Огонь друг-Огонь враг
проект (старшая группа)
Актуальность:
Ребёнок приходит этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых привить детям культуру безопасного поведения. Но если мы постоянно будем говорить ребёнку о том, что тут он может пораниться, тут обжечься, тут попасть под машину и ничего не объясняя, а, попросту, запугивая, то ничего хорошего из этого не выйдет. Как сделать так, чтобы и родители были спокойны, и дети были в безопасности? Вот в чем задача, которая стоит перед нами взрослыми. А решить мы её сможем только совместными усилиями педагогов и родителей, не забывая о том, что взрослые – пример для подражания детям, особенно, если эти взрослые родители, близкие люди.
Одна из сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель - проблема, требующая чётких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребёнка о возможных последствиях его действий, но не пугать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon_drug_-_ogon_vrag.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Юбилейный» города Смоленск
«Огонь - друг, огонь - враг»
старшая группа
Автор составитель:
Андреева Ирина Сергеевна
Г.Смоленск
Тип проекта – практико-ориентированный
Продолжительность – краткосрочный.
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей - старшая группа (5-6 лет).
Актуальность:
Ребёнок приходит этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых привить детям культуру безопасного поведения. Но если мы постоянно будем говорить ребёнку о том, что тут он может пораниться, тут обжечься, тут попасть под машину и ничего не объясняя, а, попросту, запугивая, то ничего хорошего из этого не выйдет. Как сделать так, чтобы и родители были спокойны, и дети были в безопасности? Вот в чем задача, которая стоит перед нами взрослыми. А решить мы её сможем только совместными усилиями педагогов и родителей, не забывая о том, что взрослые – пример для подражания детям, особенно, если эти взрослые родители, близкие люди.
Одна из сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель - проблема, требующая чётких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребёнка о возможных последствиях его действий, но не пугать его.
Проблема:
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.
Цель: организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО.
Задачи проекта:
- Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье человека.
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Углублять представления о здоровье, как об одной из важнейших ценностей в жизни каждого человека.
- Внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс
Основные принципы проекта:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
- Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Методы и формы обучения
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОО:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
Используются элементы различных инновационных технологий:
- Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
- Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
- Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
- Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
- Элементы здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты.
- Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- Создана прочная система взаимодействия ДОО с семьей, установлено единство с педагогами ДОО в воспитании, обучении и развитии детей;
- Сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практиче- ские умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- Сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного про- цесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО;
- Pодители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- Улучшение микроклимата внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспи- тательно-образовательного процесса.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели)
Подготовительный этап:
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Опрос детей по данной теме.
- Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.
- Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме.
- Разработка плана реализации проекта.
- Подборка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников.
- Оформление уголка по ППБ.
Основной этап.
На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Огонь - друг, огонь - враг».
Образовательные области | Формы работы с детьми | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Практическое занятие «Чтобы не было беды». Беседы: «Путешествие в прошлое утюга» Путешествие в прошлое лампочки» Спички не тронь - в спичках огонь Беседы – рассуждения «Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы», «В доме зажгли бенгальские огни». Д/игры: «Кому что нужно для работы», «Как делать нельзя», «Огнеопасные предметы», «Причины пожара» Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Путаница» Экскурсия в пожарную часть | Консультации для родителей «Детские шалости», «Осторожно огонь!», «Опасности дома и на улице», «Расскажите ребёнку о правилах пожарной безопасности», «Первая помощь при обжогах». |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво», Т. Нуждина «История спички», Электрическая лампочка», Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», Е. Хоринская «Спичка-невеличка».. | Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар», «Откуда может прийти беда» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы «Детские шалости с огнем», «Кухня - не место для игр», «Спички - детям не игрушка», Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Кошкин дом» Решение игровых ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Папа оставил кастрюлю на плите». | Участие в создании альбома «Правила противопожарной безопасности» Участие в пополнении развивающей среды: подбор иллюстраций, загадок о пожаре, об опасных бытовых приборах |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование рисунков «Пожары случаются», «Пожарные спешат на помощь», Конструирование из бумаги «Пожарная машина» Лепка: «Это спичка - невеличка» | Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг» (Совместное творчество воспитателя, родителей и детей. |
Физическое развитие | Разучивание комплекса утренней гимнастики «Тренировка пожарных» Подвижные игры «Пожарные на ученьях», «Огонь, вода и едкий дым», «Воробышки и автомобиль Физкульминутка «Кошкин дом». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель» | Физкультурное развлечение «Огонь – друг, огонь – враг» |
Результаты проектной деятельности:
- Дети научились предвидеть опасные ситуации, возникающие при несоблюдении мер пожарной безопасности и находить выход из них;
- Закрепили имеющиеся представления о поведении при возможном возникновении пожара и правила его тушения различными средствами;
- Узнали о пожароопасных предметах; получили навык обращения в пожарную часть по номеру 101 в случае необходимости вызова службы пожаротушения, здоровом образе жизни;
- Появилось стремление к дальнейшему познанию окружающей действительности;
- Дети получили некоторые представления о возникновения огня в природе, в жизни человека о его пользе и разрушительной силе.
- Укрепились детско-родительские отношения
Заключительный этап.
- Викторина «Правила пожарной безопасности»
- Выставка рисунков «Пожарам - нет»
- Физкультурное развлечение «Огонь – друг, огонь - враг
Используемая литература.
- Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
- Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
- Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
- Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
- Детский сад от А до Я. #8470;4.
- Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.
- Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.
- Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
- Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
- Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...