Проект "Что нам осень принесла?"
проект (средняя группа)

Бирюкова Екатерина Николаевна

Осенние признаки, явления, причины изменений. Обширный материал для глубокого понимания особенностей времени года ОСЕНЬ, причинно-следственных связей явлений. Примеры игр, упражнений, режимных моментов, бесед, занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для реализации проекта33.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА?»

Вид проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: дети средней группы «Дом Сказок», родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Характер контактов:  среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-ноябрь).

Заявитель: дети средней группы «Дом сказок».

Авторы проекта:  воспитатели  Бирюкова Екатерина Николаевна,

                                                      Борчанинова Ксения Викторовна.

2024год

Проблема:  при беседах с детьми выяснилось, что знания о временах года, их признаках, взаимосвязях в природе, связанных с сезонными изменениями расплывчаты; отсутствуют знания о месяцах, их очередности. Современные дети погружены в мир гаджетов, что в среднем дошкольном возрасте не способствует расширению кругозора.

Мы решили через систему занятий, предусмотренных программой, расширить кругозор детей о явлениях в природе осенью; научить детей описывать основные признаки; выявлять характерные особенности погоды каждого осеннего месяца; иметь представления о дарах, красках этого времени года; уметь видеть взаимосвязи живой и неживой природы.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Цель проекта:  способствовать накоплению у детей конкретных представлений о

сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень, иметь представление о причинно-следственных связях осенних явлений.

Задачи проекта:

• Создать картотеку литературных произведений;

расширить представления детей  об изменениях в природе осенью;

развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы.

•  развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;

пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Одежда», «Птицы»;

способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей вразговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

развивать умение читать наизусть небольшие стихотворения;

воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;

способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе;

привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи

Организационный этап

Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о признаках осени, причинно-следственных связях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Подборка и чтение художественной литературы (статьи, сказки, рассказы).
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий, приобретение игр, создание макетов.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, макетов по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для реализации проекта (природный материал: шишки, листья, плоды, семена; изготовление макета огорода; приобретение материала для фланелеграфа: птицы, овощи, фрукты, признаки осени; изготовление игр по теме).
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Деятельностный этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка из пластилина «Зонт», «Лист», «Овощная грядка» (коллективная работа).

• Раскрашивание и рисование.

• Аппликация «Тучка», «Свекла», «Колосок»,
• Отгадывание загадок.
Совместная деятельность взрослых и детей:

• Наблюдения на прогулке за погодой, растениями, насекомыми, птицами.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Сбор гербария.

• Игры с детьми по теме проекта.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.
Заключительный этап.

Выставка продуктивной деятельности детей

 Осенний утренник

 У детей расширился кругозор и увеличился словарный запас.

 Дети научились делать простейшие причинно-следственные выводы.

«Паутинка» проекта

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, понятие «золотая» осень.

Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», В. Поленов “Золотая осень”.

Беседы:

«Почему листья опадают?»

«Что ты знаешь о деревьях»

 «Жизнь деревьев осенью»

«Почему листья опадают?»

«Как деревья готовятся к зиме?»

«Почему не нужно срезать и ломать ветки?»

«Почему могут быть опасны засохшие деревья?

«Знакомство с профессией-дворник»

«Откуда хлеб к нам пришел?»

«Куда исчезли насекомые?»

«Перелетные птицы»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Фартутдинова  «Сказка о том, почему помидор стал красным». Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Юдин «Как варить компот»,

А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Щукина Татьяна «Ёжик и осень», Н. М. Грибачев сказка «Рыжие листья»,  К. Д. Ушинский сказка «Пчела и мухи», Э.Ю. Шим «Белые штаны», Домаренок Татьяна «Осень», «Усталый дождик», И.С. Соколов-Микитов

«Перед зимой», Дмитриев Василий «Сказка про осень и её трёх дочках», Сказка «Почему у зайчишки домика нет?», Татьяна Ландина «Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью»

Составление творческих рассказов:

 Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов и сложных предложений.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково», «С какого дерева листочек»

Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»

Разучивание с детьми стихов, отгадывание загадок.

Сюжетно-ролевая игра «Осеннее путешествие в лес»

Цель: учить детей познавать окружающий мир через игру. Брать на себя определённую роль и выполнять до логического конца.

Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

Развитие физиологического дыхания. Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Мимические упражнения

Познавательное развитие

«Признаки осени» (настольные игры нескольких видов по типу ЛОТО).

Что где растет? (модель грядок с набором овощей, фрукты).

