Методические рекомендации дидактических игр для детей раннего возраста
методическая разработка
Задачи дидактических игр
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:
- по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
- по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
- по ознакомлению с природой;
- по ознакомлению с предметным миром.
- Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
- развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
- нравственное воспитание малышей;
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_didakticheskih_igr.docx | 450.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Задачи дидактических игр
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:
- по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
- по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
- по ознакомлению с природой;
- по ознакомлению с предметным миром.
- Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
- развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
- нравственное воспитание малышей;
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Приёмы
При проведении дидактической игры с малышами группы раннего возраста наиболее целесообразными приёмами являются:
- внезапное появление объектов, игрушек;
- загадывание и отгадывание загадок;
- чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
- создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
- обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
- сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
- изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
- показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
- демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
- элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
Это важно. В группе раннего возраста воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.
Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте
Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в группе раннего возраста предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
- Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
- Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром младшего воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
- У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
- Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
- В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
- Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
- Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
Организация игры включает в себя:
- подготовку к проведению;
- непосредственно игровую деятельность;
- анализ.
При подготовке игры воспитатель должен:
- отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
- провести предварительную работу с детьми.
Игра по стихам А. Барто (для карусели)
Цель: Развивать художественно – речевые навыки. Развивать слуховые и зрительные анализаторы, память внимание.
Материал: кукла, лошадка, зайка, мишку, бычок, самолет.
Ход. В каруселях в кармашках разложены игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишку, бычок, самолет. Воспитатель читает стихотворение, ребенок находит игрушку.
Игра: «Кто как кричит» (карусель)
Цель: Развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Учить произносить слова отчётливо и внятно. Воспитывать любовь к животным.
Материал: Игрушечные животные: кошка, собака, петушок, курица, цыплята, гусь.
Ход занятия.
Воспитатель создаёт игровую. Приглашает детей к карусели и обращает внимание на животных, которые сидят в кармашках.
Ребята послушайте, кто может так кричать «Мяу - мяу», дети
показывают, что это так кричит кошка. Воспитатель берет кошку из кармашка и вместе с детьми проговаривает словосочетание «Мяу – мяу». Аналогично обыгрываем ситуацию с остальными животными.
Игра с магнитной корзиной: Дидактическую игру
«Найди половинку.
Цель: учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.
Материал: картинки – половинки.
Ход. Перед ребенком на магнитной корзинке разложены картинки – половинки. Образец картинок находится на шаре перед детьми. Ребенок складывает половинку и получается целая часть.
Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»
Цель: Продолжать учить находить малышей домашних животных и называть их; развивать речь детей, память, мышление; воспитывать любовь к животным.
Материал: картинки «Домашние животные и их малыши».
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар, в котором изображена мама малыша животного. В магнитной корзине, находятся детеныши животных. Ребенку предлагает найти детеныша.
Игра: «Подбери фигуру» вторая группа раннего возраста.
Дидактическая задача: учить детей раннего возраста запоминать геометрические фигуры, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Демонстрационный материал: магнитные фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Ход игры:
1. Внести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.
Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на нарисованную фигуру и только при полном совпадении – прикреплять магнитом формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры так, чтобы они совпадали с нарисованными.
Заключение. « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Игра: «Кому какая форма»
Дидактическая задача: научить детей раннего возраста группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наглядный материал: большие мишка и матрешка.
Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.
Ход:
1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки нашли такие же фигуры на стене и прикрепили их. демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой поднос - мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
Заключение. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь принесите подносы с овалами, отдадим их мишке. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Продолжать закреплять основные цвета, развивать у детей память, мышление, сообразительность.
Материал: На стене нарисованы геометрические фигуры с магнитными «ручками»: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Раздаточный материал: На подносе лежат карточки с такими же геометрическими фигурами, по два набора каждой фигуры.
Ход
Ребята, к нам в гости пришёл Степашка. Он принёс с собой геометрические фигуры. Дети рассматривают геометрические фигуры, вместе со Степашкой. Затем Степашка предлагает детям поиграть в игру «Подбери фигуру». Дети берут геометрическую фигуру и соотносят его с фигурой на стене, прикрепляя к магнитным «ручкам». Дети благодарят Степашку за игру и прощаются с ним до следующего раза.
Игра Кто, где стоит (для грифельной стены)
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.
Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.
Ход игры
Воспитатель показывает картинки с изображением животных и предлагает детям назвать их (собака, кошка) После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Что стоит рядом с ней?» (Дом). «Кто сидит справой стороны от домика?» (собака) и т.д. Дети отвечают. Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: определить и назвать недостающую часть, нарисованную на грифельной стене.
Задачи: развивать у детей мышление, внимание, наблюдательность, зрительную память.
Ход игры: Дети рассматривают изображения на стене и называют недостающие части. Воспитатель вместе с детьми дорисовывают недостающие части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактические игры для детей раннего возраста
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активно...
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...
Методическое пособие "Дидактическая игра для детей раннего возраста"
Методическое пособие "Дидактическая игра для детей 2-3 лет"...
Методические рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узна...
Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"
Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...