Игры по ТРИЗ технологии
материал (старшая группа)

Андреева Ирина Cергеевна

Цель ТРИЗ  – научить детей выделять главные и второстепенные функции предмета, расширить познания детей о материалах, из которых изготавливают предметы, развить творческое воображение и обогатить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

;Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

● Есть ли в поле светлячки?

● Есть ли в море рыбки?

● Есть ли крылья у теленка?

● Есть ли клюв у поросенка?

● Есть ли гребень у горы?

● Есть ли двери у норы?

● Есть ли хвост у петуха?

● Есть ли ключ у скрипки?

● Есть ли рифма у стиха?

● Есть ли в нем ошибки?

#1048;МЯ – ДВИЖЕНИЕ. (ПО ПРИНЦИПУ СНЕЖНОГО КОМА)

Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так ( показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение

;НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

#1048;гра «Цепочка слов»

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд

5 Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

6 Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

- Лошадь (жеребёнок)

- Шкаф (доска)

- Хлеб (мука)

- Дуб (жёлудь)

-Лягушка (головастик)

-Бабочка (гусеница)

-Рубашка (ткань)

-Рыба (икринка).

7 Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

- все книги

- все спички

- все ручки

8 Дразнилка ( с 5-лет).

Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Правила игры:

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

В: Кошка.

Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

В: Пылесос.

Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

В: Мяч.

Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

В: Снег.

Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

В: Когда он может быть укрывалкой?

Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.

В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?

Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?

Д: Испарялочка, исчезалка…

В: Помидор.

Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.

Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.

В: Подразните его в этот момент!

Д: Украшалочка, украшалка.

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.

Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.

Ход игры:

Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?

Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).

В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.

9 По кругу (с 5 лет).

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.

Правила игры.

Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок повторяет словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку следующему игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры:

Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и передаёт следующему игроку и т.д.

10 «Цепочка».


Цель: учить определять разнообразные свойства объекта и подбирать объект к заданной характеристике.
Ход: первый ребёнок в ряду называет любой объект, второй – любое свойстводанного объекта, третий ребёнок подбирает определение к объекту, названному вторым ребёнком, четвёртый- другое свойство нового объекта и т.д.
Например,
Р1: - шар
Р2: - круглый
Р3: - колобок
Р4: - румяный
Р5: - ребёнок
Р6: - умный
И т.д.

11 «Купец».


Цель: находить у объекта многообразие свойств.
Ход: Выбирается один ребёнок- «купец» и один «продавец», остальные дети – «товар». Каждому ребёнку продавец называет на ухо его образ так, чтобы купец слышал. Затем купец обращается:
- Продавец, продай мне товар.
- А что тебе продать?
Купец описывает свойства товара. Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет.


12«Моё – не моё».


Цель: упражнять в подборе разнообразных свойств к определённому объекту.
Ход: каждый ребёнок наделяется определенным образом. Ведущий (лучше ведущим выбрать взрослого) бросает мяч по очереди каждому ребёнку и называет какое-либо качество, свойство. Если для этого образа/ объекта данный признак характерен, то ребёнок ловит мяч со словами «моё», если–нет, то отбрасывает мяч:«не моё».


13Теремок».


Цель:развивать способность к выделению признаков объектов и сравнению их по существенным признакам, нахождению сходства – отличия.
Ход: Ведущий «сидит в теремке» (условно) у детей имеются по одной предметной картинке. Поочерёдно каждый подходит и произносит условные слова (выделены курсивом в примере), дополняя называнием своего объекта, а затем и признаком его сходства с тем, кто уже в теремке. Первый вариант: дети сравнивают свой объект с объектом ведущего. Второй вариант: каждый следующий сравнивается с предыдущим. Например,
Р1: -Тук-тук, кто в тереме живёт?
В: - Я – стул.
Р1: - А я цифра 2. Пусти меня к себе жить.
В: - Пущу, если скажешь, чем мы похожи.
Р1: - У тебя по 2 ножки в два ряда, у тебя по бокам спинка закругляется

14 Что лишнее?»


Цель: упражнять в нахождении объекта/ов, не принадлежащих данной классификационной группе.
Ход: У каждого ребёнка имеется набор карточек разных классификационных групп.Посигналу дети закрывают глаза и ведущий обменивает1-3 карточки одного ребёнка с карточками другого ребёнка.Затем дети открывают глаза, находят у себя «лишние» картинки, называют - к какой классификационной группе они относятся и обмениваются с другим ребёнком на свои картинки.

15 Солнышко светит

Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.

Правила игры:

Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится...

Ход игры:

Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина, поезд...

16 Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если п

17 «Раньше – позже»

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

18 Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

19 Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос.

Например:

- Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто)? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

20 Игра « Что в чем?»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).

- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра на сравнение систем

;На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

#1048;гра «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функции объекта

Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него

Например:

Ведущий : - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Ведущий: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

23. Игра «Где живет (работает)?»

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

24. Игра «Вкус и запах».

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по ТРИЗ технологии

В данной статье приведено описание некоторых дидактических игр основанных на ТРИЗ технологии. Материал поможет начинающим педагогам разобраться в особенностях игр и на основании образцов придумать сво...

Консультация для родителей ДОУ "Игры по ТРИЗ – технологии для второй младшей группы".

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

Игры по ТРИЗ - технологии

Игры по ТРИЗ - технологии...

«Волшебный коврик» - авторская игра по ТРИЗ технологии

Данная игра предназначена для детей  с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Возрастная категория детей: 6-7 летЦель: Формирование мыслительных операций диалектического хара...

Игры по ТРИЗ технологии в ДОУ

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве,...

Символы к дидактической игре "Карусель" (ТРИЗ технология) по профессиональной ориентации.

Цель: систематизировать знания детей о профессиях. Учить подбирать свойства, признаки профессий по символам....

Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"

Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"...