«Дополнительное образование в ДОУ, как элемент процесса развития талантов и способностей детей дошкольного возраста»
материал

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие талантов и творческих способностей детей, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть не только основное образование, но и дополнительное. Поскольку в  детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой.  ФГОС  ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть таланты и способности ребенка. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

Организация системы дополнительного образования в ДОУ имеет огромное значение для развития дошкольников, так как оно способствует обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса. Исходя из этого, развитие творческой активности каждого ребенка является главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качественного образования в целом.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определено как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Отличие дополнительного образования от общего образовательного процесса в том, что оно не регламентируется стандартами, а определяется социальным запросом детей и их родителей. Содержание современного дополнительного образования расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование мотивирует детей к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование.

Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации свободного времени.

В более широком понимании основная цель дополнительного образования - создание условия для воспитания ответственного гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Она имеет также возможность привлечения и всех незащищённых категорий детей к творческой деятельности, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Ведь именно творческая деятельность в системе дополнительного образования обладает высоким потенциалом. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, так как именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Для реализации поставленной цели педагогами дополнительного образования реализуются следующие задачи:

- обеспечить доступность дополнительного образования для всех категорий детей;

 - повысить качество его содержания;

 - способствовать духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации дошкольников, настойчивости в преодолении трудностей;     - ----------  выявлять и развивать потенциально творческие способности детей;  ------------формировать художественно-эстетический вкус.

В нашем детском саду организация дополнительных образовательных услуг осуществляется в форме различных кружков на бесплатной основе. Ценность дополнительного образования в нашем дошкольном учреждении в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы учреждения, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. 

Основными формами обучения и развития детей по программам  дополнительного образования являются:

– познавательно - досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

– соревновательные: соревнования, упражнения, игры;

– контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

– научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты. Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду востребованы кружки следующих направлений:  

- художественное: кружок по изобразительной деятельности с использованием различных нетрадиционных техник «Развивайка» в младшей группе направлен на развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, мышления, памяти, воображения детей. Кружок по тестопластике «Дружные ладошки», также в младшей группе  –  способствует развитию мелкой моторики, воображению, творческому мышлению детей.

 - социально - коммуникативное направление: формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, вхождение их в художественно-образную ситуацию происходит в кружке «Затейники»; программы дополнительного образования «Почемучки» и «Умный Я» основаны на интеграции речевой, игровой и математической деятельности.

 - туристско – краеведческое направление представлено программой «Мы друзья твои, природа!», способствующей экологическому воспитанию и  благодаря которой у детей формируются экологическое мышление и культура.

Планируя работу кружка, педагоги самостоятельно выбирают для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности. Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Организуя работу, педагоги учитывают:

– возрастные особенности детей;

– интересы детей к выбору кружка, досуговых мероприятий;

– ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

– решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

– создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

– нормы нагрузки на ребенка.

Занятия в кружках не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий. Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала.

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

– созданию необходимых условий для развития талантов, личных индивидуальных способностей дошкольников, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

– позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей;

– созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

В своей работе с воспитанниками педагоги дополнительного образования адаптируют содержание учебных программ к индивидуальным возможностям  детей, например, увеличивают время на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, уделяют больше времени отработке технике. С некоторыми детьми, если они работают в общей группе, проводится также и индивидуальная работа, не редко используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой, и готовы помочь другу. Очень важно педагогам в своей работе создавать «ситуацию успеха» ребенку, оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на достижения таких детей.

Планирование занятий осуществляется с учетом возрастных особенностей, ограничений в здоровье и интересов обучающихся. В процессе реализации программ используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, практические работы, методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования, поиска средств развития для их мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается акцент на развитие творческих способностей воспитанников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности путём привлечения их к занятиям в системе дополнительного образования. Ведь ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт собственного творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Терапия искусством успешно реализует творческие способности детей, и удовлетворяет возможности педагогики и психологии.

Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования являются:

 – расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;

– повышение качества профессиональной подготовки педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.

Литература                           

1. Семина И.В. Доклад на тему «Дополнительное образование в ДОУ как ступень для развития талантов детей в системе дошкольного образования» [Электронный ресурс].

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.

Деятельность детей в дополнительном образовании обязательно должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.

Деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. Для того чтобы дети не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что ребенок стремится к решению максимально трудных для него задач.

Также важнейшим условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: приступая к занятиям по программе дополнительного образования или в объединениях дополнительного образования, дети обладают разной мотивацией, имеют разный багаж творческой деятельности, проявляют различное, но интенсивности усердие, обладают разным социальным опытом. Поэтому один ребенок может быстро, в течение нескольких недель или месяцев, пройти первые этапы и демонстрировать творческую самостоятельность, другому же для продвижения вперед требуется гораздо больше времени, и педагог (совместно с родителями) должен активно стимулировать и поощрять его дальнейшее творческое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novyy.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №16»  

                                                ДОКЛАД

Тема: «Дополнительное образование в ДОУ, как элемент процесса     развития талантов и способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

первой категории

Спирова Ю. А.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие талантов и творческих способностей детей, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть не только основное образование, но и дополнительное. Поскольку в  детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой.  ФГОС  ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть таланты и способности ребенка. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

Организация системы дополнительного образования в ДОУ имеет огромное значение для развития дошкольников, так как оно способствует обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса. Исходя из этого, развитие творческой активности каждого ребенка является главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качественного образования в целом.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определено как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Отличие дополнительного образования от общего образовательного процесса в том, что оно не регламентируется стандартами, а определяется социальным запросом детей и их родителей. Содержание современного дополнительного образования расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование мотивирует детей к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование.

Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации свободного времени.

В более широком понимании основная цель дополнительного образования - создание условия для воспитания ответственного гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Она имеет также возможность привлечения и всех незащищённых категорий детей к творческой деятельности, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Ведь именно творческая деятельность в системе дополнительного образования обладает высоким потенциалом. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, так как именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Для реализации поставленной цели педагогами дополнительного образования реализуются следующие задачи:

- обеспечить доступность дополнительного образования для всех категорий детей;

 - повысить качество его содержания;

 - способствовать духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации дошкольников, настойчивости в преодолении трудностей;     - ----------  выявлять и развивать потенциально творческие способности детей;  ------------формировать художественно-эстетический вкус.

В нашем детском саду организация дополнительных образовательных услуг осуществляется в форме различных кружков на бесплатной основе. Ценность дополнительного образования в нашем дошкольном учреждении в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы учреждения, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.  

Основными формами обучения и развития детей по программам  дополнительного образования являются:

– познавательно - досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

– соревновательные: соревнования, упражнения, игры;

– контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

– научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты. Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду востребованы кружки следующих направлений:  

- художественное: кружок по изобразительной деятельности с использованием различных нетрадиционных техник «Развивайка» в младшей группе направлен на развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, мышления, памяти, воображения детей. Кружок по тестопластике «Дружные ладошки», также в младшей группе  –  способствует развитию мелкой моторики, воображению, творческому мышлению детей.

 - социально - коммуникативное направление: формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, вхождение их в художественно-образную ситуацию происходит в кружке «Затейники»; программы дополнительного образования «Почемучки» и «Умный Я» основаны на интеграции речевой, игровой и математической деятельности.

 - туристско – краеведческое направление представлено программой «Мы друзья твои, природа!», способствующей экологическому воспитанию и  благодаря которой у детей формируются экологическое мышление и культура.

Планируя работу кружка, педагоги самостоятельно выбирают для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности. Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Организуя работу, педагоги учитывают:

– возрастные особенности детей;

– интересы детей к выбору кружка, досуговых мероприятий;

– ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

– решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

– создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

– нормы нагрузки на ребенка.

Занятия в кружках не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий. Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала.

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

– созданию необходимых условий для развития талантов, личных индивидуальных способностей дошкольников, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

– позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей;

– созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

В своей работе с воспитанниками педагоги дополнительного образования адаптируют содержание учебных программ к индивидуальным возможностям  детей, например, увеличивают время на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, уделяют больше времени отработке технике. С некоторыми детьми, если они работают в общей группе, проводится также и индивидуальная работа, не редко используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой, и готовы помочь другу. Очень важно педагогам в своей работе создавать «ситуацию успеха» ребенку, оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на достижения таких детей.

Планирование занятий осуществляется с учетом возрастных особенностей, ограничений в здоровье и интересов обучающихся. В процессе реализации программ используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, практические работы, методы мотивации и стимулирования, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования, поиска средств развития для их мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается акцент на развитие творческих способностей воспитанников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности путём привлечения их к занятиям в системе дополнительного образования. Ведь ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт собственного творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Терапия искусством успешно реализует творческие способности детей, и удовлетворяет возможности педагогики и психологии.

Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования являются:

 – расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;

– повышение качества профессиональной подготовки педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.

Литература

1. Семина И.В. Доклад на тему «Дополнительное образование в ДОУ как ступень для развития талантов детей в системе дошкольного образования» [Электронный ресурс].

2. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ library/dopolnitelnoe_obrazovanie_v_dou_kak_stupen_dlya_r_111838

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.

Деятельность детей в дополнительном образовании обязательно должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.

Деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. Для того чтобы дети не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что ребенок стремится к решению максимально трудных для него задач.

Также важнейшим условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: приступая к занятиям по программе дополнительного образования или в объединениях дополнительного образования, дети обладают разной мотивацией, имеют разный багаж творческой деятельности, проявляют различное, но интенсивности усердие, обладают разным социальным опытом. Поэтому один ребенок может быстро, в течение нескольких недель или месяцев, пройти первые этапы и демонстрировать творческую самостоятельность, другому же для продвижения вперед требуется гораздо больше времени, и педагог (совместно с родителями) должен активно стимулировать и поощрять его дальнейшее творческое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

«Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...

Программа дополнительных платных услуг,по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста. «Фиолетовая комната.

Актуальность  программы определена тем, что игры В.Воскобовича учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их твор...