Родительское собрание в средней группе на тему: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ, ДЕТСКОМ САДУ, СОЦИУМЕ»
методическая разработка
Родительское собрание в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе на тему:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ, ДЕТСКОМ САДУ, СОЦИУМЕ»
Цель: формирование у родителей представлений о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье, детском саду, социуме.
Задачи:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
- способствовать сплочению родительского коллектива;
- способствовать формированию представлений о семье и семейных ценностях в жизни человека.
- создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 119» г. Саратова
Форма проведения: круглый стол
Участники: администрация ДОУ, педагоги, родители
План проведения собрания:
- Вступительная часть – заведующий Е.С. Антонова;
- Роль семьи, детского сада, социума в воспитании у ребенка духовно - нравственных качеств – старший воспитатель С.А. Голубкина;
- Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника – воспитатель И.А. Гаджиева;
- Семейные традиции как способ воспитания духовно – нравственных качеств дошкольника – воспитатель О.Н. Юрина;
- Заключительная часть – заведующий Е.С. Антонова.
- Вступительная часть
Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 в целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи.
Особое значение имеет семья в жизни ребёнка, его становлении и поведении. В семье формируются все качества личности.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования говорится, что к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
На собрании мы разберем какую роль играет семья, детский сад, социум в воспитании у ребенка духовно - нравственных качеств, узнаем способы развития нравственных качеств у детей.
2. Роль семьи, детского сада, социума в воспитании у ребенка духовно - нравственных качеств
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение моральных, нравственных, социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Что же такое «Духовно – нравственное воспитание»? Мнения и ответы родителей.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
- Формирование личностной, семейной, общечеловеческой культуры;
- Создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
- Воспитание положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, формирование чувства собственного достоинства;
- Формирование первоначальных представлений о себе самом, о природном и социальном мире, в котором он живет, о малой Родине и Отечестве;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства, музыки, фольклора, художественной литературы России и народов нашей страны.
Детский сад играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей.
Вот некоторые задачи, которые выполняет детский сад:
- Воспитание гуманного отношения к окружающему миру и природе;
- Формирование начальных представлений детей об истории и традициях страны, приобщение к общечеловеческим ценностям посредством художественной литературы;
- Воспитание добрых отношений к окружающим;
- Формирование нравственных норм поведения: вежливости в общении, способности уважительного и доброго отношения друг к другу, к живой природе;
- Воспитание трудолюбия, коллективизма, заботливости.
Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли.
Как вы думаете, какие это факторы? Ответы родителей.
Факторы формирования личности: СЕМЬЯ, СОЦИУМ, ДЕТСКИЙ САД.
А какой фактор является главным в духовно – нравственном воспитании ребенка? Ответы родителей.
Именно семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно - нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения и найдут пути решения этой задачи на своем уровне.
3. Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника
Уважаемые родители, что может помочь в воспитании нравственных качеств?
А) Конечно же сказки. Они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Читаете ли вы детям сказки? Ответы родителей.
Б) Еще один помощник – это мультфильм.
Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.
В федеральной образовательной программе приведён примерный перечень художественной литературы и мультипликационных фильмов, которые направлены на нравственное воспитание детей.
А какие мультфильмы смотрят ваши дети? Ответы родителей.
В) Участие в акциях.
Одна из форм работы, в духовно-нравственном воспитании, которая стала хорошей традицией в нашем детском саду это проведение различных акций.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие личности дошкольника, а также на его социальную адаптацию. В ходе социальных и благотворительных акций идет воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей и взрослых.
Почему мы выбрали это направление? На наш, взгляд использование акций в детском саду способствует решению многих проблем духовно-нравственного воспитания и позволяет достигать хороших результатов. Акция экономична по времени, оригинальные приёмы, практическая деятельность поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Виды акций всегда являются тематическими. То есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею.
В нашем детском саду проводятся акции различной направленности:
- гражданско-патриотические;
- экологические.
Мы активно участвуем в акциях «Водорослям крышка», «БумБатл», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Цветущий детский сад», «Сад памяти».
Большое внимание уделяем участию в патриотических акциях: «Рисуем Победу», «Окна Победы», «Песни Победы», «Открытка солдату на Новый год, 23 февраля, 9 мая», для поддержки военных в зоне СВО педагоги и родители изготовили блиндажные свечи, собирают и передают гуманитарную помощь.
Скажите, пожалуйста, в какой акции вы планируете принять участие с детьми и какую акцию, на ваш взгляд нужно провести в детском саду? Ответы родителей.
4. Семейные традиции как способ воспитания духовно – нравственных качеств дошкольника
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.
Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.
Скажите, пожалуйста, какие традиции - в ваших семьях? Дискуссия родителей, обмен опытом поддержания семейных традиций.
5.Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов, вручение памяток «Основы нравственных отношений в семье»
Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, что бы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в первую очереди в семье.
Рефлексия «Волшебное дерево»
Родителям берут листочки зелёного, желтого и коричневого цвета и крепят к дереву:
зелёный листочек – узнал много нового, и было интересно;
желтый листочек – было интересно, но нового не узнал;
коричневый листочек – было скучно, не интересно.
В завершении нашей встречи, я хочу раздать вам памятки о вечных принципах нравственности, я надеюсь, что они помогут вам на пути воспитания нелёгком, но благодарном пути.
Памятка “Основы нравственных отношений в семье”
- Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
- Будьте искренними - ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
- Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-244325-1646910550.jpg)
Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-863134-1486747060.jpg)
Родительское собрание в средней группе по теме "Экспериментирование в детском саду и дома"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание в средней группе на тему : "Нравственно-патриотическое воспитание детей"
Родительское собрание в средней группе на тему:«Нравственно – патриотическое воспитание детей»ПодготовилаДронова Лариса Павловна,воспитатель, высшая квалификационная категорияг. Ряза...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-1018474-1728393049.jpg)
Родительское собрание в младшей группе на тему: «Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду».
Конспект родительского собрания в первой младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/23/picture-851010-1727098742.jpg)
Родительское собрание в младшей группе на тему «Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду».
Родительское собрание в младшей группе на тему «Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306249-1611066579.jpg)
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Предварительная работа: - Приглашение родителей на собрание. - Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь? »...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1309450-1612077586.jpg)
Конспект родительского собрания в средней группе по теме "Нравственно - патриотическое воспитание в семье".
Привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребенка. Повышение педагогической культуры родителей, формировать обобщенное представление родителей в воп...