Песня, где её начало...
материал
«Запоют дети – запоёт народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_gde_eyo_nachalo.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕСНЯ, ГДЕ ЕЁ НАЧАЛО?»
(распевание и вокальные упражнения в детском саду)
«Запоют дети – запоёт народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребёнка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребёнок укрепляет своё здоровье.
Творческая работа музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда и исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.
Распевание необходимо, особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.
По программе распевание на занятиях занимает минимальное время. Для распевания берутся небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы и предложения простейших песен с плавным голосоведением. Если требуется расширить диапазон голосов детей, то, безусловно, начать распевание следует со звука соль1, чтобы «достать» звук ре2, который является предельным для дошкольников звуком. Звук до1 для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать. Диапазон распевок и вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Об этом говорится в книге И. И. Левидова «Охрана и культура детского голоса».
Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит перед педагогом и детьми различные цели и задачи.
При распевании не ограничиваемся только одним темпом. Кроме медленного, петь в умеренном – скором и быстром темпах. Изменение темпа ведёт за собой изменение длительностей и ритма. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи.
Вместе с тем, никогда не следует забывать о медленном темпе. Если дети будут петь лишь восьмые и шестнадцатые ноты, они никогда не научатся петь. Именно четвертные, половинные и целые длительности нот закладывают фундамент вокально-певческих навыков. Только медленный темп может научить детей протяжному, напевно-кантиленному исполнению.
Изменение темпа ведёт за собой также изменение характера звуковедения. В медленном темпе лучше всего использовать легато, а в быстром – стаккато. Применение разнообразных методических приёмов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не даёт детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.
В понимании детей звук можно «положить» куда-либо. Некоторые физические явления дошкольники осуществляют и придают им предметные значения. Стало быть, дети могут «перекладывать» звук с полки на полку. Особенно это легко продемонстрировать на фланелеграфе или коврографе. Показывая движением руки, как петь, выше или ниже – помогает воспитанникам точнее интонировать звуки, особенно когда распевка построена на звуках различной высоты с модуляцией в разные тональности.
Говоря о вокальных упражнениях, невольно хочется сравнить их с физическими упражнениями типа разминок. Известно, что волейболисты, упражняясь с одним и тем же мячом, проделывают свыше десяти манипуляций (удары по мячу снизу, сверху, сбоку с различной силой и быстротой). Точно так же происходит и с вокальными упражнениями. Только здесь совсем другие манипуляции.
Многократный повтор упражнения немыслим без варьирования, без постановки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются педагогом на музыкальных занятиях. Вполне понятно, что если они будут распевать попевку только в одном темпе, к которому привыкают, то в быстром темпе уже не споют как положено. Но если дети регулярно распеваются в разных темпах, то естественно, дети без труда споют в любом темпе. Однообразный темп распевок противоречит основам современного хороведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....
Сценарий праздника " Родительский дом - начало начал"
Праздник посвящен национальным традициям почитания и уважения к старшему поколению в хакасской и русской культуре. По хакасскому обычаю день почитания пожилых людей проводится в ноябре. Этому и ...
Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.
Любовь к Родине рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...
Родительский дом -начало начал
Презентация для детей старшего дошкольного возраста, на тему "Моя семья"...
Методическая разработка Грачёвой Зинаиды Никитичны, музыкального руководителя МБДОУ д/с к/в №31 Славянского района, Краснодарского края. Старая добрая песня «Пирожки» с «новой начинкой» .
Методическая разработка Грачёвой Зинаиды Никитичны, музыкального руководителя МБДОУ д/с к/в №31Славянского района, Краснодарского края. Старая добрая песня «Пирожки» с «новой начинкой»....
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Песня Печки, Песня Речки, Песня Яблони для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный материал к сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к авторскому сценарию "Проделки Бабы Яги"...