окном часть картины так, чтобы в окно вошли собачка и обезьянка, и др.);

— наблюдательности, позволяющей находить и показывать рамками и фишками нужные детали по их описанию (собачку, спортсмена, няню с девочкой, людей с зонтиками и т. д.) и, таким образом, осваивать пространство картины;

— умения не только показывать, но и называть найденные на картине детали (А ты видишь все эти лодки и пароходики? Покажи их с помощью указателей. Называй то, что показываешь.); — умения различать светлые и темные оттенки одного цвета на картине и связывать это со степенью освещенности (А ты сумеешь сказать, какого цвета трава, освещенная солнцем? А трава, на которую падает тень?)

1 ч

с. 51–55

10

Занятие 10. Франц Марк «Под дождём» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— временных представлений, когда реконструируются события, уже имевшие место (Они, наверное, гуляли в парке, — предположила Елиса. — И вдруг начался сильный дождь! — Поэтому все заспешили домой! — добавил

Кронтик);

— умения внимательно вглядываться в детали необычной по манере исполнения картины, находить и показывать в ней все больше и больше подробностей (Покажи Зорким Оком сначала лицо художника, потом его руки, затем карман его плаща. Покажи с помощью Зоркого Ока шаль с бахромой. Попробуй показать направление струек дождя с помощью

указателя. Покажи большие ярко-зеленые листья... и т. д.);

— умения выражать свое мнение, выделять рамкой фрагмент картины не по инструкции, а по своему выбору (Выдели Высоким Волшебным Окном фрагмент картины, который тебе кажется самым необычным);

— умения коротко пересказать главные моменты обсуждения картины с опорой на пошаговые вопросы (Расскажи, кто изображен на картине? Что они делали, пока не начался дождь? Что делают сейчас? Как стараются спастись от дождя?)

1 ч

с. 56–59

11

Занятие 11. Ян ванн Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— пространственных эталонов (умения ориентироваться в пространстве картины): различать, что ближе, а что дальше, что ниже, а что выше, и закрепление этих понятий в речи (Что кажется дальше всего от вас: стрекоза, гнездо или дворец с колоннами? Какая из бабочек сидит выше, а какая ниже? Скажи полным ответом);

— наблюдательности, которая поможет находить на картине (сложный, изобильный натюрморт с множеством мелких деталей) и показывать нужные детали, следуя инструкции (Возьми два Зорких Ока и покажи бабочек. Покажи улитку с помощью Зоркого Ока. Улитка над одним из трех белых пионов... и т. д.); — умения выделять большой рамкой фрагмент картины, стараться кадрировать его самостоятельно (а не по инструкции) так, чтобы было красиво (Возьми два Высоких Волшебных Окна. Сначала выдели часть картины, в которую попадет муха. Потом — часть картины, в которой будут осы. Постарайся, чтобы внутри твоих окон было красиво);

— умения понимать обобщение, которое складывается из наблюдения за деталями.

1 ч

с. 60–71

Итого

11 ч

Перспективный план работы по третьему модулю, пособие «В музее с Кронтильдой», педагога-психолога Лосевой Виктории Александровны

темы

Тема и содержание занятия

Часы

№стр.

1

Занятие 1. Вступление. Игорь Попов «Первый снег»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— умения работать с простейшими инструментами (рамками разных размеров, указателями);

— временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи. (Задания, направленные на то, чтобы ответить на вопросы: Девочки давно гуляют вместе или только что прибежали из разных мест? Докажи, что на улице совсем недавно было тепло.); — пространственных представлений: умения ориентироваться в пространстве картины, обнаруживать детали, помогающие его «освоить» (Девочки просто прыгают на месте или кружатся в хороводе? Покажи указателями, из каких именно мест прибежали девочки.); — наблюдательности, способности замечать и показывать с помощью инструментов детали, подтверждающие наблюдения героев сюжетной интриги (Поищи доказательства того, что на улице было тепло. Отыщи сохранившийся кусочек осени. Какие предметы на крышах домов подтверждают наблюдение Кронтика? Проверь наблюдение Елисы: везде ли снег белый? ... и т. д.).

