Игры на различение основных цветов
1. «Посади жука на свой листок»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета
и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4
основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные
изображения предметов и выясняет что это и какого
они цвета. Жуки любят отдыхать на
листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого
жучка на листок своего цвета.
2. «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные
цвета.
Материал: плоскостные изображения шариков 4
основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика
основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и
предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку
того же цвета.
Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать надо ленту привязать.
Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
3. «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета
разнородных предметов.
Материал: наборное полотно, плоскостные изображения
блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли
блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске
наборного полотна блюдца и предлагает детям
рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом
привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель
предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к
блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как
блюдца.
4. «Найди такой же цветочек»
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать
умение по показу называть 4 основных цвета.
Материал: демонстрационные изображения цветков
красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же
изображения цветков меньшего размера (раздаточный
материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям
большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и
рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель
раздает детям маленькие изображения цветков, дети
рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой
же цветочек, какой показывает сам.
5. «Загадочные пуговки»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные
цвета.
Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора
(основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных
цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и
рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем
показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все
пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике
своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь
пуговкам найти свой домик.
Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас.
В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем.
Игры на различение величины предметов
1. «Найди домик для матрешки»
Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х
размеров: большие и маленькие, плоскостные
изображения домиков 2-х размеров: большие и
маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики.
Домики разные по величине: маленькие и большие. В
этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки
большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись.
Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.
2. «Выбери пуговки»
Цель: воспитывать умение группировать предметы по
величине.
Материал: 2 коробочки: большая и маленькая, набор
пуговиц разных по величине (большие и маленькие)
Ход игры: воспитатель вместе с детьми раскладывает
пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры
пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
3. «Наряди елку»
Цель: формировать умение выделять величину
предметов, упражнять в установлении сходства и
различия между предметами
Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие
елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор
кругов двух величин (большие и маленькие)
Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и
принес елочки (рассмотреть и рассортировать по
размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить.
Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать
по размеру). Предложить детям нарядить большие
елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В
процессе игры активизировать в речи детей понятия:
круг, большой, маленький, большая,
маленькая.
4. «Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью
величин предметов.
Материал: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор
знакомых животных разной величины. Рассматривают:
«Это кто?», «А это кто?» и т.д.
Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих
детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог
берет большого мишку и предлагает найти маленького и
т.п. В случае затруднения используем совместные
действия.
5. «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить различать величину предметов, соотносить
действия рук с величиной предметов.
Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на
котором лежат большие и маленькие шары. Берет
большой шарик и предлагает детям взять такой же
шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках
(аналогично с маленьким). Воспитатель обращает
внимание детей: «Маленький шарик спрятался в
ладошках, а большой – не спрятался, его видно».
6. «Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных
величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из
большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого
возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо,
т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
Игры на различение геометрических
форм
1.«Круг – квадрат»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного
цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям
геометрические фигуры, произвольно перемешанные на
столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат.
Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу
на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает
детям разложить фигуры по своим местам и
активизирует речь детей вопросом «Что это?».
2. «Найди варежку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы
– круг, квадрат, треугольник.
Материал: плоскостные изображения варежек белого
цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в
произвольном порядке изображения варежек. Куклы
перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте
поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае
затруднения используем совместные действия.
3. «Закрой окошко в домике»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой
отверстия.
Материал: плоскостные изображения домиков с
вырезанными окошками разных геометрических форм
(круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг,
квадрат, треугольник), строго соответствующие по
размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические
фигуры разного цвета. На столах лежат домики с
окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть
окошки в домиках соответствующей фигурой.
4. «Спрячемся от дождика»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: набор геометрических фигур из кругов,
квадратов и треугольников разного размера, три рисунка
зонтиков.
Ход игры: Воспитатель выкладывает под каждый зонтик
по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли
круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в
небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и
пошел дождик. Геометрическим фигурам надо
спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой
фигуре надо найти свой зонтик.
5. «Покажи такую же»
Цель: закреплять умение находить нужную
геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными
геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка ,
приносит коробочку с геометрическими фигурами и
просит детей рассказать, что это такое. Сначала
воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и
просит детей сказать, что это за фигура, помогает в
случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры, и
воспитатель просит показать такую же фигуру, как у
него.
6. «Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных
форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная,
треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка,
его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем
показывает предмет, сопровождая действие словом. На
глазах у детей опускает предмет в соответствующее
отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Игры на развитие тактильных ощущений
1.«Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу
Материал: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка,
колючий ежик и т.п.)
Ход игры: Ребенок закрывает глаза. воспитатель касается
разных частей тела ребенка игрушкой (киской) и просит
его определить, где киска.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические
фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся
предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая
в мешочек, найти нужный предмет.
3. «Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по
зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек, два набора
плоскостных и объемных геометрических форм (круг,
квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик)
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор
геометрических форм. Второй такой же набор находится
на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь
найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую
указал воспитатель.
4. «Найди пару»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.
Материал: маленькие полотняные мешочки,
наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой,
фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по
2).
Ход игры: воспитатель предлагает ощупать каждый
мешочек . Задача ребенка в том, чтобы найти пару
мешочку.
Игры с прищепками
1.«Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по
образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки
двух цветов.
2.«Ежик»
Цель: учить детей производить выбор по величине и
слову; чередовать по цвету и величине.
Дидактический материал: плоскостные изображения
ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного
цветов.
3.«Разноцветные человечки»
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть
основные цвета и формы, способствовать воспитанию в
детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и
прищепки.
4.«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать
прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю
которой наклеены цветные полосы, набор цветных
прищепок.