Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»
материал

Синеок Светлана Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igraem_palchikami.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»

Подготовила: воспитатель

Синеок С.А.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
  2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  4. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

        Здравствуйте, уважаемые родители. Мне очень приятно видеть вас на моем мастер-классе. У всех нас есть общее прошлое – детство. Именно в это время нам позволено играть без забот. Скажите, кто из вас знает, почему дети играют? (ответы родителей). Вы совершенно правы, через игру ребенок открывает для себя мир вокруг. В процессе игры дети учатся подражать взрослым – родителям и воспитателям. Играя, ребенок «примеряет» на себя различные роли, что помогает ему подготовиться к жизни в обществе.

        Сегодня мы обсудим не просто игру, а игру с использованием пальчиков. Важное внимание уделяется развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук имеют тесную связь с речевыми функциями. Дело в том, что в человеческом мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев, располагаются рядом. Стимулируя мелкую моторику и активируя соответствующие области мозга, мы также активируем смежные участки, ответственные за речь. Полноценное развитие речи является необходимым условием для успешного обучения в школе, поэтому работать над развитием мелкой моторики у детей следует начинать как можно раньше. Это особенно важно для своевременного развития речи, особенно в случаях, когда оно нарушено.        

        Неотъемлемой частью развития мелкой моторики являются игры с пальчиками. Эти игры полны эмоций и могут проводиться как в детских садах, так и в домашних условиях. Пальчиковые игры представляют собой инсценировки различных рифмованных стихотворений и сказок с использованием пальцев. Что происходит, когда малыш занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Развивается речь.

2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

        Дорогие родители, сейчас я хочу попросить вас немного поиграть со мной в пальчиковые игры, представив себя вашими детьми. Давайте начнем с того, чтобы разогреть наши руки. Эти упражнения очень важны в начале любой деятельности, требующей работы руками.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

        Существует множество типов игр с пальчиками. Сегодня я выбрала для вас самые увлекательные из них, основанные на русских народных сказках. Эти сказки способствуют укреплению доброты, нравственного и психического состояния, а также расширению кругозора и развитию мышления.

Пальчиковые игры:

  1.  «Репка»

В огороде дедка репку посадил

 И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

  1. «Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

 Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

 Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)

Следующий вид - пальчиковые игры с предметами. 

Игры с массажными мячиками

Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста. 

Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Игры с карандашами

  1. «Пианино».

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

Прижимайте карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимайте сильнее!

  1. «Утюжок».

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положите его на стол. «Прогладьте» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по столу.

  1.  «Подъемный кран».

Поднимание карандаша с поверхности столы одним пальцем.

Положите карандаш на край стола. Попробуйте поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполните это упражнение другими пальчиками.

  1. «Эстафета».

Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

Сожмите карандаш указательным пальцем, подержите, передайте его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживайте карандаш средним пальцем. Передавайте карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

  1. «Волчок».

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращайте карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуйте сделать то же большим и средним пальцами.

Игры с прищепками

Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики рук. Они особенно полезны, если у ребёнка пальцы движутся неуверенно или неловко. Такие игры эффективно развивают щипковый захват. Важно заниматься последовательно, начиная с правой руки, затем левой и обеими руками. Следует переходить от простых действий к более сложным, используя для захвата сначала большой и средний пальцы, затем большой и безымянный, и наконец, большой палец с мизинцем.

  1. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры с камушками

С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.

- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);

- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;

- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;

- скатывать камушек с тыльной стороны кисти рук (как с горки);

- прокатывать камушек между ладонями от пальцев к запястью и обратно;

- раскатывать камушек по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;

- зажмите камушки в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки.

        В завершение мастер-класса хочется отметить, что в период нахождения ребенка в детском саду мы, как педагоги, образуем своеобразный треугольник. Вершиной этого треугольника является, конечно, сам ребенок. Его задача – через познание нового открывать свое «я». Взрослые, в свою очередь, должны поддерживать его в этом нелегком процессе.  

        Представьте себе, что произойдет с табуретом на трех ножках, если одна из них сломается? Он упадет!  Как гласит басня И. Крылова: «Когда между товарищами нет согласия, дело не пойдет, а только возникнут мучения». Поэтому нам нужно объединить усилия, чтобы ребенку было комфортно в детском саду, и он развивался всесторонне. Я призываю вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и сотрудников детского сада мы сможем справиться с любыми задачами в воспитании и развитии ребенка. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для повышения профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Знакомясь с материалами мастер - класса родители узнают, что развивая мелкую моторику дошкольников, они развивают интеллект ребенка, ускоряют созревание речевых областей, стимулируют развитие речи реб...

Мастер-класс для родителей. «Играем с пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для родителей.«Играем с пальчиками и развиваем речь»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием...

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»

  Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...