В гостях у осени
материал
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему «В гостях у Осени»
Воспитатель: Беликова А.В.
Цель: обобщение представления детей об осени, учить составлять описательный рассказ об осени с использованием картинок.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить представление детей об осени и осенних явлениях; упражнять в умении составлять описательный рассказ об осени с использованием картиток; активизировать использование прилагательных в речи детей, учить называть отличительные признаки осени, активизировать словарь по теме, совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие : развивать связную речь, наглядно-образное мышление, зрительную память, речевое дыхание, познавательный интерес детей, развивать интерес к выполнению заданий, фонематический слух. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Оборудование: письмо осени, картинки с осенними явлениями природы, осенние листья, цифры, колонка.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня на улице пасмурно, сыро и прохладно. А в нашей группе светло и хорошо. А знаете почему? Светло от наших улыбок,
потому что наша улыбка - это маленькое солнышко от которого становится тепло и хорошо. Давайте встанем в круг и с улыбкой поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, я нашла вот это письмо, на нем написано «Кому: детям группы Ёжик
А вот от кого не написано, но здесь зато есть загадка и если мы её отгадаем, то узнаем от кого письмо. Слушайте, ребята:
«Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года.»
Дети: Осень.
Воспитатель. А по каким признакам вы догадались, что это осень?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята, правильно это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает: Ребята, я вас приглашаю в осенний лес».
- Принимаем приглашение осени?
- Да!
Я для вас приготовила игры и задания, которые вам надо выполнить». Выполни За выполненные задания будете получать кристаллы. И лишь выполнив все задания получите волшебный осенний листок ,который поможет вам вернуться в детский сад. Выполним задания осени? Ответы детей.
Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
Основная часть
1. Воспитатель. Итак, первое задание от осени : «Назовите мои месяцы»
А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.) Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) (воспитатель добивается от воспитанников полных ответов.)
Игра «Закончи предложение»
Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.
А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?
Дети: наступил третий месяц осени – ноябрь.
2. Следующее задание от осени «Какая бывает осень?»
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
Осень
- А на этой?
Осень
- А какое время года на третьей картине?
Осень
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Осень бывает разной.
Воспитатель. Как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
А какая осень в октябре? Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
А в ноябре осень? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шёл неспешно по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: - ох!
И ушёл. (один хлопок)
Газон засох.
4. Следующее задание. Составление рассказа об осени по картинкам
Воспитатель: Следующее задание от осени. Ой, посмотрите, что это здесь? Картинки… Что же с ними нужно сделать? Так сейчас прочитаю: «Составьте про меня рассказ»
Воспитатель достаёт картинки и вместе с детьми составляет рассказ об осени.
Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.
-Итак, 1 картинка, какое время года на ней изображено? (Осень) Правильно, давайте скажем: «Наступила осень».
-Вторая картинка (воспитатель вывешивает следующую картинку, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит редко, греет слабо) Ребята, если солнце греет слабо, становится как? (Осенью становится холодно).
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А, что можно сказать о ветре осенью? (Дуют холодные ветра.)
А, какое предложение можно составить по этой картинке? Дни осенью становятся. (какими) короткими, а ночи. (какими) длинными.
-А, что можно сказать о деревьях? (Листья на деревьях пожелтели и опадают, покрывая землю разноцветным ковром.)
-А, что мы скажем о траве и цветах? (Трава и цветы завяли).
Что скажем о насекомых? (Насекомые исчезли.)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? ( Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.
- А какое предложение можно составить по этой картинке? (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).
А, по этой картинке что мы можем сказать? (Люди одевают теплую одежду и обувь.)
Какой же рассказ об осени у нас получился?
Наступила осень. Солнце светит редко, греет слабо. Стало холодно. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра. Дни стали короче, а ночи длиннее. Листья на деревьях пожелтели и опадают. На земле они похожи на разноцветный ковёр. Трава и цветы завяли. Насекомые исчезли. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Они одевают теплую одежду и обувь.
Воспитатель. Молодцы ребята, красивые вы рассказы про осень составили, думаю ей понравится.
5. Дидактическая игра «Подбери слова».
А вы заметили какой сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный листочек.
Листочек волшебный будет в руки вам я отдавать и вопросы задавать. Кому я отдам листочек, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.
– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.
– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.
– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
– Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Молодцы ребята! Со всеми заданиями осени вы справились.
Воспитатель: Хорошо ребята поиграли, отдохнули, а теперь садитесь на свои стульчики.
6 Задание. Следующее задание от осени «Посчитаем»
Вокруг обруча лежат цифры от 1 до 5, в обруче листочки, играет музыка дети ходят вокруг обруча, музыка останавливается нужно отсчитать то количество листочков сколько указано на цифре возле которой встал ребенок.
Заключительная часть
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Все ли задания осени выполнили? Какие игры и задания вам понравились?
Как вы думаете осени понравилось как мы выполняли задания и играли?
-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы играли, отвечали на вопросы, составляли рассказы об осени по картинкам.
Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "Пугало в гостях у Осени"
Сценарий для старшей, подготовительной группы детского сада. Герои этого праздника: осенние месяцы, перелетные птицы, девочки березки, огородное пугало и др....
«В ГОСТЯХ У ОСЕНИ» Осенний праздник в старшей группе
Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности.Развитие творческого воображения, умение быстро реагировать на пост...
Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени"
Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени" для детей подготовительной к школе группы...
Осеннее развлечение во 2 младшей группе "В гости к осени"
Надеюсь, предоставленный материал поможет устроить для малышей запоминающийся, радостный и яркий праздник....
Прогулки "В гости к осени", "Осень в гости к нам пришла"
Прогулка по осеннему селу....
"Осень,осень в гости просим!"-осенний утренник для детей средней группы
Осенний утренник для средней группы со следующими ролями:Ведущий,Осень,Гном-взрослые,дети-лесные звери(ёж,мышка,заяц,белка,медведь)Цель утренника:Создать праздничное настроение у детей,вызвать желание...
«В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе
laquo;В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе за ведущей в зале появляются дети,встают полукругом, лицом к гостям.Ведущ. Ветерок...