1 ч

с. 7–10

2

Занятие 2. Сергей Лучишкин «Лыжники» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— умения ориентироваться в пространстве картины, осваивать его, находя нужные фрагменты и детали: группы людей и отдельные фигурки и выделять их (Выдели с помощью Широкого Волшебного Окна часть картины, где есть такая группа людей. А затем найди в другой части картины человека, который тоже не катается, и покажи его с помощью Высокого Волшебного Окна... и т. д.);

— временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет в дальнейшем, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи (Выдели фрагменты с такими названиями «Вот сейчас мы наденем лыжи и тоже будем кататься», «Кажется, сейчас я упаду!»);

— умения соотносить нужный сюжетный фрагмент картины с предложенным названием и показывать его с помощью рамки (Найди и выдели с помощью Высокого Волшебного Окна фрагмент картины, который можно назвать так «Кажется, сейчас я упаду!» Сумеешь выделить еще один фрагмент с таким же названием?... и др.);

— умения различать содержательность горизонтального и вертикального формата. С помощью Высокого Волшебного Окна выделяются вертикальные фрагменты с одной главной фигурой на первом плане и несколькими вспомогательными на втором плане, что помогает передать вертикальный спуск с горы («Ну и пусть они вдвоем, зато я очень быстро еду!», «И почему у меня ничего не получается?», «Хорошо, хоть лыжи не поломал» и т. д.), а с помощью Широкого Волшебного Окна выделяются горизонтальные фрагменты: либо большая группа людей («Вот сейчас мы наденем лыжи — и тоже будем каяться!»), либо пейзаж, дающий представления о ландшафте («Деревья зимой»)

1 ч

с. 8–11

3

Занятие 3. Алексей Саврасов «Избушка в лесу»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности, способности замечать детали, подтверждающие высказывания героев сюжетной интриги, и устанавливать причинно-следственные связи (Подтверди, что в избушке кто-то есть. Какие подробности картины это доказывают? Покажи их Зорким Оком…); — способности воспринимать выделенный фрагмент картины как завершенное целое и умения подобрать к нему соответствующее название из предложенных вариантов (так, название «Какой же он большой — наш лес!» подходит к фрагменту, большую часть которого занимает изображение леса, а название «Как же далеко нам ехать!» — к фрагменту, на котором изображен большой участок заснеженной дороги);

— умения соотносить часть и целое: находить и выделять рамкой конкретные фрагменты, вынесенные на карточку (Возьми Волшебное Окно и постарайся правильно выделить сначала один фрагмент, а потом — другой.); — наблюдательности, способности замечать и показывать с помощью инструментов детали, подтверждающие наблюдения героев сюжетной интриги (А ты видишь грачей? Возьми Зоркое Око и покажи гнёзда с вернувшимися грачами... Рассмотри стволы деревьев в лупу. Покажи Зорким Оком часть ствола, на которой видны кусочки белой коры... Покажи Широким Волшебным Окном большую лужу. Потом покажи сосульки на крыше дома с помощью Зоркого Ока... Каких птиц, кроме грачей, ты видишь на картине? Покажи Зорким Оком ворону, которая пьёт воду из лужи, а потом — петуха и курочек.);

— временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи (Что могли увидеть люди, которые проехали мимо избушки на санях?);

— способности сопоставлять фрагмент картины с вариантами названия и обосновывать свое мнение (так, сравнивая два нижних фрагмента, дети могут каждый из них назвать: «Конец зимы, но все еще холодно» или так: «Конец зимы, но уже по-весеннему тепло», главное — чтобы нашли аргументы в пользу своего выбора);

— умения строить связанный короткий рассказ (повествование и описание) с опорой на зрительный образ (Расскажи: чем заняты все птицы, которых ты видишь на картине: грачи, курочки, ворона? Что могли увидеть люди, которые проехали мимо избушки на санях?)

1 ч

с. 4–18

4

Занятие 4. Татьяна Маврина «Вечер» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— умения обнаруживать подпись художника и другие надписи на картине и понимать, какая информация в них заключена (Выдели Зорким Оком инициалы художницы. Покажи с помощью Широкого Волшебного Окна все надписи внизу картины. Постарайся их расшифровать.);

— способности воспринимать выделенный фрагмент картины как завершенное целое и умения подбирать к нему соответствующее название из предложенных вариантов (Красивый у тебя получился фрагмент картины? Какое из трех названий ему больше подходит:

«Белый снег — синие тени», «Зимние узоры», «Скоро весна!»? Может быть, ты придумаешь свое название?);

— цветовых эталонов: способности различать цвета и их оттенки (Ты видишь, что воздух — сиреневый? Покажи кусочек этого воздуха Зорким Оком. Рассмотри его в лупу. Из оттенков каких цветов соткан этот волшебный воздух? Покажи указателями оттенки голубого, белого, розового, бордового, фиолетового цветов.);

— пространственных представлений через зрительное освоение пространства картины и установление причинно-следственных связей внутри нее (Найди лужи на картине. Что в них отражается? Почему отражения разного цвета? Найди большую лужу. Покажи указателем дом, окна которого отражаются в этой луже. Найди маленькую лужу. Окно какого домика в ней отражается? Покажи указателем этот домик. Ты видишь, какое дерево отбрасывает такую большую тень? Покажи его указателем.);

— пространственных эталонов (умения ориентироваться в пространстве картины): различать, что ближе, что дальше, что ниже, что выше, и закрепление этих понятий в речи (Покажи указателем гараж, о котором идет речь. Он действительно кажется ближе всего к зрителю? А какой из домов дальше всего?); — умения строить связанный короткий рассказ (описание) с опорой на зрительный образ (Расскажи о нем: это высокий или низкий дом? Сколько окон ты в нём видишь? Есть ли в них свет? Отражаются ли окна в луже?)

1 ч

с. 19–23

5

Занятие 5. Наталья Гончарова «Стрижка овец»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности, способности замечать и показывать с помощью инструментов детали, подтверждающие наблюдения героев сюжетной интриги (Проверь: правда ли, что юбки у девочки и её мамы из одной и той же ткани? Положи одно Зоркое Око на юбку дочери, а другое — на юбку ее мамы. Сравни то, что оказалось в кругах... Убедись в том, что Кронтильда права. Возьми лупу и посмотри, покрыта ли голова у малышки в коляске... А ты обнаружил постриженную овечку? Выдели с помощью Высокого Волшебного Окна фрагмент, в котором будут молодая девушка с этой овечкой на руках.);

— умения самостоятельно выделять нужный фрагмент картины и подбирать к нему подходящее название (Выдели с помощью Высокого Волшебного Окна фрагмент, в который войдут мальчик и овечка. Как ты назовешь эту сценку? ... Выдели с помощью Высокого Волшебного Окна фрагмент, в котором будут молодая девушка с этой овечкой на руках. Как можно назвать этот фрагмент?);

— способности воспринимать выделенный фрагмент картины как завершенное целое (различать горизонтальный и вертикальный формат фрагментов) и умения подбирать к нему подходящее название (Возьми открытку с фрагментами этой картины. Ты видишь,что два из них выделены с помощью Высокого Волшебного Окна, а другие два — с помощью широкого Окна? Какой фрагмент можно назвать так: «Портрет молодой девушки»? Какой можно назвать «Стрижка овец»? Какому фрагменту подойдет название «Домик в деревне»? А какому — «У нас в деревне»? Какое из этих названий подойдет ко всем четырем фрагментам); — умения различать часть и целое: фрагмент, вынесенный на отдельную карточку, находить на репродукции целой картины и точно выделять его с помощью рамки (Какие два фрагмента понравились тебе больше всего? Вернись к открытке с картиной и выдели их с помощью Волшебного Окна его Зорким Оком.)

1 ч

с. 24–28

6

Занятие 6. Клод Моне «Дамы в саду»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности и умения находить и показывать на картине нужные детали (подпись художника, границу света и тени на дорожке, закрытый зонтик, пуговицы на одежде); — временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, и предположить, что будет дальше (А теперь расскажи о даме, которая сидит на траве: что она делала, когда только-только пришла в сад? Что она делает прямо сейчас? Что сделает потом?);

— умения устно описывать детали картины (— А одна дама не хочет собирать цветы, — заметил Кронтик. — Она просто стоит и любуется чужим букетом. Расскажи про эту даму: какое у нее платье? Как украшена ее шляпка?)

