"Буквотвистер"
методическая разработка (подготовительная группа)
В настоящее время в соответствии с ФГОС возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. Актуальность обучения в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является готовность к овладению грамотой. В условиях реализации ФГОС ДО задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы работы с детьми, в данном случае с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedna_vyst_avtosohranennyy.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка «Буквотвистер»
В настоящее время в соответствии с ФГОС возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. Актуальность обучения в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является готовность к овладению грамотой. В условиях реализации ФГОС ДО задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы работы с детьми, в данном случае с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Я работаю воспитателем в логопедической группе. Из опыта работы с такими детьми мне известно, что детям с нарушениями речи необходимо уделять внимание не только речевому развитию, но и другим психическим процессам, а так же формированию координации движений, мелкой и крупной моторики .
Сегодня я хочу представить вам технологию обучения детей грамоте, разработанную мной на основе игры «Твистер». Но я, данную игру решила назвать «Буквотвистер».
В ходе игры в обычный твистер, мне пришла идея использовать в ней изучаемые на занятиях буквы, так как игра – основной вид деятельности дошкольников, через который лучше усваивается любой материал.
Целью моей педнаходки является закрепление знаний детей по обучению грамоте в игровой деятельности.
Для реализации цели мной были сформулированы обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить и автоматизировать изучаемые буквы
2.Совершенствовать навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов.
3.Обогащать словарный запас.
Развивающие:
1. Стимулировать речевое развитие.
1.Развивать зрительную и слоговую память.
2.Развивать пространственное восприятие, ориентировку на плоскости относительно своего тела.
3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями, тактильную чувствительность.
4.Развивать логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.
2.Воспитывать бережное отношение к используемому оборудованию.
Буквотвистер многогранен в использовании:
В виде:
1.Дидактического материала;
2.Малоподвижной игры;
4.Сенсорной (тактильной) игры;
5.Игр на закрепление букв, навыков слогового анализа и синтеза, чтения слогов и слов.
В буквотвистер входят:
1.Игровое поле;
2.Набор карточек с буквами, слогами и словами (односложными, двухсложными) на магнитах;
5.Магниты на кругах поля;
6.Сенсорные мешочки;
7.Рулетка.
Использование «Буквотвистера» заключается в том, что на круги игрового поля закрепила магниты, включила в игру сенсорные мешочки из ярких тканей, изготовила буквы на магнитах.
Ребенок берет мешочек и бросает его на любую букву поля. Становится на сектор, называет букву, затем слово на этот звук. Другой прием, когда ведущий называет ребенку, стоящему уже на любой букве, дополнительно вторую букву и предлагает составить слог из них. Задание усложняется тем, что ребенок должен дотянуться рукой или ногой до второй буквы, удерживая равновесие.
Игровая ситуация настолько заинтересовала детей, что я в дальнейшем расширила в данной игре содержание работы по обучению грамоте. Дидактическое пособие пополнила карточками со слогами и словами. Подключила рулетку, которую крутят сами дети, а мешочки метают по желанию на любой слог, слово, тем самым проявляя собственную инициативу. Естественно, они прочитывают данные слоги и слова.
Приведу пример задания с рулеткой. Ведущий крутит стрелку рулетки, и говорит, куда поставить игрокам руку или ногу, (поочередно каждому игроку, если играют несколько детей), указывая на какие буквы, слог или слово вставать. Здесь можно дать задания определить количество слогов в том или ином слове или назвать количество звуков в нем.
Еще один пример усложненного игрового задания: игрок бросает мешочек на поле с карточками слов, читает слово, потом составляет с этим словом предложение.
Во время игры дети передвигаются постоянно по полю, находясь в двигательной активности. Это позволяет объединять движение с речью и поддерживать интерес детей к изучаемому материалу.
В результате применения «Буквотвистера», дети стали с интересом и большим желанием запоминать буквы, читать, обучаться грамоте. У ребят улучшилась связная речь, сформировался навык звукового анализа и синтеза, обогатился словарный запас. Игра позволила детям более уверенно ориентироваться в пространстве, на плоскости относительно своего тела. В ходе игры у детей заметно улучшилась координация движений, равновесие, они стали выносливее, что позволяет продлевать игру на большее количество времени, по пожеланию детей.