«Как изменяется цвет листвы» (рассматривание листьев на участке, на прогулке с родителями, в собранном гербарии).

«Почему листья опадают» (просмотр видеоролика).

«Многообразие растительного мира» (обследование цветов, кустов и деревьев на территории сада).

«Летающие семена» (рассматривание семян деревьев, раскрытие принципа движения по ветру опытным путем).

«Разные колоски» (рассматривание колосьев овса, ржи, пшеницы).

«Куда исчезают насекомые?» (наблюдение на участке за мухой, муравьем, жуком).

«Как насекомые готовятся к зиме» (на основе иллюстративного материала показать убежища насекомых).

«Жизнь птиц с приходом холодов».

«Почему птицы улетают?» (поиск причин, очередность).

«Перелетные птицы» (внешний вид, пища, образ жизни)

Художественно-эстетическое развитие

Раскрашивание картинок (осенняя тематика, одежда сезонная).
Рисование «Зонт», «Грядка овощная», «Груша», «Осеннее дерево».

«Осенний ковёр» (коллаж из осенних листьев-конструирование и рисование отпечатками листьев).

Аппликация «Тучка» (мозаика), «Свекла» (обрывная аппликация), «Колосок» (объемная аппликация).
Лепка «Дубовый листочек» (пластилинография).

Разрезные картинки (тренажер вырезания по прямой и наклеивание деталей на основу в правильной последовательности).

Конструирование «Ветка рябины» (кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», счетные палочки, крышки), выкладывание по образцу из счетных палочек «Гриб», «Лист», «Морковь»,

«Осенние деревья» (лего-дупло)

Физическое развитие

Шнуровки (листочек, гриб, морковь): тренировка последовательного шнурования с чередованием протяжек через верх и низ основы).

Пальчиковая гимнастика «Норка ежа», «Капуста».

Упражнения с массажным мячиком «Иголки», «Орех», «Дождинки»

Игры с пинцетом «Урожай»

Игры-пятиминутки: «Капля – раз, капля – два…», «Ягоды, грибы, орехи» (внимательность, координация).

Подвижная игра «Найди себе пару», «Собираем урожай», «Найди листок, как на дереве»

Музыкальная деятельность

Игра «Огородная-хороводная».

Подготовка и проведение осеннего утренника (песни, танцы, игры)

Игра на определение ритма «Листопад»

Предполагаемые результаты. 

Осень – красивое и непредсказуемое время года, но явления, признаки, изменения предсказуемы в данный сезон. Живое и неживое зависит друг от друга, одно изменение влечет другое. Соединив теоретические знания и практические навыки, можно добиться более глубокого усвоения знаний ребенком.

Выводы.

В ходе проекта были затронуты многие темы, имеющие отношение к сезонному периоду ОСЕНЬ: признаки, явления, одежда, растения, насекомые, птицы, животные, деятельность людей. В играх и наблюдениях дети узнавали и закрепляли знания.

Изначально многие имели неправильные представления о некоторых явлениях природы: почему облетают деревья (листочки портятся; чтобы поменять на новые; плохо держатся), почему птицы улетают в теплые края (им холодно; чтобы посмотреть другие страны; ищут, где лучше), куда деваются насекомые (улетают в теплые края, как птицы; умирают; залетают в дома). После бесед, просмотра книг, чтения сказок и рассказов, наблюдений мнения изменились, были усвоены причинно-следственные связи между явлениями, жизнью живых обитателей.

Все занятия старались связать с осенью и всем, что к ней относится: счетный, дидактический, демонстрационный, лексический материалы. Это систематизировало и укрепляло знания.

Игры, приобретённые и изготовленные родителями, позволили подкрепить интерес в познании.

В помощь родителям обновлялись папки-передвижки, где содержался краткий материал по изучаемой теме, предлагались игры и упражнения, которые легко применить по дороге домой, прогулках, дома. Взаимодействие с семьей значительно улучшило результат, достигнутый в ходе проекта.

В связи с неожиданно теплой и сухой осенью, не удалось в полной мере проследить периоды ранней, золотой и поздней осени в реальных условиях. Использовали иллюстрации. Надеемся активизировать и восполнить полученные знания в старшем возрасте.

Приложение

«Осень. Приметы осени. Деревья осенью»

1.Знать и уметь называть приметы осени:

Пасмурно. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет дождь. Листья на

деревьях стали разноцветными: красными, желтыми, оранжевыми,

коричневыми. Начался листопад. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Люди собирают в садах и огородах урожай.

