музыкотерапия
материал

Попова Любовь Александровна

Музыкотерапия представляет из себя психотерапевтический метод, в основе которого лежит целительное воздействие музыки на психику человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapevticheskie_priemy_dlya_rechevogo_razvitiya.docx37.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад: «Музыкотерапевтические приемы в  речевом развитии

дошкольников»

Цель:

      Все воспитанники дошкольной образовательной организации, не зависимо от того имеют они речевые проблемы или нет, нуждаются в совершенствовании речевого развития. Помощь в речевом развитии оказывают все педагоги, в том числе и музыкальные руководители.

    У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, пожалуй, самая основная, заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. И музыкальное произведение, и человеческая речь-это возможность общения с окружающим миром. 

    Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. проводится работа над такими компонентами речи, как:

развитие словаря;

обучение рассказыванию и чтению стихов;

формирование диалогической речи;

ознакомление с литературой и поэзией;

воспитание культуры речевого общения;

развитие дыхания.

     Музыкотерапевтическое направление работы способствует не только улучшению общего эмоционального состояния детей, но и стимулирует речевую функцию; нормализует просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).(привести примеры)

     Большое внимание уделяю пению детей. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

      К методикам музыкальной терапии можно отнести музыкальные пальчиковые игры, фонетическую ритмику Костылевой Н.Ю., «Хор рук», ритмодекламацию, игру и т.д.

      Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный, речевой.

По мнению Костылевой Н.Ю., фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь, движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой позволяют сформировать фонетически правильную речь.

Фонетическая ритмика проходит под музыкальное сопровождение. (привести примеры).

      Технология «Хор рук» является одной из форм музыкотерапии. Она направлена на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма.

Музыка и ее ритмы не просто сопровождают движение и пение детей, они являются самым действенным, организующим и руководящим средством коррекционного воздействия на детей, имеющих различные речевые проблемы.

      Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения музыки. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

      Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

     Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Ввиду того, что дети быстрее запоминают музыку в сопровождении слова, разучивание песни проводится сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение. Текст песен должен быть рифмованным и ритмичным. Дети лучше и быстрее запоминают такие стихи.

     На музыкальных занятиях у детей пополняется багаж новых слов: жанры (марш, колыбельная, танец), музыкальные термины (высоко, низко, ритм, тембр, оркестр, хор, солист, дирижёр и т.д.), инструменты (баян, бубен, труба, скрипка, барабан, балалайка, бубен, металлофон, ксилофон, пианино, гитара), слова, определяющие характер музыки.

       Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках(привести пример).

      Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

        Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия с движениями под музыку и в сопровождении речи имеют неоценимое значение. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, тренируют мозг и подвижность нервных процессов.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.

Формы музыкотерапии: рецептивная, активная, интегративная.

Рецептивная

Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивидуально с ребенком.

В рецептивной форме можно использовать прием –музыкальные картинки.

Музыкальные картинки

восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.

Следующий прием – музыкальное моделирование.

Музыкальное моделирование: ребенок прослушивает несколько музыкальных произведений. Одно из них  отвечает  душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям). Другое  противостоит  действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. А третье обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).

 Мини релаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Живая музыка

В этом варианте ребенок как бы входит в образ исполнителя и представляет, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении ( легкое покачивания рук, тела, дирижирование,  «игра» пальцами на воображаемых клавишах).

музыкальный сон

Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).

Интегративная музыкотерапия

      Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.

Активная музыкотерапия 

Активная музыкотерапия основана на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Инструментальная терапия (игра на музыкальных инструментах)

направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

Вокалотерапия (вокальные упражнения, пение)

направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Систематические занятия позволяют эффективно решать задачи по профилактике и коррекции недостатков голоса.  Упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают ребенка в общем плане.

Ритмотерапия .

   Ритмотерапия – это система упражнений под музыку с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Если разделить это слово на две части, мы можем трактовать это понятие как «лечение ритмом». Ритмотерапию смело можно отнести к современным здоровьесберегающим технологиям.  

Способствует развитию чувства ритма, снижает общую скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

          Ритм, который диктует музыка, развивает внимание, восприятие, самоконтроль, реакцию и речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

   Ритмотерапия включает в себя:

– музыкально – ритмические игры и упражнения;

– речевые ритмические упражнения;

- игры и танцы импровизации;

-игры на ударных музыкальных инструментах

(пример)

Зашагали ножки по прямой дорожке, - ударять поочерёдно палочками по полу

Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Побежали ножки по прямой дорожке, - быстро ударять поочерёдно палочками по полу

Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Поскакали ножки по прямой дорожке, - ударять двумя палочками справа-слева по полу

Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Заплясали ножки на прямой дорожке,-ударять по очереди разными концами палочек о пол

Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Отдыхают ножки на прямой дорожке, - положить палочки на пол, ручки под щёчки

Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.

Хореотерапия.

хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, обеспечивает снятие зажимов.  При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации. Публикации зарубежных врачей и психологов показывают, что использование танцетерапии эффективно для создания лечебно-охранительного режима, тренировки не только мышечной, но сердечнососудистой и нервной систем.

Сказкотерапия

 это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В деятельности музыкального руководителя сказка может предварять восприятие музыки или пения, прослушивание программного произведения и помогает заинтересовать детей, настроиться на нужный лад, сказка, иллюстрируется  музыкой. Здесь важно, чтобы музыка, сопровождающая сказку, была несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Это короткие этюды сказочного содержания,  подвижные игры с участием сказочных героев, инсценировка сказки в кукольном театре, элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Вывод

     Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми по развитию речи, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия), используемые в системе коррекционной помощи ребенку с проблемами в дошкольном учреждении, должны способствовать гармонизации личности такого ребенка и его социальной адаптации.

Использование музыкотерапии в течении дня.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

  На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

    В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

 Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

  Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

  Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

     Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

Упражнения по музыкотерапии

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

:

«Ночные страхи»  (Музыкальное моделирование)Страх

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)

«Снеговик» (Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .

«Медвежонок Бука»  (Музыкальная театрализация)Замкнутость

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» - говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » - подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...