Мастер-класс
опыты и эксперименты (средняя группа)

Эльвира Аделовна Эльдерова

Цель: Продемонстрировать некоторые опыты в экспериментальной деятельности детей.  Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1.    Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми

2.    Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей

Повысить профессиональное мастерство педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1

Мастер-класс по экспериментированию

для воспитателей

на тему:

«Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Эльдерова Эльвира Аделовна

                                            Кувшиново 2024 г.

Цель: Продемонстрировать некоторые опыты в экспериментальной деятельности детей.  Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми
  2. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей
  3. Повысить профессиональное мастерство педагогов

План проведения мастер-класса:

  1. Организационная часть – представление технологии.
  2. Практическая часть – совместное экспериментирование (3 опыта).
  3. Заключительная часть - рефлексия.

Ход мастер-класса

  1. Организационная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста». Он будет посвящён опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.   

Что же такое эксперимент?

Эксперимент – от латинского (проба,опыт)- процедура выполняемая для опровержения или подтверждения той или иной гипотезы или теории.

Основные этапы экспериментирования включают:

  1. Формулирование гипотезы — предположение о том, как что-то работает или какое влияние что-то оказывает.
  2. Планирование эксперимента — разработка методологии, выбор необходимых инструментов и ресурсов.
  3. Проведение эксперимента — сбор данных в контролируемых условиях.
  4. Анализ данных — обработка и интерпретация собранных данных для выявления закономерностей.
  5. Подведение итогов — проверка гипотезы, формулирование выводов и, возможно, выдвижение новых гипотез.

Экспериментирование может быть как количественным, так и качественным, в зависимости от целей и метода исследования.

Цель экспериментирования в детском саду заключается в развитии у детей научного мышления, критического подхода к информации и навыков решения проблем. Благодаря практике они могут научиться наблюдать, анализировать, делать выводы, что способствует их познавательному развитию.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.     

Творческая деятельность каждого ребенка будет продуктивнее, если он много видит и слышит, узнает и усваивает, и тем более, если он делает это своими руками.

Все дети от природы являются исследователями всего окружающего мира. Окружающее открывается малышу через его личные действия, ощущения, переживания – через это ребенок познает мир. Ребенок изучает окружающее всеми пятью видами чувств. Почему с возрастом у многих детей пропадает интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности?

  Наверно, лучше спросить нас – взрослых. Как мы обычно реагируем на стремление ребенка к изучению мира? «Не трогай песок, не лезь в лужу, выброси это, не трогай, замараешься. Через некоторое время подросший ребенок также говорит и другим детям, и ему уже не любопытно, почему идет снег или дождь, откуда дует ветер, почему осенью опадает листва. Возможно, это мы - взрослые, утратили интерес к миру, окружающему нас, и поэтому больше не исследуем и не наблюдаем.

Поэтому для того, чтобы наши дети сохранили эту способность исследовать – важно их поддерживать! Не важно, что во время изучения мира испачкается одежда, замараются ручки - это все можно отмыть и постирать, а вот исчезнувший с возрастом интерес к миру уже не восстановить.  

Эксперименты - стимулируют любознательность.  Все дети любознательны от природы, а эксперименты помогают удовлетворить их стремление к исследованиям мира. Познавая различные явления и процессы, они открывают для себя что-то новое каждый день и получают огромное удовольствие. Это мотивирует их продолжать учиться. Детская любознательность – это нормальное состояние ребенка. Замечательно, если ребенок задает вопросы! На эти детские «почему» надо обязательно отвечать, желательно понятным для детей языком, а еще лучше похвалить за желание познать. Но еще лучше, если мы будем направлять ребенка самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы: опытным или энциклопедическим путем.

Каждый ребенок может очень легко найти разнообразные объекты для изучения. Для детей весь окружающий мир – огромная лаборатория для экспериментов. Из ребенка-исследователя при поддержке родителей и педагогов вырастет прекрасный взрослый-исследователь. Такой человек будет не просто умным, но и очень наблюдательным, умеющим логически мыслить и делать выводы. Такой взрослый будет находить вокруг много необычного и любопытного, он будет уметь радоваться и искренне удивляться всему, что видит вокруг.

Объясняя процесс экспериментирования, воспитатель должен использовать простые и понятные слова, иллюстрируя свои объяснения визуальными примерами. Это поможет детям лучше понять суть опыта.

Тему для экспериментов я выбираю с учетом интересов детей, а так же в соответствии с тематикой. В своей работе я использую разные виды экспериментов. Это эксперименты с реальным объектами и абстрактными.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному» : педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

1)действие показывает педагог;

2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

3)иногда ошибку сознательно совершает сам педагог : с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

  1. Практическая часть

Я сегодня хочу показать вам несколько видов экспериментов с жидкостями и воздухом.