2.Повторить названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

3.Задание на расширение глагольного словаря:

Лист (что делает?) – падает, опадает, желтеет, краснеет, шуршит, шелестит,

кружится, осыпается, укрывает (землю);

Дождь (что делает?) – моросит, капает, идет, льет;

Цветы (что делают?) – увядают, сохнут;

Птицы (что делают?) – собираются в стаи, улетают.

4.Образование относительных прилагательных:

«Назови лист»

Лист березы (какой?) – березовый

Лист дуба (какой?) – дубовый

Лист рябины (какой?) – рябиновый

Лист липы (какой?) – липовый

Лист каштана (какой?) – каштановый

Нарисовать эти листья в тетради.

5.Выучить стихотворение:

         Осень.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

                                        И. Токмакова.

«Листопад, листопад – листья с дерева летят»

Понаблюдайте за листопадом вместе с ребенком. Обратите внимание на то, что в тихую безветренную погоду листья падают поодиночке. Они долго кружатся, прежде чем достигнут земли. В ветреную погоду деревья быстро теряют листья. За время прогулки дерево может практически остаться без листьев.

«Листья на ветке»

Предложите ребенку сорвать с ветки листья: зеленый и желтый. Сравните, какой из них прочнее держится. Рассмотрите место отрыва листа на ветке.

Там, где оторвался зеленый листочек, есть ранка, а где желтый, особенно тот, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет. Рассмотрите через лупу ветку, с которой только что упал листок. Обратите внимание, что видны еле заметные почки. Объясните ребенку, что деревья не погибают, они только сбрасывают отмершие, ненужные листья.

«Летающие семена»

Во время прогулки насобирайте семена растений и внимательно их рассмотрите. Расскажите ребенку детей о роли ветра в жизни растений. Дайте по одному «летающему» семени (семя клена, ясеня, липы) и одному «не летающему». Предложите поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук. Объясните, что семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Отпечатки листьев».

Поместите зеленый лист между бумагой, прокатите скалкой и обратите внимание на отпечатки, которые появились на бумаге. Объясните ребенку, что в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл, которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой. Тоже самое сделайте с желтым листом. В жёлтых листьях хлорофилла нет, значит, опавший лист неживой, – отпечатков нет.

«Шуршание листьев»

Предложите ребенку в сухую погоду походить по листьям и послушать, как они шуршат. Объясните, почему шуршат листья. Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если смочить их водой из лейки , то они намокнут и перестанут шуршать.

«Влажный осенний воздух»

Положите на скамейку лист сухой бумаги и кусочек ткани. В конце прогулки обратите внимание детей на то, что они стали влажными. Почему это произошло? Осенний воздух сырой, поэтому предметы на улице впитывают в себя влагу.

«Дождь - музыкант»

Перед дождем положите вверх дном различные предметы: алюминиевую кастрюльку, формочки для песка, ведерки, стаканчики. Можно положить листы картона, бумаги и фольги. Прислушайтесь вместе с малышом, как стучат капли по различной поверхности.

«ОВОЩИ»

1). Вспомните, где растут овощи (в огороде на грядках); их внешний вид (цвет, форма,

размер); какие они на вкус (сладкие, горькие…); что можно приготовить из овощей

( есть сырым, салат, сок, суп, пюре,…); закреплять обобщающие понятия (овощи).

2). Попросите ребенка показать и назвать по картинкам овощи, которые растут на

земле: (капуста, помидоры, огурцы, горох, кабачок, тыква, перец т.д), затем попросите

назвать овощи, которые растут в земле: (лук, картошка, морковь, свекла, репа, чеснок,

редиска и т.д).

3). Поиграйте с ребенком в игру:

«Назови ласково»

Морковь- морковка

Огурец- огурчик

Лук- лучок

Чеснок-чесночок

Перец-перчик

4). Поиграйте с ребенком в игру:

«Один-много»

Огурец - много огурцов

Лук - много лука

Морковь - много моркови

Свекла - много свеклы

Капуста - много капусты

5). Игра: «Четвертый лишний»

Капуста, свекла, яблоко, огурец

Перец, лук, кабачок, груша

Банан, помидор, репа, редиска

6). «Веселый повар» (образование относительных прилагательных).

Сок из моркови. — Морковный сок.

Салат из свеклы. — Свекольный салат.

Икра из кабачков. — Кабачковая икра.

Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.

7). Учим разгадывать загадки, чувствовать рифму.

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …(лук).

Не чихал чтоб мой сынок,

В суп кладу ему … (чеснок).