1 ч

с. 28–34

7

Занятие 7. Клод Моне «Терраса в Сент-Адресс»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— наблюдательности, помогающей находить и показывать на картине нужные детали по их описанию (подпись художника, флаги, цветы, лодки, зонтики, трости, цветы);

— пространственных представлений (умения понимать направление ветра, опираясь на детали картины) (Покажи указателем направление ветра. Какие предметы на картине помогли тебе это узнать? Возьми два Зорких Ока и покажи их.);

— понимания, что светлые и темные участки на картине часто связаны со степенью освещенности (Покажи одним Зорким Оком место на террасе, которое очень хорошо освещено. А другое Зоркое Око положи туда, где тень.); — временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет дальше (А другим родственникам будет куда сесть? Покажи указателями, куда сядут дама и господин, которые стоят.)

1 ч

с. 35–38

8

Занятие 8. Огюст Ренуар «Лягушатник» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет дальше (герои интриги обсуждают, что будет делать мальчик, который отвязывает лодку, обращается внимание на другого мальчика, который просит свою маму побыть на реке еще немного);

— наблюдательности — умения находить и показывать на картине нужные детали по их описанию: волны, отражения, собачка, парусники, афиша;

— умения выделять нужные фрагменты с помощью большой рамки вертикального (широкого) или горизонтального (высокого) формата (Выдели с помощью Высокого Волшебного Окна мальчиков, которые купаются, и т. д.); — понимания, что разные (светлые и темные) оттенки одного цвета на картине часто связаны со степенью освещенности (Как ты думаешь, зависит ли цвет листвы от освещения?); — умения самостоятельно делать обобщение с опорой на рассуждения героев интриги (Ты можешь сказать, в чем Главный Секрет картины Огюста Ренуара «Лягушатник»?)

1 ч

с. 39–41

9

Занятие 9. Жорж Сёра «Воскресный день на берегу Сены»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— пространственных эталонов (умения ориентироваться в пространстве картины) (Заходить будем справа, пойдем следом за маленькой собачкой с бантиком. Покажи указателем, как Миша предлагает войти в картину.); — умения выделять нужные сюжетные фрагменты с помощью рамки горизонтального или вертикального формата (Волшебного Окна) (Выдели Широким Волшебным Окном часть картины так, чтобы в окно вошли собачка и обезьянка, и др.); — наблюдательности, позволяющей находить, показывать рамками и фишками нужные детали по их описанию (собачку, спортсмена, няню с девочкой, людей с зонтиками и т. д.) и, таким образом, осваивать пространство картины;

— умения не только показывать, но и называть найденные на картине детали (А ты видишь все эти лодки и пароходики? Покажи их с помощью указателей. Называй то, что показываешь.);

— умения различать светлые и темные оттенки одного цвета на картине и связывать это со степенью освещенности (А ты сумеешь сказать, какого цвета трава, освещенная солнцем? А трава, на которую падает тень?)

1 ч

с. 44–46

10

Занятие 10. Франц Марк «Под дождём» Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— временных представлений, когда реконструируются события, уже имевшие место (— Они, наверное, гуляли в парке, — предположила Елиса. — И вдруг начался сильный дождь! — Поэтому все заспешили домой! — добавил Кронтик);

— умения внимательно вглядываться в детали необычной по манере исполнения картины, находить и показывать в ней все больше и больше подробностей (Покажи Зорким Оком сначала лицо художника, потом его руки, затем карман его плаща. Покажи с помощью Зоркого Ока шаль с бахромой. Попробуй показать направление струек дождя с помощью указателя. Покажи большие ярко-зеленые листья... и т. д.);

— умения выражать свое мнение, выделять рамкой фрагмент картины не по инструкции, а по своему выбору (Выдели Высоким Волшебным Окном фрагмент картины, который тебе кажется самым необычным);

— умения коротко пересказать главные моменты обсуждения картины с опорой на пошаговые вопросы (Расскажи: кто изображен на картине? Что они делали, пока не начался дождь? Что делают сейчас? Как стараются спастись от дождя?)

