Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»
Подготовила: воспитатель
Синеок С.А.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений.
Задачи:
- Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Здравствуйте, уважаемые родители. Мне очень приятно видеть вас на моем мастер-классе. У всех нас есть общее прошлое – детство. Именно в это время нам позволено играть без забот. Скажите, кто из вас знает, почему дети играют? (ответы родителей). Вы совершенно правы, через игру ребенок открывает для себя мир вокруг. В процессе игры дети учатся подражать взрослым – родителям и воспитателям. Играя, ребенок «примеряет» на себя различные роли, что помогает ему подготовиться к жизни в обществе.
Сегодня мы обсудим не просто игру, а игру с использованием пальчиков. Важное внимание уделяется развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук имеют тесную связь с речевыми функциями. Дело в том, что в человеческом мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев, располагаются рядом. Стимулируя мелкую моторику и активируя соответствующие области мозга, мы также активируем смежные участки, ответственные за речь. Полноценное развитие речи является необходимым условием для успешного обучения в школе, поэтому работать над развитием мелкой моторики у детей следует начинать как можно раньше. Это особенно важно для своевременного развития речи, особенно в случаях, когда оно нарушено.
Неотъемлемой частью развития мелкой моторики являются игры с пальчиками. Эти игры полны эмоций и могут проводиться как в детских садах, так и в домашних условиях. Пальчиковые игры представляют собой инсценировки различных рифмованных стихотворений и сказок с использованием пальцев. Что происходит, когда малыш занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Развивается речь.
2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
Дорогие родители, сейчас я хочу попросить вас немного поиграть со мной в пальчиковые игры, представив себя вашими детьми. Давайте начнем с того, чтобы разогреть наши руки. Эти упражнения очень важны в начале любой деятельности, требующей работы руками.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Существует множество типов игр с пальчиками. Сегодня я выбрала для вас самые увлекательные из них, основанные на русских народных сказках. Эти сказки способствуют укреплению доброты, нравственного и психического состояния, а также расширению кругозора и развитию мышления.
Пальчиковые игры:
- «Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
- «Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)
Следующий вид - пальчиковые игры с предметами.
Игры с массажными мячиками
Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.
Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Игры с карандашами
- «Пианино».
Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.
Прижимайте карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимайте сильнее!
- «Утюжок».
Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положите его на стол. «Прогладьте» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по столу.
- «Подъемный кран».
Поднимание карандаша с поверхности столы одним пальцем.
Положите карандаш на край стола. Попробуйте поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполните это упражнение другими пальчиками.
- «Эстафета».
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Сожмите карандаш указательным пальцем, подержите, передайте его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживайте карандаш средним пальцем. Передавайте карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.
- «Волчок».
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращайте карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуйте сделать то же большим и средним пальцами.
Игры с прищепками
Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики рук. Они особенно полезны, если у ребёнка пальцы движутся неуверенно или неловко. Такие игры эффективно развивают щипковый захват. Важно заниматься последовательно, начиная с правой руки, затем левой и обеими руками. Следует переходить от простых действий к более сложным, используя для захвата сначала большой и средний пальцы, затем большой и безымянный, и наконец, большой палец с мизинцем.
- Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игры с камушками
С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;
- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать камушек с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать камушек между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать камушек по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- зажмите камушки в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки.
В завершение мастер-класса хочется отметить, что в период нахождения ребенка в детском саду мы, как педагоги, образуем своеобразный треугольник. Вершиной этого треугольника является, конечно, сам ребенок. Его задача – через познание нового открывать свое «я». Взрослые, в свою очередь, должны поддерживать его в этом нелегком процессе.
Представьте себе, что произойдет с табуретом на трех ножках, если одна из них сломается? Он упадет! Как гласит басня И. Крылова: «Когда между товарищами нет согласия, дело не пойдет, а только возникнут мучения». Поэтому нам нужно объединить усилия, чтобы ребенку было комфортно в детском саду, и он развивался всесторонне. Я призываю вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и сотрудников детского сада мы сможем справиться с любыми задачами в воспитании и развитии ребенка. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...
Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»
Мастер-класс для повышения профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Знакомясь с материалами мастер - класса родители узнают, что развивая мелкую моторику дошкольников, они развивают интеллект ребенка, ускоряют созревание речевых областей, стимулируют развитие речи реб...
Мастер-класс для родителей. «Играем с пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для родителей.«Играем с пальчиками и развиваем речь»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием...
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...