Ох в земле засела крепко

Наша жѐлтенькая …(репка).

Пышный хвост схватил я ловко,

Потянул- и вот… (морковка).

На солнце жарком он подсох-

Теперь лишь в суп пойдѐт … (горох).

Все друзья зовут Антошку

Им помочь копать … (картошку).

Весь в пупырышках малец -

Изумрудный ….. (огурец).

Прекращайте быстро споры!

Сок томатный дают …(помидоры).

8). Закрепите с ребенком пальчиковую гимнастику: «Огород».

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай на год,

Наш друг - огород!

(Загибаем по одному пальчику

на каждое название овощи,

начиная с левой руки).

(Загибаем по одному пальцу)

сразу на обеих руках на каждое

действие)

(Пальчики шагают)

(Кулачок-ладошка)

(Кулачк-ладошка)

Примеры заданий и упражнений, которые были рекомендованы родителям и использовались в режимных моментах в группе и на прогулке

1.Мама предлагает ребѐнку посмотреть в окно, и назвать признаки осени: (смотрим на деревья, на

небо, на землю, на людей).

2.Мама говорит: «Какая бывает осень?» ПОМОГАЕТЕ ДЕТЯМ.

Рассмотри картинку — как ты думаешь, какое время года здесь нарисовано? Почему ты так думаешь?

Подбери как можно больше «красивых» слов об осеннем небе, ветре, дожде, листьях и траве. Какое

небо осенью? (Серое, хмурое, пасмурное.) Какой осенью дождь? (Холодный, мелкий, противный.) А

какая осенью трава? (Сухая, жухлая, чѐрная.)

Подбери как можно больше слов о том, что делают осенью ветер (дует, срывает листья), дождь

(моросит, идѐт, льѐт, барабанит по крышам), листья (желтеют, краснеют, падают на землю, кружатся,

шуршат), перелѐтные птицы (собираются в стаи, улетают в тѐплые края), животные (готовят запасы к

зиме, меняют старые шубки на новые —линяют), насекомые (прячутся в землю и под кору деревьев),

люди (собирают урожай).

3.Послушай рассказ об осени и ответь на вопросы.

Наступила осень. Небо осенью серое, хмурое, затянуто тучами. Часто идѐт мелкий дождь. Дует

холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют, падают на землю. Трава сохнет и чернеет.

Насекомые от холода прячутся в землю и под кору деревьев. Перелѐтные птицы собираются в стаи и

улетают в тѐплые края. Животные готовят запасы к зиме, меняют старые шубки на новые. Люди

собирают урожай овощей и фруктов.

• О каком времени года этот рассказ?

• Какое осенью небо?

• Что происходит с листьями и травой?

• Что делают насекомые и животные?

• Что делают перелѐтные птицы?

• Что делают люди?

Перескажи рассказ об осени, пользуясь картинками-подсказками.

4.Рассматриваем картинки, называем птиц.

Проговариваем, почему они называются перелетными.

Осенью с каждым днем становится все холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно

добывать себе корм, поэтому они улетают в теплые края, на юг.

Вывод: эти птицы называются перелетными.

5.Упражнение «Скажи какая стая».

Мама говорит, что птицы собираются в стаи и улетают в тѐплые края, эти стаи называются по

разному:

Стая лебедей – лебединая, (журавлей, уток, грачей, соловьѐв и т.д.)

6.Упражнение «Внимательные ушки».

Мама вместе с ребѐнком отхлопывает названия всех птиц, ищет короткие и длинные слова,

определяет первый и последний звук в слове.

7.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Мама называет птицу в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет птиц во

множественном числе и возвращает мяч маме. (Грач, грачи, много грачей; стриж, жаворонок, скворец,

гусь, утка, селезень, ласточка, соловей, птенец).

8.Подвижная игра« Перелет птиц».

Предложить детям «превратиться» в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово

«ночь» отдыхают (садятся на корточки).

9.Упражнение «Назови ласково» с мячом.

Мама просит ребѐнка назвать ласково перелетных птиц по предметным картинкам (кукушка -

кукушечка, утка - уточка, журавль - журавлик, грач - грачик) и образцу мамы (журавль - журавушка,

скворец - скворушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка).

10. Упражнение «Составь новое слово».

Мама вместе с ребѐнком составляет новые слова типа чѐрнокрылая и т.д.

Черные крылья —

Длинные крылья - ...

Длинные ноги - ...

Длинная шея - ...

Длинный клюв - ...

Белый клюв — ...

Красный клюв - ...

Черные лапы - ... И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...