1 ч

с. 46–49

11

Занятие 11. Ян ванн Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе»

Вопросы и задания, направленные на формирование у дошкольников:

— пространственных эталонов (умения ориентироваться в пространстве картины): различать, что ближе, а что дальше, что ниже, а что выше, и закрепление этих понятий в речи (Что кажется дальше всего от вас: стрекоза, гнездо или дворец с колоннами? Какая из бабочек сидит выше, а какая ниже? Скажи полным ответом);

— наблюдательности, которая поможет находить на картине (в данном случае это сложный, изобильный натюрморт с множеством мелких деталей) и показывать нужные детали, следуя инструкции (Возьми два Зорких Ока и покажи бабочек. Покажи улитку с помощью Зоркого Ока. Улитка над одним из трех белых пионов... и т. д.);

— умения выделять большой рамкой фрагмент картины, стараться кадрировать его самостоятельно (а не по инструкции) так, чтобы было красиво (Возьми два Высоких Волшебных Окна. Сначала выдели часть картины, в которую попадет муха. Потом — часть картины, в которой будут осы. Постарайся, чтобы внутри твоих окон было красиво);

— умения понимать обобщение, которое складывается из наблюдения за деталями.

1 ч

с. 50–53

Итого

11 ч



Предварительный просмотр:

3 модуль, тема: 1.

Игорь Попов «Первый снег»

Конспект занятия

Подготовила педагог-психолог:

Лосева Виктория Александровна

Тема: «Путешествие по картине»

Возраст: подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей: речевое и художественно-эстетическое развитие

Цель: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, развитие связной речи, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.

Задачи:

Образовательные – познакомить с картиной и сформировать умение работать с ней.

Развивающие – развивать связную речь, пространственные и временные представления, наблюдательность, умение рассуждать и прогнозировать.

Воспитательные – воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.

Оборудование: репродукции картины Игоря Попова «Первый снег» 1971 г.,  мультимедиа (презентация, музыка), кукла-лисичка, волшебная книга, инструменты (зоркое око, волшебное окно, указатели, увеличительное стекло).

Ход занятия.

Организационный момент:

Педагог-психолог: Добрый день, ребята, меня зовут  Анастасия Петровна, я пришла к вам не одна. Это лисичка, Елиса. Мы с вами хотим познакомиться. В круг скорее становись, чтоб занятие начать надо друг о друге все узнать! Передавайте друг другу лисичку и называйте своё имя! (дети передают куклу друг другу по кругу, называют свои имена). Вот мы и познакомились! Скажите мне, вы когда-нибудь были в музее? (ответы детей), а в нашем поселке есть музей? (ответы детей)

- Что может храниться в музее? (ответы детей: старинные предметы быта, оружие, картины и другие интересные предметы и т.д.)

- И сегодня Елиса приглашает вас, отправится на выставку картин, которую подготовила для нас!

Педагог: Посмотрите на картины «Лыжники» написал её художник, Сергей Лучишкин, эту картину «Избушка в лесу» написал художник, Алексей Соврасов, обратите внимание на эту картину «Первый снег» написал её художник, Игорь Попов. Ребята, скажите, что объединяет все картины, что каждый из художников изобразил на своих картинах? (ответы детей) (снег). А вы любите снег? Давайте поиграем в игру, Снег – это главное слово, к которому можно подобрать снежные слова! Вот веселье для ребят – все сильнее снегопад, словно в белый пуховик нарядился снеговик, рядом снежная фигурка это девочка снегурка, на снегу- то посмотри с красной грудкой снегири, не машина просто клад, мчит по снегу снегокат.

А сейчас Елиса предлагает нам отправится в путешествие по картине «Первый снег» написал её художник, Игорь Попов. И нам надо разгадать ее главный секрет!

Основная часть

Педагог-психолог: Присаживайтесь за столы, ребята, перед вами волшебная книга, которая поможет изучить данную картину… открываем первую страницу, здесь инструменты, которые нам понадобятся. Давайте их рассмотрим и посчитаем: возьмите сейчас указатели посчитайте, сколько их, теперь положите их над книгой. (3 указателя), вот этот инструмент называется зоркое око, посчитаем сколько их у вас (2 зорких ока), положите их рядом с указателями. А этот инструмент называется волшебное окно. Одно волшебное окно положите рядом с остальными бумажными инструментами.

