Игры по ТРИЗ технологии
материал (старшая группа)
Цель ТРИЗ – научить детей выделять главные и второстепенные функции предмета, расширить познания детей о материалах, из которых изготавливают предметы, развить творческое воображение и обогатить словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
;Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
● Есть ли в поле светлячки?
● Есть ли в море рыбки?
● Есть ли крылья у теленка?
● Есть ли клюв у поросенка?
● Есть ли гребень у горы?
● Есть ли двери у норы?
● Есть ли хвост у петуха?
● Есть ли ключ у скрипки?
● Есть ли рифма у стиха?
● Есть ли в нем ошибки?
#1048;МЯ – ДВИЖЕНИЕ. (ПО ПРИНЦИПУ СНЕЖНОГО КОМА)
Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так ( показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение
;НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»
Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
#1048;гра «Цепочка слов»
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.
Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.
Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)
Воспитатель: А что ещё бывает холодным?
Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)
Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?
Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.
Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд
5 Игра «Что в чём»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход.
- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)
- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)
- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)
- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)
Дети должны назвать не менее 5 систем.
6 Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.
Например:
- Лошадь (жеребёнок)
- Шкаф (доска)
- Хлеб (мука)
- Дуб (жёлудь)
-Лягушка (головастик)
-Бабочка (гусеница)
-Рубашка (ткань)
-Рыба (икринка).
7 Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?
Дети: Липучками, кнопками, крючками…
- все книги
- все спички
- все ручки
8 Дразнилка ( с 5-лет).
Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
9 По кругу (с 5 лет).
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.
Правила игры.
Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок повторяет словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку следующему игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Ход игры:
Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и передаёт следующему игроку и т.д.
10 «Цепочка».
Цель: учить определять разнообразные свойства объекта и подбирать объект к заданной характеристике.
Ход: первый ребёнок в ряду называет любой объект, второй – любое свойстводанного объекта, третий ребёнок подбирает определение к объекту, названному вторым ребёнком, четвёртый- другое свойство нового объекта и т.д.
Например,
Р1: - шар
Р2: - круглый
Р3: - колобок
Р4: - румяный
Р5: - ребёнок
Р6: - умный
И т.д.
11 «Купец».
Цель: находить у объекта многообразие свойств.
Ход: Выбирается один ребёнок- «купец» и один «продавец», остальные дети – «товар». Каждому ребёнку продавец называет на ухо его образ так, чтобы купец слышал. Затем купец обращается:
- Продавец, продай мне товар.
- А что тебе продать?
Купец описывает свойства товара. Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет.
12«Моё – не моё».
Цель: упражнять в подборе разнообразных свойств к определённому объекту.
Ход: каждый ребёнок наделяется определенным образом. Ведущий (лучше ведущим выбрать взрослого) бросает мяч по очереди каждому ребёнку и называет какое-либо качество, свойство. Если для этого образа/ объекта данный признак характерен, то ребёнок ловит мяч со словами «моё», если–нет, то отбрасывает мяч:«не моё».
13Теремок».
Цель:развивать способность к выделению признаков объектов и сравнению их по существенным признакам, нахождению сходства – отличия.
Ход: Ведущий «сидит в теремке» (условно) у детей имеются по одной предметной картинке. Поочерёдно каждый подходит и произносит условные слова (выделены курсивом в примере), дополняя называнием своего объекта, а затем и признаком его сходства с тем, кто уже в теремке. Первый вариант: дети сравнивают свой объект с объектом ведущего. Второй вариант: каждый следующий сравнивается с предыдущим. Например,
Р1: -Тук-тук, кто в тереме живёт?
В: - Я – стул.
Р1: - А я цифра 2. Пусти меня к себе жить.
В: - Пущу, если скажешь, чем мы похожи.
Р1: - У тебя по 2 ножки в два ряда, у тебя по бокам спинка закругляется
14 Что лишнее?»
Цель: упражнять в нахождении объекта/ов, не принадлежащих данной классификационной группе.
Ход: У каждого ребёнка имеется набор карточек разных классификационных групп.Посигналу дети закрывают глаза и ведущий обменивает1-3 карточки одного ребёнка с карточками другого ребёнка.Затем дети открывают глаза, находят у себя «лишние» картинки, называют - к какой классификационной группе они относятся и обмениваются с другим ребёнком на свои картинки.
15 Солнышко светит
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится...
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина, поезд...
16 Ознакомление с окружающим миром.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь - это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
В: Листопад - это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами - плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если п
17 «Раньше – позже»
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
18 Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
19 Игра «Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос.
Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
И т.д.
20 Игра « Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра на сравнение систем
;На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
#1048;гра «Что умеет делать?»
Цель: учить выделять функции объекта
Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него
Например:
Ведущий : - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
23. Игра «Где живет (работает)?»
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
24. Игра «Вкус и запах».
Цель: развитие обонятельной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по ТРИЗ технологии
В данной статье приведено описание некоторых дидактических игр основанных на ТРИЗ технологии. Материал поможет начинающим педагогам разобраться в особенностях игр и на основании образцов придумать сво...
Консультация для родителей ДОУ "Игры по ТРИЗ – технологии для второй младшей группы".
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...
Игры по ТРИЗ - технологии
Игры по ТРИЗ - технологии...
«Волшебный коврик» - авторская игра по ТРИЗ технологии
Данная игра предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Возрастная категория детей: 6-7 летЦель: Формирование мыслительных операций диалектического хара...
Игры по ТРИЗ технологии в ДОУ
ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве,...
Символы к дидактической игре "Карусель" (ТРИЗ технология) по профессиональной ориентации.
Цель: систематизировать знания детей о профессиях. Учить подбирать свойства, признаки профессий по символам....
Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"
Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"...