Мини-музей Волшебный мир бумаги
методическая разработка (старшая группа)

Черкасова Ольга Николаевна

  Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности.  Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_volshebnyy_mir_bumagi.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-МУЗЕЙ  «Волшебный мир бумаги»

Авто –составитель: воспитатель Черкасова О.Н.

Актуальность 

 Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности.  Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

  Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности.  Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.

Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованной. Это касается развития детей, их творчества, но и самым прочным элементом международных соглашений по- прежнему остается бумага.

По мнению О.В.Дыбиной,  познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников  в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, актуальность поднятой тематики  выбрали работу над проектом «Волшебный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна,  интересна, познавательна, увлекательна и общественно-значима  для наших детей.

Проблема . В наше быстротечное время , необходимо научить детей  бережному отношению к окружающей природе. В частности к лесу, деревьям, и как продукту получения из древесины бумаге.

Новизна    мини –музея  заключается подборе материалов, для  создания условий развития экологической бережливости у детей, также развитие  художественно-эстетического взгляда у детей.

Цель:  Формирование и расширение  у детей  представлений о бумаге, ее свойствах.

Привлечение внимания детей, родителей  к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию.

 Задачи (обучающие, развивающие, задачи воспитания)

Обучающие:

  • Формирование и расширение  у детей  представлений о бумаге, ее свойствах.
  • Совершенствование познавательных действий детей,  возможности  реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развитие  образного представления о возможностях предметов, умения конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  • научить применять знания, полученные при ознакомлении детей со свойствами бумаги в самостоятельной творческой деятельности; 
  •  способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности;
  • повысить педагогическую культуру родителей.

    Развивающие :

 

            Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы и совместной   деятельности.

  • Развивать  творческое мышление и  креативность воображения у детей.
  • развивать умение видеть красоту изделий  из бумаги , формировать эстетический вкус.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к бумаге;

воспитывать  у детей экологическую культуру и навыки рационального природопользования.

Объект исследования –познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – бумага, как предмет исследования, её применение в художественно – продуктивной деятельности  и творческом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Выдвижение гипотезы- включение ребёнка в различные виды художественно-продуктивной  деятельности, основанные на материале работы с  видами бумаги.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители.

Основные формы, средства и методы реализации проекта:

Формы: НООД, развлечения , совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов, совместная деятельность детей и родителей.

Средства:

• игровая деятельность - дидактические, подвижные, театрализованные игры.

•продуктивная деятельность –  аппликация, оригами, скрапбукинг (элементы), детский дизайн.

Методы:

• словесные - объяснение, описание, беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок;

• наглядные - наблюдения, показ способов действия, рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений;

• практические - обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ, метод моделирования.

Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы).

Наглядный материал (подлинные изделия, иллюстрации, альбомы)

Материалы для художественной деятельности: краски  гуашевые, бумага белая и цветная, белый картон, цветной картон, бархатная  бумага, фломастеры, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для клея, клей, ножницы, цветные карандаши, , бумажные салфетки, клеенки.

В речевом центре(книжный уголок)  - альбомы, дидактические игры

В центре науки (уголок экспериментирования)-  фартуки, баночки, вода, краски, салфетки.

В уголке изодеятельности –  ножницы, клей, схемы, материалы для творческих работ.

Материально-техническое обеспечение: фотоаппарат, компьютер, магнитофон; магнитная доска, мольберт.

Этапы реализации:

     1  этап - подготовительный.(март-май .Сентябрь 2024)

        Подбор художественной литературы: стихотворений, загадок, пословиц, сказок; речевых игр, исторических справок, иллюстраций; сбор коллекции разных видов  бумаги, создание презентаций.

     2 этап – познавательно – исследовательский (сентябрь  октябрь 2024- май 2025)

       Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства; рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»;  рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками; проведение мастер- классов с педагогами и родителями.

     3 этап - заключительный     (Май 2025)

Обобщение результатов работы в виде оформления выставки  работ из бумаги,  создание экологического знака, изготовление платья для куклы из бросового материала (листов бумаги, использованных с одной стороны), итогового занятия  экологической направленности, защита проекта, организация фотовыставки, трансляция опыта работы путем размещения материала на сайте учреждения и публикации в интернет - сообществе.

Ожидаемый результат

  1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
  2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
  3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
  4. Повышение уровня экологической культуры.
  5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
  6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
  7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
  8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.

Предполагаемый продукт проекта:  выставка творческих работ детей, презентация к занятиям, презентация – отчет, мастер- классы родителей,  систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме, защита проекта, трансляция опыта через публикации и размещение материала на сайте учреждения.

Список литературы

-  О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика - синтез, М,                                             2011

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017

- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012

- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.: Педагогическое общество России, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей «Волшебные крестики»

Профиль музея: познавательный.Задачи:  1.     Познакомить учащихся с вышивкой крестом, её особенностями.2.     Развитие таких качеств как познава...

Фотоотчет по мини-музею "Волшебный мир бумаги"

Проект по созданию детского мини-музея...

Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

Мини-музей "Волшебные ракушки".

- познакомить детей с разными видамираковин;-воспитывать интерес к окружающему миру;- развивать у детей интерес к познавательной деятельности....

Мини-музей "Волшебная ниточка"

Обогащение предметно-пространственной среды в группе.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. Формирование у дошкольников представление о музее. Расширение кругозора дошк...