Педагог: Рассмотрите внимательно картину… Игоря Попова «Первый снег», (педагог раздает картины)

ЗВУК

Педагог: Ребята, посмотрите Елиса уже внутри картины… Елиса,  Как ты туда попала? …

Елиса за кадром (обычно работа с картинами начинается со входа в неё, входом в картину художник может изобразить: калитку, дверцу, веточку, тропинку, дорогу или следы.

Педагог: Ребята, Елиса дала нам подсказку как войти в картину! Посмотрите внимательно, где будет вход в эту картину? (ответы детей)

Педагог: Действительно, на этой картине художник изобразил следы, как вход в картину. Возьмите указатель и положите его в нижний левый угол – это будет наш вход в картину.

Педагог: Давайте представим, что мы тоже оказались внутри картины.

Смотрите, как девочкам нравится, что выпал снег? Они от радости скачут и подпрыгивают!

- Ребята, вы согласны с этим убеждением? Подумайте и скажите: девочки просто прыгают от радости или кружатся в хороводе? Ответы детей. Давайте Исследуем маленькую площадку под их ногами, чтобы выделить и рассмотреть этот фрагмент, возьмите зоркое око (Почему вы решили, что они водят хоровод?) (ответы детей : От следов девочек образовался круг).  

Педагог: Девочки давно гуляют вместе или только что прибежали из разных мест? Покажите указателями, из каких именно мест они прибежали.(3 указателя)

Педагог: Раз это первый снег, значит совсем недавно было тепло? Рассмотрите картину внимательно и поищите доказательства того, что на улице было тепло: посмотрите и ответьте, как одеты девочки. Это теплая зимняя одежда или легкая осенняя? (работа с зорким оком). И волшебным окном выделим кусочек осени, положив его в правом верхнем углу картины, рассмотрите и скажите какого цвета листья на дереве?

Скажите где находятся листья? На крыше, на снегу, Около дерева, между домами (педагог прорабатывает предлоги). А дерево стоит за каким предметом?

Педагог: Давайте послушаем Елису, что ещё она увидела в картине?

- На картине не только девочки радуются снегу, другие тоже им любуются! (голос Елисы за кадром)

Педагог: Кто же, кроме девочек, любуется снегопадом или просто наблюдает за ним? Давайте рассмотрим эти фрагменты поближе. Для это нам понадобиться увеличительное стекло… (ответы детей)

Педагог: А теперь складываем все инструменты в коробочку, сегодня они нам больше не понадобятся. Давайте немного поиграем. Вставайте в круг…

Физминутка …..

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно рыжий, мягкий мячик,

Ну а мы идём, идём…

И к себе приходим в дом.

Педагог: А вы ребята любите играть со снегом?

Открывайте следующую страницу нашей волшебной книжки, что вы видите? Давайте подуем на снежинки, чтобы они улетели.

Педагог: Перелистываем страницу волшебной книги, давайте составим рассказ по нашей картине и разгадаем её главный секрет!!! Составление коллективного рассказа по картине .

Картина называется (Первый снег), Какое время года изображено на картине? что изображено на картине (высокие дома, люди, снег,) Снег какой? (белый, пушистый) Чем заняты девочки на картине? Водят хоровод, какое настроение у них? Чему радуются дети и все в округе? Первому снегу, что скоро зима и можно будет кататься на санках, ходить на лыжах, кататься с горки, лепить снеговика, играть в снежки, значит снег является главным секретом этой картины, потому что он приносит радость людям!

Педагог: Ребята, давайте послушаем, что же скажет нам Елиса!

Елиса: ребята, вы молодцы! Нашли выход из картины, разгадав её секрет.

Заключение.

Педагог: вот мы и нашли выход из картины и лисичка к нам вернулась, давайте расскажем Елисе какую картину мы изучали, кто написал картину, - Вам понравилось наше путешествие по картине? Что вам ещё понравилось, а наше занятие подходит к концу и мы с Елисой вручаем вам сертификаты с волшебным окном! До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"

Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...

Творческие лаборатории педагогов

Материалы по организации и результату работы творческих лабораторий педагогов...

Творческие лаборатории педагогов

Материалы по организации и результату работы творческих лабораторий педагогов...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Творческие лаборатории педагогов

Материалы по организации и результату работы творческих лабораторий педагогов...

Творческие лаборатории педагогов

Материалы по организации и результату работы творческих лабораторий педагогов...