1 опыт «Молочные реки»

Этот опыт демонстрирует принципы молекулярной физики и химии, особенно взаимодействие между молекулами и поверхностным натяжением.

 

Что нужно для опыта:

  1. Тарелка
  2. Молоко
  3. Красители
  4. Ватная палочка
  5. Моющее средство

Инструкции для объяснения:

  1. Описание эксперимента:
  • Налейте немного молока в плоскую тарелку.
  • Добавьте несколько капель пищевого красителя (например, красный, синий и т.д.) в разные места на поверхности молока.
  • Затем возьмите ватную палочку и смочите ее моющим средством (например, жидким мылом или другим моющим средством).
  • Потрите ватную палочку о поверхность молока, не прижимая ее сильно.
  1. Наблюдение:
  • На поверхности молока появится движение: краситель будет уходить от ватной палочки. Вы увидите, как образуются красивые цветные узоры.
  1. Объяснение явления:
  • Поверхностное натяжение: Молоко, как и все жидкости, имеет поверхность, на которой молекулы притягиваются друг к другу и вызывают поверхностное натяжение. Это натяжение удерживает молекулы молока вместе и препятствует смешиванию красителя с молоком.
  • Влияние моющего средства: Когда ватная палочка, смоченная моющим средством, касается поверхности молока, агрессивные молекулы моющего средства нарушают поверхностное натяжение. Моющее средство работает как эмульгатор, и его молекулы взаимодействуют как с молоком, так и с красителем.
  • Эффект перемешивания: В результате этого нарушения краситель начинает растекаться по молоку, стремясь занять пространство, освободившееся в результате снижения натяжения. Таким образом, вы наблюдаете красивые цветные узоры.

Заключение: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

2 опыт «Не смешивающиеся жидкости»

Что нужно для опыта:

  1. Колба
  2. Банка
  3. Вода
  4. Молоко
  5. Масло.
  6. Красители.

 

Наливаем воду в стакан. Затем масло и капли красителя. Все мешаем палочкой. После заливаем в большой сосуд с водой.

Опыт с наливанием воды в стакан, а сверху масла и красителя, демонстрирует несколько интересных физических явлений, связанных с различием в плотности и смешивании жидкостей. Вот объяснение шаг за шагом:

Различие в плотности: Вода и масло имеют разные плотности. Вода плотнее масла, поэтому, когда вы наливаете масло на воду, оно не смешивается, а остается на поверхности. Это создает четкий слой: вода внизу, масло сверху.

Динамика жидкостей: Если слегка встряхнуть стакан, вы увидите, как краситель перемещается через масло и смешивается с водой. Это демонстрирует, как жидкости могут взаимодействовать под воздействием механических сил.

Такой эксперимент наглядно показывает основные принципы физики и химии, в частности, концепции плотности и смешиваемости различных жидкостей.

                                            3 опыт «Надуваем воздушный шарик»

          Что нужно для опыта:

  1. Пластиковая бутылка
  2. Воздушный шар
  3. Уксус
  4. Сода пищевая
  5. Ложка  

  1. Подготовка: Наливаем уксус в пластиковую бутылку примерно на одну треть.
  2. Добавление соды: В воздушный шарик кладем несколько ложек пищевой соды.
  3. Закрепление шарика: Осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки, не давая соде попасть в уксус. Убедимся, что он плотно закреплён, чтобы ничего не вытекало.
  4. Реакция: Когда будем готовы, поднимаем шарик и даем соде упасть в уксус.
  5. Наблюдение: Сразу начнётся реакция между уксусом и содой, в результате которой выделяется углекислый газ. Это приведет к тому, что шарик начнет наполняться газом и увеличивается в размере.

Объяснение:

При смешивании уксуса (кислоты) и пищевой соды (щелочи) происходит химическая реакция, в результате которой образуются углекислый газ (CO₂), вода и ацетат натрия. Выделяющийся газ заполняет шарик, и он начинает растягиваться.

Важные замечания:

  • Будьте осторожны во время эксперимента; лучше проводить его под присмотром взрослых.
  • Не стоит надувать шарик слишком сильно, чтобы он не лопнул.
  • Убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы, прежде чем начинать.

Этот простой эксперимент не только наглядно демонстрирует основные принципы химии, но и приносит удовольствие.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

3.Заключительная часть - рефлексия.

Если мой мастер-класс был плодотворным , поднимите улыбку, но если вам он показался скучным и не увлекательным, поднимите язычок.    

     Библиографический список 

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О. В. Дыбина. - М., ТЦ Сфера, 2005. – 192

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. - М., 2003. – 56 с.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...