"Буквотвистер"
методическая разработка (подготовительная группа)

Гайворонская Евгения Александровна

В настоящее время в соответствии с ФГОС возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. Актуальность обучения  в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является готовность к овладению грамотой. В условиях реализации ФГОС ДО задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы работы с детьми, в данном случае с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedna_vyst_avtosohranennyy.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка «Буквотвистер»

   В настоящее время в соответствии с ФГОС возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. Актуальность обучения  в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является готовность к овладению грамотой. В условиях реализации ФГОС ДО задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы работы с детьми, в данном случае с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

    Я работаю воспитателем в логопедической группе. Из опыта работы с такими детьми мне известно, что детям с нарушениями речи необходимо  уделять внимание не только речевому развитию, но и другим психическим процессам, а так же формированию координации движений,  мелкой и крупной моторики .  

   Сегодня я хочу представить вам технологию обучения детей грамоте, разработанную мной на основе игры «Твистер». Но я, данную игру  решила назвать «Буквотвистер».

     В ходе игры в обычный твистер, мне пришла идея использовать в ней изучаемые на занятиях буквы, так как игра – основной вид деятельности дошкольников, через который лучше усваивается любой материал.  

Целью моей педнаходки является закрепление знаний детей по обучению грамоте в игровой деятельности.

Для реализации цели мной были сформулированы обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить и автоматизировать изучаемые буквы

2.Совершенствовать навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов.

3.Обогащать словарный запас.

Развивающие:

1. Стимулировать речевое развитие.

1.Развивать зрительную и слоговую память.

2.Развивать пространственное восприятие, ориентировку на плоскости относительно своего тела.

3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями, тактильную чувствительность.

4.Развивать логическое мышление, воображение.

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

2.Воспитывать бережное отношение к используемому оборудованию.

  Буквотвистер   многогранен в использовании:

В виде:

1.Дидактического материала;

2.Малоподвижной игры;

4.Сенсорной (тактильной) игры;

5.Игр на закрепление букв,  навыков слогового анализа и синтеза, чтения слогов и слов.

В буквотвистер входят:

1.Игровое поле;

2.Набор карточек с буквами, слогами и словами (односложными, двухсложными) на магнитах;

5.Магниты на кругах поля;

6.Сенсорные мешочки;

7.Рулетка.

     

    Использование «Буквотвистера» заключается в том, что на круги игрового поля закрепила магниты, включила  в игру сенсорные мешочки из ярких тканей, изготовила буквы на магнитах.

    Ребенок берет мешочек и бросает его на любую букву поля. Становится на сектор, называет букву, затем слово на этот звук. Другой прием, когда ведущий называет ребенку, стоящему уже на любой букве, дополнительно вторую букву и предлагает составить слог из них. Задание усложняется тем, что ребенок должен дотянуться рукой или ногой до второй буквы, удерживая равновесие.

    Игровая ситуация настолько заинтересовала детей, что я в дальнейшем расширила в данной игре содержание работы по обучению грамоте. Дидактическое пособие пополнила карточками со слогами и словами.    Подключила рулетку, которую крутят сами дети, а мешочки метают по желанию на любой слог, слово, тем самым проявляя собственную инициативу. Естественно, они прочитывают данные слоги и слова.

     Приведу пример задания с рулеткой. Ведущий крутит стрелку рулетки, и говорит, куда поставить игрокам руку или ногу, (поочередно каждому игроку, если играют несколько детей), указывая на какие буквы, слог или слово вставать. Здесь можно дать задания определить количество слогов в том или ином слове или назвать количество звуков в нем.

Еще один пример усложненного  игрового задания: игрок бросает мешочек на поле с карточками слов,  читает слово, потом составляет с этим словом предложение.

Во время игры дети передвигаются постоянно по полю, находясь  в двигательной активности. Это позволяет объединять движение с речью и поддерживать интерес детей к изучаемому материалу.

  В результате применения «Буквотвистера», дети стали с интересом и большим желанием запоминать буквы, читать, обучаться грамоте. У ребят улучшилась связная речь, сформировался навык звукового анализа и синтеза, обогатился словарный запас.  Игра позволила детям  более уверенно ориентироваться в пространстве, на плоскости относительно своего тела. В ходе игры у детей  заметно улучшилась координация движений, равновесие, они стали выносливее, что позволяет продлевать игру на большее количество времени, по пожеланию детей.