Консультация для педагогов ДОУ «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «речевое развитие»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Александровна Фартух

В статье описывается использование технологии развивающих игр  "Дары Фрёбеля" в речевом развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovogo_nabor1.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «речевое развитие»

    Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.

Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Использование игрового набора помогает нам сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.

Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач.

Важно, что мы не просто должны дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но, в первую очередь, нам необходимо убедиться, что ребенку доступен материал, понятен и интересен. Обязательно нужно проводить параллели с реальной стороной жизни ребенка, приводить понятные ему примеры, уметь находить обратную связь и внимательно слушать и понимать мысли и чувства ребенка. 

Для каждого ребенка возникает стремление создать ситуацию успеха, чтобы каждый обучающийся смог испытать радость от познания нового, от осознания собственных возможностей и выявления личностных ресурсов. Ощущение собственной успешности способствует повышению образовательной мотивации дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Использование деталей набора Фребеля на занятиях развитие речи  позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекция звукопроизношения.

«Хлопни столько раз, сколько палочек » - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.

«Солнышко»повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.

«Гусеница»- назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.

«Бусы»- проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах.

«Бусы слов» - определение места звука в начале и конце слова. Развитие фонематического слуха. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторики, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

 Игры: «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка , определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.

«Шерстяные шарики» были применены на занятиях по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Ягоды сада и леса». Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбирали названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку был предложен один шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывал на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт. Таким образом, решались ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря-признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия.

«Игра «Что бывает?» : дети выбирают себе фишку (кольцо) любого цвета и называют то, что бывает такого же цвета, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой. Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.

«Подбери слово-действие»: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.

«Подбери признаки к словам»: День зимой (какой?) – ясный, солнечный, морозный, хмурый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.

«Подготовка к обучению грамоте»

Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур

Выкладывание схем слов из фишек

 «Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.

Формирование навыков чтения и письма. Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа
 
Игра «Выложи букву» , «Выложи слог»,  «Звуковой анализ слова»

 Развитие связной речи

Придумывание предложений по заданной графической схеме.

Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.

Выкладывание сюжета сказки (Придумывание продолжения сюжета: «А что произошло потом?») с помощью дидактических наборов.

Обыгрывание сказок.

 «Дары» помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись

Руку смени и другим улыбнись.

«Развитие мелкой моторики»

Игры с шерстяными мячами

Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур

Конструирование из геометрических тел

Нанизывание бусин

«Шнуровка»

«Мозаика».

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...

Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»....

Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Консультация для педагогов:«Использование игрового набора «Дары Фребеля»в образовательной области«Художественно-эстетическое развитие»....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «речевое развитие»мастер-класс для педагогов Важность игры для детей дошкольного возраста отм...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Консультация-собрание для родителей «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель консультации - развитие компетенций родителей по использованию игрового набора "Дары Фребеля". Представлен теоретический и практический материал...