Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста
картотека (младшая группа)

Шунякова Мария Вячеславовна
Игры на различение основных цветов 1. «Посади жука на свой листок» Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов. Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов. Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета. 2. «Воздушные шарики» Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета. Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним. Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем. 3. «Подбери чашки к блюдцам» Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов. Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. 4. «Найди такой же цветочек» Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета. Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал). Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам. 5. «Загадочные пуговки» Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета. Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов. Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик. Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас. В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем. Игры на различение величины предметов 1. «Найди домик для матрешки» Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький» Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие. Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки. 2. «Выбери пуговки» Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине. Материал: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие) Ход игры: воспитатель вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. 3. «Наряди елку» Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие) Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая. 4. «Зоопарк» Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов. Материал: игрушки зверей разных размеров. Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д. Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные действия. 5. «Спрячь шарик в ладошках» Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Материал: два комплекта больших и маленьких шаров. Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно». 6. «Собери пирамидку» Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов. Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец. Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная. Игры на различение геометрических форм 1.«Круг – квадрат» Цель: учить детей группировать предметы по форме. Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета. Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?». 2. «Найди варежку» Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник. Материал: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами. Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия. 3. «Закрой окошко в домике» Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках. Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой. 4. «Спрячемся от дождика» Цель: учить детей группировать предметы по форме. Материал: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков. Ход игры: Воспитатель выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик. 5. «Покажи такую же» Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами. Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка , приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры, и воспитатель просит показать такую же фигуру, как у него. 6. «Подбери крышку к коробочке» Цель: подбор предметов по образцу. Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки. Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание. Игры на развитие тактильных ощущений 1.«Поймай игрушку» Цель: определение места прикосновения к телу Материал: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и т.п.) Ход игры: Ребенок закрывает глаза. воспитатель касается разных частей тела ребенка игрушкой (киской) и просит его определить, где киска. 2. «Чудесный мешочек» Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы). Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. 3. «Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу. Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик) Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель. 4. «Найди пару» Цель: способствовать развитию тактильного восприятия. Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по 2). Ход игры: воспитатель предлагает ощупать каждый мешочек . Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку. Игры с прищепками 1.«Солнышко» Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет. Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов. 2.«Ежик» Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине. Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов. 3.«Разноцветные человечки» Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия. Дидактический материал: геометрические формы и прищепки. 4.«Забавные прищепки» Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kartoteka_sensornoe_razvitie_-_ranniy_vozrasta.pdf613.08 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие детей в группах раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

В данной презентации содержится промежуточный отчёт о деятельности муниципальной творческой педагогической лаборатории, руководителем которой я являюсь. С введением ФГОС ДО изменились требования к про...

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста

Конспект занятия по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста...

Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов...